Самоанализ педагогической деятельности
статья по математике на тему

Балабина Алла Григорьевна

Самоанализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pechat.docx107.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суховская средняя общеобразовательная школа

 Пролетарского района.

Самоанализ профессиональной деятельности

учителя математики

Балабиной Аллы Григорьевны.

image

Х. Сухой

2015 учебный год.

«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».   

Л.Н.Толстой.

Я, Балабина Алла Григорьевна, учитель математики МБОУ Суховской СОШ,  с 2005 года  имею первую  квалификационную категорию,

в 2002 году окончила физико-математический факультет Ростовского государственного педагогического  университета. В МБОУ  Суховской СОШ работаю с  1 сентября 1992 года. Педагогический стаж составляет

23 года.

В данном самоанализе я попыталась изучить состояние и результаты своей профессиональной деятельности, установить причинно-следственные связи между элементами педагогических явлений и наметить пути дальнейшего совершенствования моей профессиональной деятельности в качестве учителя математики. Для меня важно проанализировать не только то, что сделано мною за определенный период времени. Значимо и то, какую задачу я ставила перед собой, как она решается, почему именно эта задача является для меня актуальной, что я делала для решения этой задачи, каков результат моей деятельности, какие компетентности педагога в себе я смогла усовершенствовать. Задача, поставленная мною, тесно связана с целями и требованиями современного образования в России.

Одной из таких важнейших целей является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности при активном участии своих учеников – задача, которая стала для меня, учителя математики, актуальной, первостепенной.

Но возникли трудности: уровень познавательных способностей моих учащихся оказался разным, к тому же выяснилось, что большая часть учащихся имеют низкую мотивацию к обучению, проявляют пассивность в учебном процессе. Из этого следует основная моя цель-  развитие познавательных способностей учащихся.

         Первые мои шаги к главной цели – это «разбудить» детей, заинтересовать их математикой, в связи с чем я остановилась на методической теме «Формы и методы активизации учащихся на уроках математики».

С учётом этой цели в условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход на  формирование ключевых компетенций у учащихся, поставила перед собой следующие первостепенные задачи:

  1. повышение у учащихся мотивации к изучению математики;
  2. развитие логического и творческого мышления, памяти,  внимания, умений и навыков точно излагать математический материал;
  3. создание на уроке оптимальных условий для развития каждого  школьника;
  4. самосовершенствование своих профессиональных компетенций.

Для успешного решения поставленных задач необходимо владение современными  образовательными технологиями и методиками и   эффективное применение их в практической профессиональной деятельности. Выбор и использование мною современных образовательных технологий определяется целями и задачами каждого конкретного урока, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Они соответствуют той программе, которая выбрана мною как наиболее подходящая к контингенту учащихся и условиям их обучения: сельская местность, ограничение доступа к «живому» общению с теми, кто занимается математикой на уровне науки, отсутствие центров и учреждений дополнительного образования и т.п.

         Учебно-методический комплекс:  

- Учебники «Математика» 5, 6 классы. Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
- Рабочие тетради «Математика» 5, 6 классы (в двух частях).
Автор Рудницкая В.Н.
- Контрольные работы «Математика» 5, 6 классы.
Авторы: Жохов В.И., Крайнева Л.Б.
- Математические диктанты 5, 6 классы.
Авторы: Жохов В.И., Митяева И.М.
- Математический тренажер 5, 6 классы.
Авторы: Жохов В.И., Погодин В.Н.
- Учебные интерактивные пособия к учебникам «Математика» 5-6 классы на CD.
Авторы: Виленкин Н.Я. и др.
- Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 класссах.
Автор Жохов В.И.
- Программа «Математика» 5-6 классы.
Автор-составитель Жохов В.И.

-Учебники. Алгебра. 7, 8, 9 классы. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.
- Учебное пособие. Элементы статистики и теории вероятностей. 7-9 классы. Авторы: Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г.
- Рабочие тетради. 7, 8 классы. Авторы: Миндюк Н.Г., Шлыкова И.С.
- Дидактические материалы. 7, 8, 9 классы. Авторы: Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. (7 класс); Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. (8 класс); Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Крайнева Л.Б. (9 класс).
- Тематические тесты. 7, 8, 9 классы. Авторы: Дудницын Ю. П., Кронгауз В.Л.
- Электронное приложение. Алгебра. 7 класс. Автор: Макарычев Ю.Н.
- Уроки алгебры. Книга для учителя. 7,8,9 классы. Авторы: Жохов В.И., Крайнева Л.Б. (7, 9 классы); Жохов В.И., Карташева Г.Д. (8 класс).
- Изучение алгебры. 7-9 классы. Книга для учителя. Автор: Макарычев Ю. Н.
- Рабочие программы. 7-9 классы. Автор: Миндюк Н.Г.

-Учебник. Геометрия. 7-9 классы. Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.
- Рабочие тетради для 7, 8 и 9 классов.
Авторы: Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А., Юдина И.И.
- Дидактические материалы для 7, 8 и 9 классов.
Авторы: Зив Б.Г., Майлер В.М., Баханский А.Г.
- Тематические тесты для 7, 8 и 9 классов.
Авторы: Мищенко Т.М., Блинков А.Д.
- Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы.
Автор: Иченская М.А.
- Методические рекомендации к учебнику. 7-9 классы.
Авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазгов Ю.А.
- Рабочие программы. 7-9 классы.
Автор: Бутузов В.Ф.

Выбранный мною из списка, вошедшего в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год, позволяет успешно решать поставленные задачи при обучении математике.

Рабочие программы составляю  в соответствии   с рекомендациями Министерства образования РФ,  учебного плана школы на 2014/2015 учебный год и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа предусматривает обучение математике в следующем объёме в неделю по классам:

- 6 класс – 5 часов в неделю;

- 8 класс – 6 часов в неделю (4 часа по алгебре и 2 часа по геометрии);

         В своей работе я опираюсь на концептуальные положения В.Ф. Шаталова:

 - личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества;      

 - обучение математике - значит, обучение решению задач;

 - обучение решению задач - значит, обучение умению типизации и    алгоритмизации плюс умение решать типовые задачи практического содержания;

 - индивидуализация обучения «трудных» и одаренных;

  органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности;  

 - сочетание урочной и внеурочной форм работы, что позволяет убедиться в  правильности выбранного направления педагогической деятельности.    

Полученные результаты соотносятся естественным образом с разработанными и внедренными в учебный процесс методами и приёмами, направленными на достижение поставленной цели.

Считаю, что основой эффективной практической деятельности учителя являются современные образовательные технологии. В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:

  • личностно-ориентированную;
  • разноуровневого обучения;
  • проблемного обучения;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии;
  • развивающие творческие способности в процессе обучения  математике;

Применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Индивидуальную форму работы провожу чаще при контроле усвоения нового материала по карточкам такого типа: Карточка № 1 по теме «Делимость чисел». Иногда использую для индивидуальной и групповой работы деловую игру. Так при изучении темы «Квадратный корень» выявила уровень творческого логического мышления учащихся, позволила мне в дальнейшем по-другому строить работу с отдельными учащимися.   В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения, что является основой личностно-ориентированной технологии и разноуровневого обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей своих детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ГИА, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. С обучающимися девятого класса дополнительная подготовка  к государственным экзаменам  осуществлялась с помощью интернет – ресурсов (http://www.ege.edu.ru/;   http://www.uztest.ru ;  http://windows.edu/ru;  http://www.exponenta.ru ), систематически проводились тестовые работы в режиме он – лайн. После уроков проводились как  индивидуальные, так и групповые занятия.

Обратная  связь с обучающимися включала самопроверку и взаимопроверку  по части:  ГИА части 1 и 2.  Я считаю,  что элементы  групповой исследовательской деятельности: совместный поиск решений, совместный подбор необходимого инструментария,  дискуссии относительно выбора рациональных способов решения, сыграли положительную роль при сдаче ГИА. Оформлен стенд для выпускников, содержащий информацию по правилам оформления бланков ГИА, условиям проведения,  представлен список сайтов. Также  мной создан банк творческих работ  обучающихся, которые служат наглядным пособием, образцом для других обучающихся.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении задач считаю групповую работу. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, формирование межличностного интеллекта, а это в первую очередь означает высокое развитие коммуникативных компетенций. Мозговой штурм - самая интересная форма групповой деятельности. Во время этой работы мои ученики могут кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Таким образом, используя различные методы решения учебной проблемы, я решаю в работе с учащимися следующие задачи: обеспечить освоение учениками логической цепочки выдвижения предположений, аргументации своих предположений, доказательств выбора решений, выводов, опорных схем и конспектов, разработку проектов, что формирует теоретическое мышление и технологическую культуру учащихся, создаёт условия для индивидуального самовыражения, признания, самоутверждения каждого ученика как личности, формирует учебно - познавательные компетенции. Наше время востребует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Сегодня обществу нужен человек-творец, умеющий самостоятельно и критически мыслить, способный видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Моя цель как педагога, как учителя математики,- средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение - полностью согласуется с целями, которые решает школа и система образования в целом.

Осознание новых целей, стоящих перед школой, послужило мотивом для поиска путей достижения этих целей. Когда приходишь на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис  

«человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я понимаю, что мне нужно создать условия, при которых у учащихся появляется потребность

«включения» в активный процесс познания. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволило мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными и далее в учебной деятельности, формируют потребность в познании, в общении. Среди моих учащихся нет тех, кто испытывал бы отрицательное отношение к математике, и это тоже одно из главных достижений. На уроках, построенных по технологии проблемного обучения, даже ученики, имеющие низкие учебные возможности, добиваются успеха.

Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся.

Школьники активны в познавательной деятельности на всех этапах урока, а особенно, когда следует проявить личностное отношение и показать, что умеешь, что сможешь, что сделаешь, т.е. при создании атмосферы успеха и уверенности в успехе. Решение таких учебных проблем использую часто на  обобщающих уроках, когда учащиеся имеют хорошую теоретическую базу и определенный уровень умений и навыков, что позволяет им увидеть проблему, правильно оценить её, найти ее решение, проявить нестандартное мышление. Так по теме «Координатная плоскость» в 7 классе.

В 2013 -2014 году вела элективный курс в 10 классе по теме «Решение задач повышенной сложности».

Особое место в моей методической копилке занимают тестовые технологии, которые вырабатывают у учащихся навыки ускоренного обдумывания выбора ответа, используя методы сравнения, исключения, взаимосвязей, по аналогии и т.д.

Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ГИА.

Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются.  Проводится работа по повышению успеваемости. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в январе тестовые работы, а  в конце—итоговые контрольные работы в форме тестов по демонстрационным вариантам. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину  об изменениях в знаниях и отслеживаю  динамику роста качества  ЗУН. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Особенности современного образования, в том числе и математики, таковы, что объём информации, который необходимо освоить учащемуся возрастает с каждым учебным годом и не всегда количество часов, отводимых на его изучение, является достаточным. Причём особенности преподавания предмета таковы, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, который ученик должен освоить, т.е. понять, принять, суметь самостоятельно применять усвоенное в решении примеров и задач. Времени на осмысление и закрепление практически не хватает. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает большие трудности и теряет интерес, как к процессу учения, так и к самому предмету. Возникает проблема информационной адаптации ученика на уроке с последующей проблемой информационной адаптации взрослого человека в обществе, что несомненно сказывается на образе жизни, на достижениях личности, на его творческом развитии. Для решения этой проблемы я учу детей технологиям познавательной деятельности: умению осваивать новые знания в любых формах и видах, а главное, качественно обрабатывать получаемую ими информацию, применять её на практике при решении различных видов задач.

Одним из важнейших направлений, решающих эту проблему, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. В связи  с этим уделяю особое внимание инновационным образовательным технологиям в системе обучения математике. Осознавая важную роль информатизации образования, администрация школы выделила это направление как одно из главных. Мне, как бывшему учителю информатики, нетрудно применять информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе. На уроках и вне уроков я организую разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний. Учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов.  Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования).

С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю учащимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ГИА, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов.

Готовлю мультимедийные презентации по учебным блокам и имею свои накопления:

1. «Я, ты, он, она вместе мы ЮИД - семья»  (разработка районного фестиваля для учащихся 12-17 лет);

2. «Деление» (разработка урока в 6 классе);

3. «Теорема Пифагора» (разработка урока в 8 классе)… Я учу этому и своих учащихся: они делают это с удовольствием. Ими подготовлены такие презентации, как:

1. «Центральные и вписанные углы» (8 класс по геометрии);

2. «Правильный многоугольник» (9 класс по геометрии);

3. «Жизнь древнегреческого ученого Пифагора (6 в. до н.э.)» (исследовательская работа+ презентация);

4. Исследовательская работа «Король математики»…

Использую готовые КИМы для объективной оценки ЗУН учащихся, использую таблицы, плакаты и др. пособия. В рамках реализации данной программы я веду обучение не только учащихся, но и учителей навыкам работы с ПК, Интернет- ресурсами. Проводя уроки с использованием компьютерных мультимедийных презентаций, я убедилась в том, что они легко вписываются в урок, позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучаемому, реализовать идеи развивающего обучения.

Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет и внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами.

Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, вечера, выпуск математической газеты и математического бюллетеня, провожу математические недели, математические олимпиады, математические бои, КВНы.  

На таких  занятиях учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя. Считаю, что перечисленные виды работ создают благоприятные условия для речевой и мыслительной деятельности учащихся, способствуют более успешному обучению и предполагают формирование школьника как активной личности. 

В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия.

Дополнительные занятия провожу в форме  кружковой. Работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры и индивидуальных.

Каждый год я составляю целевую программу работы с одаренными детьми по своему предмету. Набираю группу детей из всех классов школы. Углубленно изучаю методику работы, психологию одаренных детей. Провожу диагностический опрос для выявления явных и скрытых признаков одаренности учащихся.

Результаты работы по перечисленным технологиям, думаю, есть. Мои учащиеся участвуют в конкурсах, олимпиадах разного уровня и показывают хорошие результаты:

2012

infourok

Сертификат участника

Бурлакова

Анастасия

2013

infourok

Сертификат участника

Пирогова

 Людмила

2013

infourok

Сертификат участника

Васильченко Светлана

2013

infourok

Сертификат участника

Мозговая

Маргарита

2013

infourok

Сертификат участника

Молчанова

Дарья

2014

Публикация в СМИ

Свидетельство о публикации

Косенко Алина

2014

Публикация в СМИ

Свидетельство о публикации

Хапизова Азиза

2014

Публикация в СМИ

Свидетельство о публикации

Понякшина

Виктория

2014

Публикация в СМИ

Свидетельство о публикации

Ткаченко

Виктория

2014

Всероссийская олимпиада

по математике

«Математика – царица

наук»

Диплом

(1 степени)

Нуриева Гули

2014

Всероссийская олимпиада

по математике

«Математика – царица

наук»

Диплом

(2 степени)

Троцюк Дарья

2014

Всероссийский конкурс

для детей и педагогов «Вопросита»

«Посчитаем крылья, хвосты

 и копыта».

Победитель

( 2 место) Диплом

Домрачев Вадим

Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче  ГИА и продолжению дальнейшего образования. Дополнительные занятия провожу в форме  индивидуально - групповой  и по таким направлениям:

  • Индивидуальная подготовка;
  • Содержательная подготовка;
  • Психологическая подготовка.

Результаты ГИА выпускников 9-х классов по математике

(средний тестовый балл).

Предмет

2012/2013 учебный год

«3»

«4»

«5»

УО, %

КО, %

Математика

9

6

5

100

55

Результаты ГИА – 9 класс (новая форма)

МБОУ Суховская  СОШ  Пролетарского района

п /п

Название

предмета

2013

Кол-во сдававших

Кол-во не прошедших ГИА

1

Математика (9б)

20

0

Мониторинг успеваемости и качества знаний  

по математике, алгебре и геометрии.

Класс

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

УО%

КО%

УО%

КО%

УО%

КО%

УО%

КО%

УО%

КО%

5

-

-

-

-

100

50

100

42

100

44,7

100

55

100

47,5

100

47,5

100

39,5

100

58,3

100

27

100

35,7

-

-

-

-

-

-

Средний балл

3,54

3,60

3,63

3,51

3,60

На диаграмме представлены средние данные одних и тех же детей  в период обучения (с 6 класса по 10 класс).

За последние пять лет результативность работы имеет положительную динамику и стабильность. Считаю, что перечисленные виды работ способствовали  повышению качества знаний.  

Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания:

 а) методическая деятельность:

мною создана целая система методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, учебных практик и дидактического материала по моей теме:

  1.  «Путешествие по координатной плоскости»  разработка урока + презентация  в 7 классе (в рамках районного семинара учителей математики);
  2. «Признаки параллельности прямых» конспект+ урок  в 7 классе;
  3. «Свойства равнобедренного треугольника» разработка урока в 7 классе;
  4. «Десятичная запись дробных чисел» презентация +сопровождение урока математики в 5 классе;
  5. «Счастливый случай» разработка внеклассного мероприятия в 6 классе;
  6. «Умник и умницы» разработка внеклассного мероприятия в 8 классе;
  7. «Центральные и вписанные углы» презентация для 8 класса.

б) инновационная деятельность:

активно внедряю в свою работу такие инновационные технологии, как использование ИКТ в образовательном процессе, личностно-ориентированные технологии, технологии проблемного обучения и тестовые технологии; использую технологии разноуровневого обучения и развивающего обучения;

 в) непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования

     мастерства педагога:

самостоятельно изучала и изучаю современную научно-методическую литературу;    систематически обращаюсь к таким ресурсам Интернет, как:

 -Федеральный портал "Российское образование" - http://edu.ru 

-Ресурсы, представленные на портале ФЦИОР (Федеральный центр информационных образовательных ресурсов) – http://fcior.edu.ru , http://eor.edu.ru 

-Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/ 

-Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - http://ndce.edu.ru/ 

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ 

-Портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/ 

-Российский общеобразовательный портал - http://school.edu.ru/ 

-Федеральный центр информационных образовательных ресурсов- http://eor.edu.ru/

-Всероссийский Интернет педсовет - http://pedsovet.org/ 

Информационная поддержка ЕГЭ

-Портал информационной поддержки ЕГЭ – http://ege.edu.ru 

-Федеральный институт педагогических измерений – http://www.fipi.ru

-Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме-  http://www.ege.ru/.

Методические ресурсы

      - Справочная информация по математическим дисциплинам   http:/www.  mathem.h1.ru/

       - Образовательный математический сайт          http://www.exponenta/ru

       -Проект «Открытый Колледж» математика       http://www.mathematics.ru/

       -Публикации по алгебре, геометрии, тригонометрии    http://www.ega-math.narod.ru/

      -Интернет-проект «Задачи». Помощь при подготовке уроков, кружков      http://www.problems.ru/

     -Сеть творческих учителей    http://www.it-n.ru

     -Материалы газеты «Математика»   http://mat.1september.ru

Цифровые образовательные ресурсы  по математике.

                      - CD-диски

работаю над темой по самообразованию  «Формы и методы активизации учащихся на уроках математики». Актуальность темы определяется отсутствием интереса к предмету и разноуровневой подготовленностью учащихся к восприятию материала и его усвоению, необходимостью активизации обучающихся для преодоления имеющихся барьеров. Работа над темой прошла в три этапа:

1 – теоретический: изучение литературы, посещение уроков коллег;

2 – апробирование намеченных методов, способов, приёмов и технологий обучения;

3 – внедрение наиболее эффективных форм и методов активизации учащихся. Результаты: мотивация к изучению математики, активизация работы на уроках  

повышение квалификации осуществляю в различных формах: через самообразование, курсы повышения квалификации.

1.С 01 октября 2014 года по 09 октября 2014 года прошла обучение во Всероссийском дистанционном курсе  «Разработка и использование презентаций» в ЦДО «Прояви себя».

2.Дистанционный курс в объеме 16 часов  «Технология целеполагания» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы «Эффективная педагогическая деятельность в условиях новых ФГОС» в АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»».  

3.Дистанционном курсе в объеме 20 часов  «Активные методы обучения» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы  «Технология активных методов обучения и модерации – современная образовательная технология новых ФГОС» в АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет».  

Являюсь постоянным участником вебинаров,  проводимых издательством «Просвещение». Имею сертификаты «Универсальные учебные действия как важная составляющая современных школьных стандартов», «Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение», «Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС ООО», «Миссия выполнима, или как учителю освоить новый школьный стандарт»,  «Современный урок в условиях ФГОС средствами УМК по математике издательства «Просвещение»

  г) распространение собственного педагогического опыта:

Учебный год

Уровень

Наименование, место проведения

Форма участия

2009/2010 уч. год

Районный

Методическое объединение учителей математики.

Открытый урок по теме «График линейного уравнения с двумя переменными».

2010/2011 уч. год

Школьный

Методический совет «Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования».

Выступление: «Информатизация учебно-воспитательного процесса»

2010/2011 уч. год

Школьный

Мастер-класс «Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования». Интерактивная доска.

Выступление: «Использование ИКТ на уроках математики.

2011/2012 уч. год

Районный

Совещание директоров

Открытый урок по теме «Путешествие по координатной плоскости» 7 класс.

2011/2012 уч. год

Школьный

Инструктивно-методическое совещание для классных руководителей «Современные сервисы Интернет в педагогической практике»

Выступление «Современные сервисы Интернет в педагогической практике. Режим работы и правила пользования школьными кабинетами в школе».

2011/2012 уч. год

Районный

Методическое объединение учителей математики «Проектирование и организация образовательного процесса при обучении математике в соответствии с требованиями к качеству современного образования».

Выступление: «Активизация учебной деятельности на различных этапах урока математики»

2011/2012 уч. год

Школьный

Методическое объединение учителей математики

Выступление: «Развитие познавательного интереса на уроках математики»

2012/2013 уч. год

ГК «Гэндальф»

Областной.

Мастер – класс по работе Adobe  для образования. Город Ростов на Дону

Участие в мастер-классе по работе Adobe  для образования.

2012/2013 уч. год

Легион

Семинар по программе «Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников».

 

Участие в семинаре «Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников».

2012/2013 уч. год

Районный

Семинар-практикум для заместителей директоров по воспитательной работе «Обновление школьного математического образования».

Практикум: «Повышение компетентности педагога в методах преподавания»

2013/2014 уч. год

Районный

Методическое объединение учителей математики «Применение информационно-коммуникативных технологий и цифровых 
образовательных ресурсов на уроке математики».

Выступление: «Применение информационно-коммуникативных технологий и цифровых 
образовательных ресурсов на уроке математики»

2013/2014 уч. год

Областной.

Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Город Ростов на Дону.

Участие в Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании»

2013/2014 уч. год

Областной.

Южный региональный центр развития одаренности. Семинар  по программе: «Реализация программы ориентированной на развитие одаренности у детей и подростков».

Участие в семинаре

«Реализация программы ориентированной на развитие одаренности у детей и подростков».

д) делюсь опытом работы на школьном уровне через презентации, доклады, открытые уроки и внеклассные мероприятия и в сети интернет «Социальная сеть работников образования», «Открытый класс», «MaaM.ru»,  «Pro. Школу.ru»,

е) участвовала во Всероссийском конкурсе педагогов:

-  «Самый классный классный» и стала победителем - получила диплом III степени;

- «Законы и нормативные правовые акты в сфере образования» и стала победителем - получила диплом III степени;

- «Путешествие по координатной плоскости» Победитель (III место);

ё) осуществляю взаимодействие с библиотекой, социально-психологической службой своей школы.

В заключение хочу отметить, что результатом учета образовательных потребностей учащихся считаю:

  1. овладение всеми учащимися знаниями;
  2. повышение интереса к предмету у большей части учащихся на основе активизации их познавательной деятельности;
  3. наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации;
  4. стараюсь знать и понимать интересы и увлечения своих учеников, быть в курсе их проблем, что позволит им видеть во мне не только учителя, но и личность. А на основе интереса к личности учителя возможен и интерес к преподаваемому им предмету.

На уроках занимаю позицию организатора учебной деятельности, консультанта, возможного источника знаний. Конфликты на уроках фактически отсутствуют, а если и возникают, то очень быстро разрешаются.

Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил. Критериями оценки деятельности учащихся являются: самостоятельность, умение применить знания на практике, инициативность. Оценку деятельности направляю на стимулирование, создание положительной учебной мотивации.

Для обеспечения объективности оценки применяю принцип открытости: учащиеся заранее знают критерии оценок. С целью формирования рефлексивных умений школьников, применяю самооценку собственной деятельности на всех этапах урока. Сама объективно оцениваю деятельность учащихся, что приводит к тому, что и у школьников создается адекватная самооценка, учащиеся при самооценке проявляют самокритичность. Учу детей методам контроля и оценок. Самоконтроль учебной деятельности учащимися требует знания цели и планов этой деятельности, критериев, по которым можно судить о достижении ими цели.

На целевых уроках знакомлю учащихся с планом изучения темы, с целями, ради которых она изучается, с тем, что должен знать и уметь ученик в результате ее изучения, а также с четкими критериями оценки достигнутых результатов. Учет работы ведут сами учащиеся, но он гласный, т.е. известный всему классному коллективу. Самооценка постоянно соотносится с внешней оценкой своих товарищей и учителя. Ребенку небезразлично, как его оценивают товарищи, поэтому задействую и взаимооценку. Родители также знакомы с требованиями, которые я предъявляю к учащимся, и поддерживают их.

Держу родителей в курсе школьных дел детей через Дневник.ру, личные встречи, родительские собрания и консультации для родителей. Отношения с коллективом учителей строю на демократических началах.

Обладаю хорошей работоспособностью, усердием, стремлением к самообразованию, коллеги ценят во мне эти качества, и с их стороны я всегда нахожу понимание и поддержку.

Несмотря на имеющийся определённый стаж и опыт работы сталкиваюсь с трудностями. Трудно определить задания, по которым можно было бы организовать работу по обучению школьников методам контроля и оценок, формировать правильные способы и нормы контроля. Другая трудность связана с неоднородным составом  учащихся в классе.

Необходимость развить каждого, обеспечить благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего ФГОС приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им приходится иногда уделять больше времени и внимания в ущерб способным детям.

Над решением этих проблем я и планирую работать в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...