Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Козина Наталья Александровна

Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"

Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний.

Стратегия взаимодействия учителя и учащихся: интерактивная.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока (для учителя): содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в энергосбережение страны через решение практических задач по теме "Отношения и пропорции."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_svet_i_tma.docx93.18 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции", Козина Н.А., МБОУ "Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя"

Технологическая карта метапредметного урока по учебному предмету "Математика" в 6-ом классе на тему "Свет и тьма".

1.

Тема урока

Метапредметная тема урока "Свет и тьма"

Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций".

2.

Место урока в системе курса

Обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции"

3.

Тип урока

Урок применения метапредметных и предметных знаний

4.

Стратегия взаимодействия учителя и учащихся

(пассивная, активная, интерактивная (круговое взаимодействие))

интерактивная

5.

Формы работы

индивидуальная, групповая, фронтальная

6.

Ресурсы урока

Базовый учебник: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.

Методическое пособие: математика:6 класс/Е.В.Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.  – М.: Вентана – Граф, 2014.

Интерактивная доска (ИД) DIMO (MIMIO TEACH), презентация с интерактивными элементами "Свет и тьма", Презентация 1 (PowerPoint), технологическая карта для учащихся 1 и 2.

7.

Цель урока (для учителя)

Содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в энергосбережение страны через решение практических задач по теме "Отношения и пропорции".

8.

Формируемые результаты

Личностные

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

В ходе работы с учебными материалами учащиеся смогут:

- совершенствовать умения взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать других.

- контролировать процесс и результат учебной деятельности.

- оценивать результат своей учебной деятельности, интерес к изучению темы; 

- желание применить на практике свои знания

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Метапредметные

Не связаны с предметом, подходят для любого урока, связаны с УУД

- умение ориентироваться в системе знаний.

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей.

Предметные

Основы системы

научных знаний в данной предметной области

В ходе работы с текстовыми материалами, обсуждения в паре, с учителем учащиеся смогут:

- применять полученные раннее знания к решению задач практического характер;

- увидеть связь между математикой и физикой.

- решать физические задачи арифметическим и алгебраическим способами.

9.

Задачи урока (для учителя)

Для достижения личностного результата

- Организовать и сопровождать работу в группах;

- воспитывать аккуратность  при выполнении заданий, ответственность, уверенность в своих силах;

−        повышение исследовательского интереса, творческой активности и вовлеченности учащихся в познание темы «Свет в нашей жизни»;

формировать умения совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. формирование мотивации к обучению, готовности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

создание условий для развития познавательного интереса у детей к изучению темы.

Для достижения метапредметного результата

- формирование навыков целеполагания, контроля своей деятельности, коррекции и оценки результатов. Развитие навыков устной и письменной речи. Формирование навыков работы индивидуально и в группе, воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Для достижения предметного результата

научить вычислять электроэнергию, потребляемую электроприборами, закрепить знания по данной теме.

10.

Цель учеников (в виде учебной задачи), формулируется на прогностическом уровне.

закреплю умения решать практические задачи с помощью пропорции и процентного отношения двух чисел;

узнаю, что такое энергосбережение, научусь экономит электроэнергию.

11.

Педагогические технологии

Системно-деятельностный подход, компетентностно-ориентированные технологии: проблемное обучение,  ИКТ, технология развития критического мышления через чтение и письмо

12.

Способы диагностики внешнего и внутреннего образовательных продуктов ученика.

Диагностика личностных качеств (внутренний образовательный продукт): результаты его образовательных достижений по теме (на начало темы и конец темы)

Диагностика внешнего образовательного продукта ученика – вербальная самооценка ученика, затем вербальная оценка учителем по наблюдением за его деятельностью на уроке.

13.

Способы оценки успешности проведения своего урока:

Эффект последействия, т.е перенос знаний на другой урок, на жизненную ситуацию.

14.

Формируемые понятия

источники света, энергосбережение, пропорция, отношение, процент

15.

Фундаментальные образовательные объекты

Понятие числа, свет

16.

Список литературы

1. Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН). Разработчики: Болотина Т.В., зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, к.п.н. Крылова О.В., доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО.

17.

Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet)

Свет в нашей жизни. Минимум терминов и понятий от журнала «Светотехника» к всероссийскому уроку, посвященному Году Света, по поручению Минэнерго России при поддержке ПРООН/ГЭФ.

под редакцией Антона Шаракшанэ // Журнал "Светотехника"

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы, необходимые для реализации данного этапа

Универсальные учебные действия (формируются или развиваются на этом уроке)

Организационный момент

Время: 1 мин.

1. Учитель приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Ученики приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест

Живое слово учителя.

Регулятивные: организация рабочего места, своей деятельности

1. Образовательная напряженность (вызов и целеполагание)

Результат этапа: выявление зоны незнания.

Время: 2 мин.

1. Прием «Мозговая атака».

Учитель организует работу учащихся по поиску темы урока.

Посмотрите, пожалуйста, в окно. Что вы видите?

А сейчас, посмотрите, пожалуйста, во круг. Что вы видите?

Посмотрите, пожалуйста, на соседа. Расскажите, что вы видите?

Ребята, с помощью чего в основном мы познаем мир?

Нам дан дар видеть все вокруг.

А сейчас что вы видите? Выключаю свет.

Вам комфортно в темноте?

Мы с вами сказали, что человек все познает в основном с помощью глаз. Но в темноте у вас тоже были глаза? Но чего не хватало вам, чтобы увидеть все вокруг?

Давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока.

.

ИД Слайд 1.

Правильно, тема урока: Свет и тьма.

А почему тема урока по математике у нас такая, вы мне скажете чуть позднее

Ответы детей: темнота, снег, небо...

Ответы детей: зеленая доска, лампа, учитель ...

Ответы детей: белая блузка, черные волосы, улыбку ...

С помощью органов зрения, глаз.

Ответы детей: ничего не вижу, темнота...

Нет

Ответы детей: света

Дети предлагают, учитель корректирует

Записывают тему в технологической карте уроке.

интерактивная доска, презентация, технологические карты учащихся,

Личностные:

Мотивация учебной деятельности

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Регулятивные:

Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

строить логическое рассуждение, умозаключение

моделирование -преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Коммуникативные:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной, монологической контекстной речью

2. Уточнение образовательного объекта (Целеполагание).

формулировка цели урока учащимися (в виде учебной задачи)

Время: 3 мин.

1.Учитель организует поисковую работу учащихся по постановке задач и плана действий. Создает эмоциональный настрой на работу.

2. Словарная работа со словом – энергосбережение.

Возникает проблема: как сберечь энергоресурсы нам с вами?

Предположение детей, затем постановка цели урока и сопутствующих задач.

Учитель: Вот мы говорим свет, свет... Какие источники света вас окружают?

А что является источником света в школе, дома?

А почему она загорается?

Давайте представим, если она перестанет работать. Что произойдет в поселке?

А можете ли вы, ученики 21 века, представить свою жизнь без света?

Электричество приносит нам большую пользу.

- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь!

Как выдумаете, энергетические запасы у нас безразмерны? Если нет, то почему?

Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов Природа планеты истощена. Мы находимся перед четким выбором: либо вступить в эпоху энергосбережения, в корне поменяв взгляд на наши повседневные энергозатраты, либо разрушиться. Третьего пути просто нет. Как вы понимаете слово энергосбережение?

ИД Слайд 2

Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливных и энергетических ресурсов.

А что же мы можем сделать прямо в наших домах, квартирах, в школе для сбережения энергии?

А как экономить будем, узнаем чуть позднее.

А какая наука может помочь нам посчитать энергозатраты?

Учитель: Все правильно. Чем, значит, мы займемся сегодня на уроке?

А с помощью какой темы по математике мы будем решать задачи?

Мы сегодня будем не просто решать задачи, мы будем говорить об энергосбережении в нашем поселке, или о том, как мы можем помочь себе и своей стране, а понятия процента и пропорции нам помогут в этом.

Ответы детей: солнце, лампа и т.д.

Лампа ...

К ней поступает электроэнергия, которая идет от электростанции

Предположения детей

Ответы детей

Ответы детей; Нет. Природные ресурсы истощены

Ответы детей:

Ответы детей: экономить энергию...

Математика

Ответы детей: Будем решать задачи про свет. Будем учиться экономить электроэнергию

Ответы детей: с помощью решения задач на проценты, пропорцию.

технологическаякарта урока

Личностные:

Мотивация учебной деятельности

Самоопределение

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Смыслообразование Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Регулятивные:

Целеполагание Умение самостоятельно определять цель обучения

Планирование

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные:

Установление отношений между данными и вопросом

структурирование собственных знаний

(анализ, сравнение);

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

3. Актуализация знаний и конкретизация задания

Время: 9 мин.

1. Логический прием «Сравнение». Данный прием помогает на основе сравнения полученных ответов, выделить по какому признаку будем группировать числа. Учитель создает эмоциональный настрой на работу.

2. Подготовительный этап - решение практических задач арифметическим способом.

3. Решение разноуровневых задач - самоконтроль -проверка через документ камеру .

Ну а сейчас поработаем устно.

Устные вопросы - фронтально.

ИД Слайд 3

Вопрос 1: что называется процентом?

Задание: представьте числа в виде процентов: ;  6,09;  0,034; 1;  76;

Представьте проценты в виде десятичной дроби: 45%;  226%;  21,9%;  .

Вопрос 2: как найти проценты от числа?

Задание:  найдите 20% от 100;  1% от 256.

Вопрос 3: как найти число по его проценту?

Задание:  найдите число, если 5% составляет 55;  10% составляет 25.

Вопрос 4: Что называется пропорцией? Какие пропорциональные зависимости вы знаете?

Вопрос 5: Как найти процентное отношение двух чисел?

Выразить отношение в процентах: ,     ,    ,   .

ИД Слайд 4

Посмотрите на числа и попытайтесь их сгруппировать по какому-либо признаку.

Решение задач (устно) - фронтально. (Слайд )

ИД Слайд  5

1. Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает примерно 10 литров бесценной пресной воды! Сколько литров воды вытечет за час, если вы забыли закрыть кран? (600 л)

2.Самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 литров воды. Сколько литров воды может быть потеряно 10 семьями за 30 дней, если в квартире каждой семьи неисправен, хотя бы один кран? 45000 литров

Переключаю другую Презентацию1  Слайд 1

Учитель: Почему говоря об энергосбережении, мы говорим, о воде? Для преобразования энергии водного потока в электроэнергию служит гидроэлектростанция (ГЭС)

Как мы, можем экономить воду?

Учитель подводит итог:

- Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

- Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

- А главное – не забывайте выключать воду.

Учитель: Три простых правила – и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее перекачку.

Слайд  2 -3

Мы уже говорили, что источники света - это лампы.

А кто-нибудь из вас знает когда появилась лампа?

Рассказ сопровождается показом ламп.

Первыми электрическими лампами были лампы накаливания, которые служат нам до сих пор. Их свет считается оптимальным для восприятия человеческим глазом. Но у них есть один существенный недостаток: приблизительно 95% их энергии преобразуется в тепло, и лишь 5% остается на долю света.

1927 году свет увидела линейная люминесцентная лампа – аналог той, что мы используем сейчас. Первые компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) появились на мировом рынке в конце 1980-х. Она служит в 5-10 раз дольше обычной лампы. - Люминесцентные лампы «не любят» частого включения и выключения. Желательно, чтобы интервал между ними был более двух минут.

Сегодня завоевывает 1 первое место среди ламп - светодиодная лампа. Ее срок службы составляет в 30 раз больше, чем у лампы накаливания и в 3 раза больше, чем у ЛЭЛ. Она самая экономичная, но цена высока.

Слайд 4

(Текст на слайде 4)

Мощность лампочки измеряется в Ваттах, а количество потребляемой энергии лампочки в час измеряется в кВт*ч.

Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт*ч.

Давайте узнаем, почему же энергосберегающую лампу так назвали. Решим задачу.

На сколько процентов меньше тратится электроэнергии за 1 час, если использовать энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания. Мощность лампы накаливания 60 Вт и ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 15 Вт.

Слайд 5

А сейчас самостоятельное решение задачи.

1 уровень. Семья Нестеровых за месяц потребляет электроэнергии 500 кВт, а семья Петровых, на 200 кВт меньше, потому что использует энергосберегающие лампы. На сколько % больше потребляет семья Ивановых, чем семья Петровых?

2 уровень: Телевизор в сутки работает в среднем 5 часов, при этом он потребляет в час 200Вт. Узнайте, на сколько процентов меньше затратит электроэнергии телевизор, если сократить время его работы на 1 час в день?

Слайд.-6-7

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы экономить электроэнергию дома?

.

 

Слайд 8

Большую часть времени мы проводим с вами в школе. Посмотрите на презентацию. Перед вами диаграмма расхода электроэнергии  в нашей школе в течение 2015 года

Учитель:

-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?

- Назовите месяц наименьшего потребления электричества?

- Попробуйте определить причину возрастания потребления эл/энергии с октября по декабрь?  

Посмотрите сколько мы с вами тратим электроэнергии в школе. Надо как то ее потребление уменьшить Кто-нибудь может предложить как можно в школе сэкономить электроэнергию.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы

Группируют числа с помощью интерактивной доски.

Решают задачи устно, отвечают с места.

Ответы детей: работа водозабора, очистительных сооружений.

Ответы детей

В 1870, изобрел Лодыгин

Учащиеся слушают, запоминают.

Ученик решает на доске, проверка классом решения.

Решают разноуровневые задачи, проверка по документ камере.

Ответы детей:

- Выключать электрический свет, если в комнате никого нет.

- Не включать свет, когда солнце освещает помещение.

- Не закрывать окна шторами в дневное время.

- использовать энергосберегающие лампы

Отвечают на вопросы, работая с диаграммой

Учащиеся предполагают.

выполнение упражнений для глаз

Технологическая карта ученика, интерактивная доска, презентация

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

Контроль внимания

Коррекция

Самооценка.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение осознанно и произвольно строить математическое речевое высказывание в устной форме;

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Моделирование

Коммуникативные:

Взаимодействие

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

4. Решение ситуации

интеграция и перенос знаний (прикладное применение знаний)

Время: 15 мин.

Прием: Групповая работа.

Решение задач на энергосбережение в школе.

Учитель направляет, контролирует.

Ну а сейчас мы с вами переходим к непосредственной экономии энергии.

Слайд 9

Вы разделены на 2 группы.

1 и 2 группа - Специалисты по экономии электроэнергии в школе.

1 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления и экономии электроэнергии в школе во время перемены.

Задача. Сколько сэкономим электроэнергии в год при выключении света в кабинетах № 201, 202, 203 школы во время 2-х перемен по 15 мин и 3 –х перемен по 10 мин.? Сколько будет стоит экономия в рублях? В классе 18 светильников, в каждом светильнике по 2 лампы, мощность лампы 40 Вт. Для предприятий тариф потребления электроэнергии 1кВт*ч равен 27 руб.

2 группа экономит электроэнергию, переводя компьютеры в спящий режим.

Задача

В школьных кабинетах №201, №202, №203 20 компьютеров. Бытовой компьютер потребляет в среднем мощность 100 Вт. Если во время перемен переводить его "в режим ожидания", то тем самым сократим в среднем время его работы на 1 час в день. Сколько при этом экономится энергии в год? Имеем 2 перемены по 15 мин, и 3 перемены по 10 мин. Для предприятий тариф потребления электроэнергии 1кВт*ч равен 27 руб.

Класс делится на 2 группы. У каждой группы свое задание

Работаю в технологических картах, заполняют таблицу, делают выводы

Технологическая карта ученика, интерактивная доска, презентация.

Личностные:

Ориентация в межличностных отношениях

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Регулятивные:

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Планирование

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Познавательные:

Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

Групповое обсуждение проблем (при необходимости)

5. Демонстрация образовательной продукции

Время: 5 мин.

Слайд 10

  • В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

  • Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
  • По каким признакам мы различаем отметки ("2"-"9")

 Какую сам выставляешь себе отметку?

Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока. Почему я назвала урок «Свет и тьма»?

Слайд 11-12

Все правильно. Еще 2015 год объявлен Международным годом света и световых технологий. И к вам с обращением обращается Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО.

Тезисы выступления генерального директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!

Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира.

По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий.

Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы.

Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света.

Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение.

Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме — это сохраненная частичка природы.

Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.

Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека.

Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!

Учащиеся выступают с решенными задачами, делают выводы на основании полученных данных. Показ решения через документ камеру. Один из группы проводит самооценку своей работы.

Ответы детей.

Документ камера, ИД, технологические карты.

Личностные:

действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Регулятивные

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные:

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные:

Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

6. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия

Результат этапа:

Для учителя: получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения

Для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач

Время: 4 мин.

Давайте, ребята, подведем итоги нашего урока. Что узнали на уроке?

Чему научились?

 

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

Учитель: Давайте сейчас каждый сам себе поставит оценку за урок и попробует ее прокомментировать.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя в форме диалога, проводят самооценку своей деятельности на уроке в целом.

Ребята ведут диалог:

– Я сегодня на уроке повторила…

– Ты молодец, Саша, а я на уроке узнал…

– Я рада за тебя, Рома, а я на уроке научилась…, и т. д. по цепочке.

Учащиеся выставляют себе оценку и комментируют ее по желанию (желательно выслушать оценку и сильных и слабых учащихся.)

Личностные:

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

профессиональное самоопределение,

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные:

Оценка учебной деятельности

Коррекция

Коммуникативные

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

Постановка домашнего задания

Время: 1 мин.

Учитель дает комментарий к разноуровневому домашнему заданию (задания в технологической карте урока)

Слайд 13

Учитель: Наш урок подходит к концу.

Какую фигуру вы видите на слайде?

Что нужно для того, чтобы он превратился в солнце?

Каждый для себя уже сделал выводы о роли энергосбережения.

Если вы считаете, что энергоресурсы необходимо беречь, то нарисуете очень большой лучик.

Если вы считаете, что их не надо беречь, то маленький лучик.

Прошу вас к ИД.

Я вижу, что все поняли, что нужно бережно относиться к энергоресурсам нашей страны.

Посмотрите какое красивое солнце у нас получилось. Пусть оно светит очень ярко, освещая ваш жизненный путь.

Спасибо за урок, вы все плодотворно поработали. Урок окончен.

Учащиеся выбирают уровень задания, записывают в дневники.

Ответы детей

Лучики.

Выходят к интерактивной доске, рисуют лучики.

Дневник, технологическая карта

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной задаче


Приложение 1

Технологическая карта урока

Ученика(цы) 6 а класса

ФИ____________________________________________________

Тема: _________________________________________

1 группа

1. Устная работа:

1. Представьте числа в виде процентов: ;  6,09;  0,034; 1;  76;

2. Представьте проценты в виде десятичной дроби: 45%;  226%;  21,9%.

3. Как найти проценты от числа?

4. Найдите 20% от 100;  1% от 256.

5.Как найти число по его проценту?

6. Найдите число, если 5% составляет 55;  10% составляет 25.

7. Что называется пропорцией? Какие пропорциональные зависимости вы знаете?

8. Что называется процентным отношение двух чисел?

9. Выразить отношения в процентах: ,     ,    ,   .

Решите задачи устно:

1. Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает примерно 10 литров бесценной пресной воды! Сколько литров воды вытечет за час, если вы забыли закрыть кран?

2. С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 литров воды. Сколько литров воды может быть потеряно 10 семьями за 30 дней, если в квартире каждой семьи неисправен, хотя бы один кран?

2. Решение задач письменно.

Средний расход электроэнергии на освещение квартиры в час составляет примерно 1 кВт*ч =1000 Вт*ч.

1. Задача.

На сколько процентов меньше тратится электроэнергии за 1 час, если использовать энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания. Мощность лампы накаливания 60 Вт и ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 15 Вт.

Решение:

Самостоятельная работа.

1 уровень. Семья Нестеровых за месяц потребляет электроэнергии 500 кВт, а семья Петровых, на 200 кВт меньше, потому что использует энергосберегающие лампы. На сколько % больше потребляет семья Ивановых, чем семья Петровых?

2 уровень: Телевизор в сутки работает в среднем 5 часов, при этом он потребляет в час 200Вт. Узнайте, на сколько процентов меньше затратит электроэнергии телевизор, если сократить время его работы на 1 час в день?

Решение:

Провести самооценку своей работы по плану:

  • В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

  • Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

 Какую сам выставляешь себе отметку?


3. Практическая часть.

1 группа: Специалисты по экономии электроэнергии в школе.

Задача. Сколько сэкономим электроэнергии в год при выключении света в кабинетах № 201, 202, 203 школы во время 2-х перемен по 15 мин и 3 –х перемен по 10 мин.? Сколько будет стоит экономия в рублях? В одном классе 18 светильников, в каждом светильнике по 2 лампы, мощность лампы 40 Вт. Для предприятий тариф потребления электроэнергии 1кВт*ч равен 27 руб.

Количество светильников в 3 классах

Количество люминесцентных ламп в светильниках

Мощность 1 лампы в час

Общее время перемен

Какова экономия электроэнергии за 5 перемен?

Какова экономия за месяц? (27 дней). Ответ выразить в кВт, округлить до единиц

Какова экономия за год? (9 месяцев)

Какова экономия в рублях за год? (решите с помощью пропорции)

Вывод:

4. Домашнее задание:

Выберите один из уровней домашней работы, выполните его.

 1 уровень: Прочитать внимательно текст, ответить на вопрос после текста.

Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, спутниковой тарелки, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Вопрос: сколько стоит сэкономленная электроэнергия, при выключении из сети трех приборов за год? (1 кВт *ч стоит 1,7р)

  1. уровень:

1. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте по нему таблицу вопросов так, чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Когда

Кто

Что

Как

Почему

Какие

2. Составьте краткие рекомендации «Советы по правильному освещению комнаты/квартиры».

Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.

За свою историю человечество использовало для освещения все, что может гореть. После изобретения электрической лампочки и внедрения электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом искусственного освещения. Освещение — это одно из тех применений энергии, где действительно стоит использовать высококачественную энергию электричества, но и здесь можно использовать дневной свет в        комбинации с искусственным освещением.

В        среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой электроэнергии.

Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней.

Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света (от стен и потолка) экономит до 80% энергии. Естественная освещённость зависит также от потерь при прохождении света через оконные стёкла. Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света, поэтому окна необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днём в квартирах на первых, а в некоторых домах - на вторых и даже третьих этажах. Причина этому – беспорядочные посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение в квартиры естественного дневного света.

Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены три системы освещения: общее, местное и комбинированное.

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно используют потолочные или подвесные светильники, установленные в центре потолка. В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, кухонному столу и т.п. Комбинированное освещение достигается одновременным использованием светильников общего и местного назначения.

Наиболее рациональным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Для такого зонального освещения подходят лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках. В результате на комнату 18-20 кв. м экономится до 200 кВт. ч в год. Электрические лампы и приборы получают большую нагрузку в момент включения? Для продления срока службы световых приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.


Приложение 2

Технологическая карта урока

Ученика(цы) 6 а класса

ФИ____________________________________________________

Тема: _________________________________________

2 группа

1. Устная работа:

1. Представьте числа в виде процентов: ;  6,09;  0,034; 1;  76;

2. Представьте проценты в виде десятичной дроби: 45%;  226%;  21,9%.

3. Как найти проценты от числа?

4. Найдите 20% от 100;  1% от 256.

5.Как найти число по его проценту?

6. Найдите число, если 5% составляет 55;  10% составляет 25.

7. Что называется пропорцией? Какие пропорциональные зависимости вы знаете?

8. Что называется процентным отношение двух чисел?

9. Выразить отношения в процентах: ,     ,    ,   .

Решите задачи устно:

1. Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает примерно 10 литров бесценной пресной воды! Сколько литров воды вытечет за час, если вы забыли закрыть кран?

2. С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 литров воды. Сколько литров воды может быть потеряно 10 семьями за 30 дней, если в квартире каждой семьи неисправен, хотя бы один кран?

2. Решение задач письменно.

Средний расход электроэнергии на освещение квартиры в час составляет примерно 1 кВт*ч =1000 Вт*ч.

1. Задача.

На сколько процентов меньше тратится электроэнергии за 1 час, если использовать энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания. Мощность лампы накаливания 100 Вт и ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 20 Вт.

Решение:

Самостоятельная работа.

1 уровень. Семья Нестеровых за месяц потребляет электроэнергии 500 кВт, а семья Петровых, на 200 кВт меньше, потому что использует энергосберегающие лампы. На сколько % больше потребляет семья Ивановых, чем семья Петровых?

2 уровень: Телевизор в сутки работает в среднем 5 часов, при этом он потребляет в час 200Вт. Узнайте, на сколько процентов меньше затратит электроэнергии телевизор, если сократить время его работы на 1 час в день?

Решение:

Провести самооценку своей работы по плану:

  • В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

  • Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

 Какую сам выставляешь себе отметку?


3. Практическая часть.

2 группа: Специалисты по экономии электроэнергии в школе.

Задача

В школьных кабинетах №201, №202, №203 20 компьютеров. Бытовой компьютер потребляет в среднем мощность 100 Вт. Если во время перемен переводить его "в режим ожидания", то тем самым сократим в среднем время его работы на 1 час в день. Сколько при этом экономится энергии в год? Имеем 2 перемены по 15 мин, и 3 перемены по 10 мин. Для предприятий тариф потребления электроэнергии 1кВт*ч равен 27 руб.

количество компьютеров

мощность 10 компьютеров

Общее время перемен

Какова экономия за месяц? (27 дней). Ответ выразить в кВт.

Какова экономия в год электроэнергии (9 месяцев)

Какова экономия в рублях за год? (решите с помощью пропорции)

Вывод:

4. Домашнее задание:

Выберите один из уровней домашней работы, выполните его.

 1 уровень: Прочитать внимательно текст, ответить на вопрос после текста.

Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, спутниковой тарелки, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона – почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам – почти 21 кВт•ч в месяц.

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Вопрос: сколько стоит сэкономленная электроэнергия, при выключении из сети трех приборов за год? (1 кВт *ч стоит 1,7р)

2 уровень:

1. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте по нему таблицу вопросов так, чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Когда

Кто

Что

Как

Почему

Какие

2. Составьте краткие рекомендации «Советы по правильному освещению комнаты/квартиры».

Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном освещении в течение коротких зимних дней в северных районах.

За свою историю человечество использовало для освещения все, что может гореть. После изобретения электрической лампочки и внедрения электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом искусственного освещения. Освещение — это одно из тех применений энергии, где действительно стоит использовать высококачественную энергию электричества, но и здесь можно использовать дневной свет в        комбинации с искусственным освещением.

В        среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой электроэнергии.

Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней.

Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света (от стен и потолка) экономит до 80% энергии. Естественная освещённость зависит также от потерь при прохождении света через оконные стёкла. Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света, поэтому окна необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днём в квартирах на первых, а в некоторых домах - на вторых и даже третьих этажах. Причина этому – беспорядочные посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение в квартиры естественного дневного света.

Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены три системы освещения: общее, местное и комбинированное.

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно используют потолочные или подвесные светильники, установленные в центре потолка. В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых в непосредственной близости к письменному столу, креслу, кухонному столу и т.п. Комбинированное освещение достигается одновременным использованием светильников общего и местного назначения.

Наиболее рациональным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Для такого зонального освещения подходят лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках. В результате на комнату 18-20 кв. м экономится до 200 кВт. ч в год. Электрические лампы и приборы получают большую нагрузку в момент включения? Для продления срока службы световых приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Лампа накаливания изобретена в 1870 году, А.Н. Лодыгиным 1927 году свет увидела линейная люминесцентная лампа – аналог той, что мы используем сейчас. Первые компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) появились на мировом рынке в конце 1980-х.

Слайд 4

На сколько процентов меньше тратится электроэнергии за 1 час, если использовать энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания. Мощность лампы накаливания 60 Вт и ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 15 Вт.

Слайд 5

Справка: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт*ч. 1 уровень. Семья Нестеровых за месяц потребляет электроэнергии 500 кВт, а семья Петровых, на 200 кВт меньше, потому что использует энергосберегающие лампы. На сколько % больше потребляет семья Ивановых, чем семья Петровых? 2 уровень: Телевизор в сутки работает в среднем 5 часов, при этом он потребляет в час 200 Вт. Узнайте, на сколько процентов меньше затратит электроэнергии телевизор, если сократить время его работы на 1 час в день? Решение задач

Слайд 6

У себя в доме каждый может экономить электроэнергию 1. Заменить лампы накаливания на современные энергосберегающие лампы. 2. Выключать неиспользуемые приборы из сети; 4. Стирать в стиральной машине при полной загрузке и правильно выбирать режим стирки. 5. Своевременно удалять из электрочайника накипь. 6. Не пересушивать белье, это дает экономию при глажке. 7. Чаще менять мешки для сбора пыли в пылесосе. 8. Ставить холодильник в самое прохладное место кухни. 9. Использовать светлые шторы, обои. 10. Чаще мыть окна, на подоконниках ставить небольшое количество цветов. 11. Не закрывать плотными шторами батареи отопления.

Слайд 7

Экономия в быту

Слайд 9

Специалисты по экономии электроэнергии в школе. 1 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления и экономии электроэнергии в школе во время перемены. Задача. Сколько сэкономим электроэнергии в год при выключении света в кабинетах № 201, 202, 203 школы во время 2-х перемен по 15 мин и 3 – х перемен по 10 мин.? Сколько будет стоит экономия в рублях? В классе 18 светильников, в каждом светильнике по 2 лампы, мощность лампы 40 Вт. Для предприятий тариф потребления электроэнергии 1кВт*ч равен 27 руб. . 2 группа учащихся экономит электроэнергию, переводя компьютеры в спящий режим во время перемен. Задача В школьных кабинетах №201, №202, №203 20 компьютеров. Бытовой компьютер потребляет в среднем мощность 100 Вт. Если во время перемен переводить его "в режим ожидания", то тем самым сократим в среднем время его работы на 1 час в день. Сколько при этом экономится энергии в год? Имеем 2 перемены по 15 мин и 3 перемены по 10 мин. Для предприятий тариф потребления электроэнергии 1кВт*ч равен 27 руб.

Слайд 10

ПЛАН В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? Справился полностью самостоятельно или с помощью ( кто помогал , в чём )? Какую сам выставляешь себе отметку?

Слайд 11

Тезисы выступления генерального директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ! Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира. По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий.

Слайд 12

Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы. Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света. Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение. Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме — это сохраненная частичка природы . Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом. Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека. Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта метапредметного урока (математика-естествознание)

технологическая карта метапредметного урока "Модель-Способ-Закон"...

Технологическая карта метапредметного урока в 5 классе по теме " Кем ты хочешь быть?"

Технологическая карта урока представляет из себя таблицу с этапами урока, отведенного времени каждому этапу, подробное описание деятельности учителя и учеников и расшифровка формирование УУД на всех э...

Технологическая карта открытого урока по математике в 6 классе по теме "Раскрытие скобок"( в соответствии с ФГОС). Технология деятельностного метода

Урок "открытия нового знания"составлен в соответствии с ФГОС, использую несколько технологий: системно-деятельностного подхода ,игровые,здоровьесберегающие ....

Технологическая карта открытого урока по математике

Тема: «Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число»...

Технологическая карта метапредметного урока

Технологическая карта метапредметного урока...