Программа профессионально-личностного саморазвития учителя математики Артамоновой Станиславы Антоновны
рабочая программа по математике на тему

Артамонова Станислава Антоновна

Образовательные технологии и их применение для конструирования уроков математики в контексте требований ФГОС

Методическая тема:

 «Применение информационных технологий на уроках математики и в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся».

Моя тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то мне тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовой к работе по новым ФГОС. Для этого надо я изучаю новые образовательные технологии, участвую в разработке рабочих программ по математике с требованиями ФГОС, повышаю свою квалификацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalno-lichnostnogo.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

профессионально-личностного саморазвития

учителя математики

Артамоновой Станиславы Антоновны

2014-2017 учебный год

Образовательные технологии и их применение для конструирования уроков математики в контексте требований ФГОС

Методическая тема:

 «Применение информационных технологий на уроках математики и в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся».

Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовым к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по математике с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.

Цели саморазвития:

  • формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности обучающихся через применение различных образовательных технологий.
  • повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания математики в связи с введением новых ФГОС;
  • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
  • уметь воплощать творческие идеи и замыслы в своей деятельности.

Задачи: 

  • изучить современные образовательные технологии, которые можно использовать для конструирования уроков математики в контексте требований ФГОС;
  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых технологий;
  • овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.

Источники саморазвития:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
  • Интернет;
  • семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
  • мастер-классы,
  • курсы повышения квалификации.

Формы саморазвития:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей математики.

Ожидаемый результат саморазвития:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка учебных рабочих программ по математики, в связи с требованием ФГОС,
  • применение современных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
  • создание базы разработанных конспектов уроков с применением современных технологий и ИКТ;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Срок работы над программой 3 года.

План работы над методической темой

Этапы работы

Содержание

Сроки работы

Форма результатов

I.Диагностический

1. Постановка проблемы.

2. Чтение научно-методической литературы

3. Обзор в Интернете информации по математики, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Апрель-август

2014-2015 учебный год

Конспекты

Памятки

Рекомендации

II.Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой. 
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 
3. Прогнозирование результатов

Вторая четверть

2015-2016 учебный год

Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов

III. Практический

а) научно-методическая работа

б) Опытно-экспериментальная работа.

1. Изучение и внедрение в практику изученных технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Отбор наиболее удавшейся технологии для дальнейшей работы.

1. Организация исследовательской работы учащихся.

2.Организация проектной работы учащихся

3. Применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков

4. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов.

5. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом работы.

Третья, четвёртая четверть

2014-2015 учебный год

2015-2016

учебный год

Конспекты

Выступление на ГМО

Написание исследовательских работ, создание проектов

Написание конспектов уроков, составление презентаций, написание рекомендаций

IV. Обобщающий

1. Разработка конспектов уроков с применением новых технологий.

2.. Разработка рабочих программ в 7-8 классах по математике с требованием ФГОС.

3. Разработка методических рекомендаций по применению новых технологий.

4. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов.

5. Разработка тем проектов для уроков математики в 7-9 классах.

6. Оформление результатов работы по теме самообразования. 

2016-2017

учебный год

Пополнение методической копилки

Написание рабочей программы

Методико-дидактические

материалы

Выступление на ШМО, ГМО

V. Внедренческий

1. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы. 

2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы.

3. Посещение уроков своих коллег.

2016-2017

учебный год

Обобщение опыта работы

Вопросы, отражающие основные компетентности

1.1

Есть ли у вас программа профессионального развития? В чём её особенности?

2.1

Какую цель вы ставите в рамках своей программы профессионального развития?

     повышение качества преподавания, качества знаний учащихся, работать не на поверхностное усвоение материала, но на глубину понимания.

2.2

Какие Вы видите способы достижения целей своего профессионального развития?

1. Изучать новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями и внедрять их в образовательный процесс.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей математики.
4. Разрабатывать рабочие программы по предмету.

5. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2.3.

Каким Вы видите свой вклад в достижение общих результатов образовательной деятельности образовательной организации?

1. Выступаю на педагогических советах по различным вопросам, в том числе по внедрению ФГОС.

2.Разрабатываю рабочие программы, контрольные срезы для всех параллелей.

3. Имею ежегодно призёров олимпиад различных уровней, а также лауреатов НОУ муниципального и регионального этапов.

3.1

Какие направления саморазвития являются для Вас приоритетными и почему?

1. Изучать новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.(работа по новым образовательным стандартам полностью отвечает целям и задачам моего профессионального развития: осуществляет осмысленный подход учащихся к учебному материалу на каждом этапе урока, раскрывает индивидуальные особенности учащихся, формирует УУД).
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями и внедрять их в образовательный процесс (здоровьесберегающие технологии- работают на сохранение здоровья ученика, ИКТ делают процесс обучения наиболее увлекательным, наглядным, интерактивным; проектные технологии разрабатывают коммуникативность, самостоятельность при изучении тем, работу с добыванием информациитехнологии проблемно- диалогического обучения: позволяют самостоятельно открывать знания, основаны на деятельностном принципе обучения. Именно через эти технологии у ученика формируются такие компоненты учебной деятельности как целеполагание, самоконтроль, самооценка. Технологии дифференцированного обучения: создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.).
3. Организовывать работу с одарёнными детьми. (В нашей школе не много учеников имеющих высокий уровень математических способностей и желающих получить знания по предмету, выходящие за рамки школьного курса. Считаю своим долгом обеспечить им эти возможности, поэтому веду кружок для 7-8-х классов, группу по решению задач повышенной сложности для 11-х классов, каждый год работаю с несколькими учащимися над научными работами ).

3.2

В чём особенности использования вами технологии мотивации обучающихся (воспитанников)?

Положительная эмоциональная обстановка на уроке, дифференцированный подход к обучению, применение ИКТ на каждом уроке, возможность самореализации для каждого ученика.

3.3

Чем, по Вашему мнению, определяется Ваша успешность как педагога?

Ответственным отношением к каждому этапу создания урока и его проведения, заинтересованность в успешности каждого ученика, творческим подходом к организации образовательного процесса.

4.1

Какие методы достижения поставленных целей Вы используете и почему?

4.2

Какие современные образовательные технологии вы используете в образовательном (воспитательном) процессе и почему?

-информационно-коммуникационные технологии:

позволяют сделать уроки более интересными, продуманными, повышают мотивацию к обучению, благодаря интерактивным свойствам компьютера. Использование таких технических средств как интерактивная доска, сканер, позволяют сделать уроки мобильными, сокращают время при объяснении нового материала, проверке домашнего задания, а также заданий выполненных на уроке, позволяют сделать проверку наглядной для всех. Специальное программное обеспечение позволяет осуществлять индивидуальную диагностику и контроль знаний учащихся, дают возможность выполнения учащимися домашних творческих и самостоятельных заданий.  Такие программы как "Живая математика", другие интерактивные учебные программы для построения графиков функций, чертежей из стереометрии  формируют наглядно образное мышление, вовлекают в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Позволяют перейти от объяснительно- иллюстрированного способа обучения к деятельностному, это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.  Информационно-коммуникационные технологии используются мною на каждом уроке. Мною и моими учащимися созданы собственные образовательные ресурсы в виде базы презентаций по различным темам как в формате Power Point, так и с помощью интерактивной доски. Мною используются готовые электронные программные продукты: мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ; благодаря компьютеру я имею неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся. Я самостоятельно освоила интерактивную доску и даю  методические рекомендации по её использованию.

Кроме этого компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник, что также позволяет повысить эффективность обучения.

- технологии проблемно- диалогического обучения:

позволяют самостоятельно открывать знания, основаны на деятельностном принципе обучения. Именно через эти технологии у ученика формируются такие компоненты учебной деятельности как целеполагание, самоконтроль, самооценка. Через определённые реплики учителя создаётся проблемная ситуация, ученики подводятся к осознанию определённых противоречий и формулированию проблемы, что обеспечивает открытие путём проб и ошибок. Проблемное обучение позволяет обучать, исследуя и исследовать обучая. С моей точки зрения именно эта технология позволяет успешно реализовывать новые ФГОС. Я стараюсь не давать ученикам информацию в готовом виде, ученики должны сами открыть новые знания в процессе фронтального диалога с учителем или работая в парах, группах. В процессе такой работы следую принципу: от простого к сложному. Важную роль играет эмоциональный фон урока. При формулировании проблемы в начале урока обязательно подводим итог урока, который должен дать моральное удовлетворение каждому ученику при осознании того, что цель достигнута. Уроки объяснения нового материала предпочитаю проводить, используя именно проблемно-диалогическую технологию.

-технология развития критического мышления:

- направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Критическое мышление, не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. На практике применение данной технологии помогает достичь высоких результатов на олимпиадах различного уровня. Данную технологию я применяю в процессе оценивания учащимися ответов своих одноклассников, и требую полного комментария ответа с учётом всех плюсов и минусов.  К этой технологии я бы отнесла и технологию осмысленного чтения, которую часто применяю в 5-х классах.

-технология  дифференцированного обучения:

 создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Основною целью применения  мною данной технологии является организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Я стараюсь увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу. При подготовке почти каждого урока стараюсь приготовить индивидуальные задания для "сильных" учеников. С целью повышения качества знаний учащихся и подготовки к ЕГЭ на более высоком уровне мною проводится математический кружок для учащихся 7-8-х классов и практикум по решению задач для 11-х классов во внеурочное время. Непосредственно на уроке при закреплении изученного материала, организовав работу в группах, работаю лично с группой учащихся, которые испытывают затруднения, контролируя работу каждого ученика. Стараюсь поддерживать связь с родителями таких учеников, контролируя выполнение ими домашнего задания. Для этого использую электронный журнал, где выкладываю ежедневно домашние задания и по необходимости отправляю сообщения родителям.

-здоровьесберегающие технологии:     

Для меня здоровьесберегающая технология обучения – это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности. В этом отношении стараюсь применять индивидуальный подход, педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию.

Применяю такие элементы здоровьесберегающих технологий как проведение физкультминуток, минуты сна, зарядки для глаз, пальчиковай гимнастика, упражнений для дыхания, проветривание кабинета, соответствие мебели возрасту школьника, правильная посадка, положение  рук, головы, смена деятельности  в течении урока,  атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности (похвала за старание).

4.3.

Как Вы оцениваете свой уровень владения ИКТ, какие задачи Вы ставите перед собой в этой области и почему?

Уровень владения ИКТ высокий. Одна из первых получила возможность работать с ИД, самостоятельно её освоила.Использую возможности интернета на уроках, применяю различные презентации, учебные программы.

5.1

Какие образовательные (рабочие) программы разработаны Вами? В чём их особенности?

Программы для 5, 7, 8-х классов по УМК к учебнику математики Г.В.Дорофеева. Расписаны цели и задачи каждого урока, определён тип урока и его место в изучаемой теме.

5.2

Какие методические и дидактические материалы Вы используете для подготовки к учебным занятиям?

УМК к учебнику Г.В.Дорофеева издательства "Просвещение" для 5, 7,8-х классов включает в себя достаточное количество необходимого материала+ Ершов, Ершова "Сборник самостоятельных работ", Чесноков выборочно, Пономарев (старые издания), Лысенко "Тесты для промежуточной аттестации", тренажёры.

В 10-11-х классах по алгебре- Глинзбург, Александрова, по геометрии- Зив, По подготовке к ЕГЭ- Лысенко, Семёнов, Ященко, сайты ФИПИ, Дмитрий Ларин, решу ЕГЭ , Семёновой и т.д.

5.3

Какие проекты,  программы социальной направленности разработаны вами? С какой целью?

Совместно с моими учениками за последние 5 лет были разработаны такие проекты:

  1. «Симметрия вокруг нас» (Этот проект помог более глубже освоить ребятам тему симметрия.)
  2. «Быстрый счет без калькулятора» Никому не секрет, что современные дети не хотят считать в уме, этот проект помог ребятам увидеть как можно без труда работать с большими числами, зная определенные законы быстрого счета.
  3. «Служба отечеству - это долг каждого гражданина?» Основной причиной создания проекта «Долг каждого гражданина служить Отечеству» стал рост количества выпускников школ не желающих служить в армии..  В данном проекте исследуются причины данного явления, предлагаются мероприятия по снижению страха перед службой в рядах Российской Армии, воспитание патриотизма и любви к Родине. 
  4. «Интеграция школьных предметов для успешной сдачи ЕГЭ» Основной причиной создания проекта «Интеграция знаний школьных предметов для успешной сдачи ЕГЭ» явилось, то, что в современном обществе среди учеников старших классов бытует мнение, что изучать предметы, по которым не надо сдавать ЕГЭ, не имеет никакого смысла, это просто потеря времени

6.1

Какие  формы организации учебной деятельности вы используете и почему?

  • фронтальные:

урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация зачетный урок.

Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:

– воспитывает в учащихся чувство коллективизма;

– позволяет обучаемым рассуждать;

– формирует устойчивые познавательные интересы;

– учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса;

  • групповые:

групповая работа на уроке, групповой  лабораторный практикум, групповые творческие работы.

– класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

– каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

– задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.

Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.

  • индивидуальные:

работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий

Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

Но индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

6.2

Как Вы оцениваете промежуточные и итоговые результаты образовательной деятельности?

Как достаточно высокие, высокий процент качества знаний, призёры и победители олимпиад, телекоммуникационных проектов, лауреаты НОУ.

6.3.

Какие способы самоконтроля, педагогической рефлексии используются Вами?

 «Учитель  живет  до  тех  пор,  пока  учится.  Как  только  он  перестаёт  учиться,  в  нём  умирает  учитель»

Профессиональная рефлексия учителя – это его способность

отображать «внутреннюю картину мира» ученика (Кулюткин,

Сухобская, 1990). В операциональном смысле рефлексивно ду-

мать для учителя значит: сначала попытаться понять, кем яв-

ляется другой человек – его ученик (при этом, не подменяя его на

себя). Затем представить, какими могут быть перспективы его

развития, и какие из них можно принять за конкретную цель в

данных обстоятельствах, и уже тогда решить, какой именно

должна быть данная ситуация, чтобы она стимулировала его к

развитию.

рефлексивные умения:

·адекватно воспринимать себя;

·ставить цель деятельности;

·определять результаты деятельности;

·соотносить результаты с целью деятельности;

·определять наличие ошибок в собственном поведении;

Список литературы:


1. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Основная школа, Москва, «Просвещение»2011г.

2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина Культурно историческая, системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.

3.Потапов М.К., Шевкин А.В.    Математика. Методические рекомендации. 6 класс 

Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2013. — 147 с.


4. 
А.В. Федотова «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования».


5.Раскина И.В. Логика для всех: от пиратов до мудрецов
 

Учебно-методическое пособие. — М.: МЦНМО, 2016. — 208 с.: ил. — (Школьные математические кружки, вып. 14). — ISBN 978-5-4439-1022-2. Четырнадцатая книжка серии «Школьные математические кружки» посвящена логическим задачам и является продолжением ранее вышедшей книжки И.В. Раскиной и Д.Э. Шноля «Логические задачи» (выпуск 11).

6.И.С. Фишман, Г.Б. Голуб Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара:Издательство «Учебная литература», 2007г.

7.Г.И. Щукина Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: М.:Просвещение, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития учителя математики, методиста Гимназии г. Лабытнанги Лазаренко Л.С.

Программа саморазвития представляет собой систему моей деятельности по теме "Реализация компетентностного подхода  через использование приемов обучения, развивающих продуктивное творческое мышлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мокшиной Людмилы Павловны, учителя математики по учебному предмету математика для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета математика  для 7  класса Государственного бюджетного  образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 647 В...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мокшиной Людмилы Павловны, учителя математики по учебному предмету математика для 9 класса

Рабочая программа учебного предмета математика  для 9  класса Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 647 Восточного окружного управления ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мокшиной Людмилы Павловны, учителя математики по учебному предмету математика для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета математика  для 8  класса Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 647 Восточного окружного управ...

Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"

Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...

Индивидуальный план саморазвития учителя математики Шакировой Ф.М.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня составлен на период 2016-2021 гг.Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в сам...