календарно тематическое планирование 5 кл. УМК Дорофеев Г.В. и др
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс) на тему

программа соответствует требованиям ФГОС. расчитана на 5ч/н - 175 ч/г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_kl_16-17gg.docx162.87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

Стыценко Галина Сергеевна

Математика

Основное общее образование, 5 класс

(общеобразовательный уровень)

2016/17 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), Концепции духовно – нравственного  развития и воспитания личности гражданина России,  Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова,  современных образовательных технологий, направленных на достижение требований ФГОС  и ориентирована на использование учебника «Математика» 5 класса Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова (М. Просвещение).1.1 Статус документа

1.1 Статус документа

Настоящая рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе следующих нормативно правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvww.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
    Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН
    2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
    обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте
    России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного
    государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.
    Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача
    Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением
    Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) //
    http://www.consultant.ru/;
    http://www.garant.ru/
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
    Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
    «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
    воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
    адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576. от 28.12.2015 г. № 1529. от 26.01.2016 г. №38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

        25.12.2013 г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения       государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206) // http://vvvvvv.consultant.ru/; http://vvww.garant.ru/

  • Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-30 (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от

         31.12.2014 г. №01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (вред.Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644) /http://www.consultant.ru/;http://www.garant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645, от 31.12.2015 г. № 1578) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480) http://www.consultant.ru/;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

        от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента

        государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://vvwvv.consultant.ru/
  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от

        30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01/2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на

        2014 - 2015 учебный год»

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования // http://fgosreestr.ru/
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от

        28.03.2016 г. №03-02/2468 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области»

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта

       2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от

       11.09.2015 г. №03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»

  • Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. 10. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. Г1. Зуева ; Мин-во
  • Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
  • Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.ru/news.

  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ «Приморская Средняя общеобразовательная школа  »
  • Учебный план МОУ «Приморская Средняя общеобразовательная школа » на 2016- 2017 учебный год.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 Программа составлена в  соответствии с примерной программой  по учебным предметам. Математика. 5-9 классы проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

Содержание программы полностью соответствует современным образовательным стандартам, а особенностями являются расширение и углубление традиционных учебных тем за счет теоретико-множественной, вероятностно-статистической и историко-культурной линий.

Данный предмет ставит  своей целью воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей; развитие навыков вычислений с натуральными числами; освоение навыков действий с десятичными дробями; формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.

Школьники имеют возможность овладевать исследовательскими и логическими действиями,

предполагающими умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать и проводить эксперименты, делать несложные выводы и умозаключения, обосновывать и опровергать утверждения, сравнивать и классифицировать.

Отличительной особенностью данного УМК является внимание к развитию и формированию различных видов мышления. Этому, в частности, способствует включение в курс большего объёма геометрического материала. Изучая геометрию, учащиеся начинают последовательное продвижение в развитии мышления от конкретных, практических его форм до абстрактных, логических.

Серьёзное внимание в УМК уделяется формированию личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, развитию интереса к предмету, знаниям культурологического характера.

2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»

Личностные:

1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и

контрпримеры;

4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-

тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умения пользоваться изученными математическими формулами;

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

2.2. Планируемые результаты обучения математике в 5 классе

Арифметика. Натуральные числа. Дроби.

Ученик научится:

· понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;

· применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;

· оперировать понятием  обыкновенной  дроби,  выполнять вычисления с обыкновенными дробями;

· решать текстовые задачи арифметическим способом;

· применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих.

Ученик получит возможность:

· проводить несложные доказательные рассуждения;

· исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел  на  основе  наблюдения,  проведения  числового эксперимента;

·  применять разнообразные приёмы рационализации вычислений.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

·  округлять натуральные числа;

·  работать с единицами измерения величин;

·  интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.

Ученик получит возможность:

·  использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Алгебра. Алгебраические выражения. Уравнения

Ученик научится:

· использовать буквы для записи общих утверждений (например, свойств арифметических действий, свойств нуля при умножении), правил, формул;

· оперировать понятием «буквенное выражение»;

· осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием

«уравнение»;

· выполнять стандартные процедуры накоординатной прямой: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек.

Ученик получит возможность:

· приобрести начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе используемым в реальной практике;

Вероятность и статистика. Описательная статистика

Ученик научится:

· работать с информацией, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы.

Ученик получит возможность:

· понять, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме (в виде таблиц или диаграмм), и выбрать для её интерпретации более наглядное представление.

Геометрия. Наглядная геометрия.

Ученик научится:

· распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические  фигуры,  конфигурации  фигур,  описывать  их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;

· распознавать  на  чертежах,  рисунках,  в  окружающем  мире пространственные геометрические фигуры, описывать их, используя геометрическую  терминологию,  описывать  свойства  фигур;

распознавать развёртки куба, параллелепипеда, пирамиды;

· изображать геометрические фигуры и конфигурации с помощью чертёжных инструментов и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге;

· измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить отрезки заданной длины и углы заданной величины;

· выполнять простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических  фигур,  на  основе  классификаций  углов, треугольников, четырёхугольников;

· вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объёмы параллелепипедов;

· применять полученные знания в реальных ситуациях.

Ученик получит возможность:

· исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование,  в  том  числе  компьютерное  моделирование  и эксперимент;

· конструировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и т. д.;

· определять  вид  простейших  сечений  пространственных  фигур, получаемых путём предметного или компьютерного моделирования.

3. Содержание  учебного предмета.

В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия.  Кроме того,

при изложении основного содержания в учебниках там, где возможно, органично присутствует  историко-культурологический  фон,  что способствует  формированию  у  школьников  представлений  о  роли математики в развитии цивилизации.

Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

В данном УМК изучение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что усиливает логическую составляющую курса – правила действий с десятичными дробями обосновываются уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Серьёзное внимание уделяется формированию вычислительной культуры; учащиеся знакомятся  с  различными  приёмами  вычислений,  учатся  выбирать рациональные способы, обучаются приёмам прикидки и оценки. Значительное место  отводится решению текстовых задач арифметическим  способом.  Это  способствует  развитию  умения анализировать условия задачи, устанавливать связи между входящими в него величинами, выстраивать логические цепочки, приводящие к ответу на поставленный вопрос.

Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.  Начиная с 5 класса, последовательно используется буквенная символика: буквы применяются для обозначения чисел, для записи общих утверждений. Уделяется внимание конструированию числовых и буквенных выражений, вычислению значений буквенных выражений.

Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.  

Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

 

3.1. Основное содержание полностью соответствует авторской программе.

1. Линии (7)

        Линии на плоскости. Прямая. Отрезок. Луч. Единицы измерения длины. Длина отрезка. Длина ломаной. Окружность.

        Основная цель -  развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.

2. Натуральные числа (13)

        Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Сравнение. Округление натуральных чисел. Перебор возможных вариантов.

        Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.

3. Действия с натуральными числами (25)

        Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Степень с натуральным показателем. Решение арифметических задач. Задачи на движение. Единицы измерения времени и скорости. Длительность процессов в окружающем мире.

        Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами,  углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.

4. Использование свойств действий при вычислениях (12)

        Законы арифметических действий:  переместительный, сочетательный, распределительный. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на части. Задачи на уравнивание.

        Основная цель – расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.

5. Многоугольники (7)

        Угол. Острые, тупые и прямые углы. Биссектриса угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники. Периметр многоугольника.

        Основная цель – познакомить учащихся с новой геометрической фигурой – углом; вести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.

6. Делимость чисел (15)

        Делимость натуральных чисел. Делители числа. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Таблица простых чисел. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком

        Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости числа (делить, простое число, разложение на множители, признаки делимости).

7. Треугольники и четырехугольники ( 9)

        Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники.  Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямоугольник. Квадрат. Площадь. Единицы измерения площади. Площадь прямоугольника. Равенство  фигур.

        Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представление о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.

8. Дроби (20)

        Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Понятие и примеры случайных событий.

        Основная цель – сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.

9. Действия с дробями  (35)

        Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение арифметических задач. Задачи на совместную работу.

        Основная цель – научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.

10. Многогранник (10)

        Многогранники. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, прямоугольном параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Размеры  объектов окружающего мира (от элементарных  частиц до Вселенной). Примеры разверток.

        Основная цель – познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать  представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать пирамиду и параллелепипед; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

11. Таблицы и диаграмм (8)

        Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Чтение и составление таблиц и диаграмм.

Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.        Статистические данные.        

        Основная цель – формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.

Содержание учебного материала, его структурирование и компоновка строятся с учетом нескольких принципов, реализация которых помогает повысить качество и эффективность усвоения курса, сформировать и поддержать интерес к урокам математики, развить мышление школьников.

 Перечислим важнейшие из этих принципов.

  • Обеспечения возможностей для уровневой дифференциации.
  • Явное выделение списка обязательных результатов обучения.
  • Обеспечение каждого этапа усвоения знаний и умений.
  • Опора на наглядно-образное мышление.
  • Движение по спирали.

4. Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

5 класс

Глава 1. Линии.

7

Глава 2. Натуральные числа.

13

Контрольная работа №1. Тема: «Натуральные числа».

1

Глава 3. Действия с натуральными числами.

25

Глава 4. использование свойств действий при вычислениях.

12

Глава 5. Многоугольники.

7

Глава 6. Делимость чисел.

15

Глава 7. Треугольники и четырехугольники.

9

Глава 8. Дроби.

20

Глава 9. Действия с дробями.

35

Глава 10. Многогранники.

10

Глава 11. Таблицы и диаграммы.

8

Повторение. Итоговая контрольная работа.

9

Итого:

170


Календарно-тематическое планирование

Номера

уроков

Наименование

разделов и тем

факт

Плановые с

дата

дата

Повторение курса математики начальной школы.

1

Повторение.

01.09-06.09

2

Повторение.

01.09-06.09

3

Повторение.

01.09-06.09

4

Повторение.

01.09-06.09

5

Контрольная работа.

01.09-06.09

Глава 1. Линии. (7 часов)

6

Разнообразный мир линий

08.09-13.09

7

Прямая. Части прямой.

08.09-13.09

8

 Ломаная.

08.09-13.09

9

Длина линии.

08.09-13.09

10

Длина линии.

08.09-13.09

11

Окружность.

15.09-20.09

12

Окружность

15.09-20.09

Глава 2. Натуральные числа. (13 часов)

13

Чтение и запись натуральных чисел

15.09-20.09

14

Чтение и запись натуральных чисел

15.09-20.09

15

Сравнение чисел

15.09-20.09

16

Сравнение чисел

22.09-27.09

17

Числа и точки на прямой

22.09-27.09

18

Числа и точки на прямой

22.09-27.09

19

20

Округление натуральных чисел

Округление натуральных чисел

22.09-27.09

22.09-27.09

21

Перебор возможных вариантов

29.09-04.10

22

Перебор возможных вариантов

29.09-04.10

23

Перебор возможных вариантов

29.09-04.10

24

Перебор возможных вариантов

29.09-04.10

25

Контрольная работа №1

29.09-04.10

Глава 3. Действия с натуральными числами. (22 часа)

26

Сложение и вычитание натуральных чисел.

06.10-11.10

27

Сложение и вычитание натуральных чисел.

06.10-11.10

28

Сложение и вычитание натуральных чисел.

06.10-11.10

29

Сложение и вычитание натуральных чисел.

06.10-11.10

30

Сложение и вычитание натуральных чисел.

06.10-11.10

31

Умножение и деление

13.10-18.10

32

Умножение и деление

13.10-18.10

33

Умножение и деление

13.10-18.10

34

Прикидка и оценка

13.10-18.10

35

Нахождение неизвестных элементов деления и умножения

13.10-18.10

36

Решение задач

20.10-25.10

37

Обзорный урок

20.10-25.10

38

 Контрольная работа за 1 четверть.

20.10-25.10

39

Порядок действий в вычислениях

20.10-25.10

40

Порядок действий в вычислениях

20.10-25.10

41

Решение задач на порядок действий в вычислениях

03.11-08.11

42

Степень числа

03.11-08.11

43

Степень числа

03.11-08.11

44

Задачи на движение: в противоположных направлениях

03.11-08.11

45

Задачи на движение: навстречу друг другу

03.11-08.11

46

Задачи на движение по реке

10.11-15.11

47

Задачи на движение по реке

10.11-15.11

48

Обзорный урок

10.11-15.11

49

Контрольная работа №2

10.11-15.11

Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях. (10 часов)

50

Переместительное и сочетательное свойства

10.11-15.11

51

Распределительное свойство

17.11-22.11

52

Распределительное свойство

17.11-22.11

53

Распределительное свойство

17.11-22.11

54

Задачи на части

17.11-22.11

55

Задачи на части

17.11-22.11

56

Задачи на уравнивание

24.11-29.11

57

Задачи на уравнивание

24.11-29.11

58

Задачи на уравнивание

24.11-29.11

59

Обзорный урок

24.11-29.11

60

Контрольная работа №3

24.11-29.11

Глава 5. Углы и многоугольники. (9 часов)

61

Как обозначаются и сравниваются углы.

01.12-06.12

62

Как обозначаются и сравниваются углы.

01.12-06.12

63

Измерение углов

01.12-06.12

64

Измерение углов

01.12-06.12

65

Измерение углов

01.12-6.12

66

Ломаные и многоугольники

08.12-13.12

67

Ломаные и многоугольники

08.12-13.12

68

Ломаные и многоугольники

08.12-13.12

69

Обзорный урок

70

Контрольная работа №4

08.12-13.12

71

Делители и кратные

08.12-13.12

72

Делители и кратные

15.12-20.12

73

Делители и кратные

15.12-20.12

74

Простые и составные числа

15.12-20.12

75

Простые и составные числа

15.12-20.12

76

Свойства делимости

15.12-20.12

77

Свойства делимости

22.12-27.12

78

Признаки делимости

22.12-27.12

79

Признаки делимости

22.12-27.12

80

Урок - викторина

22.12-27.12

81

Признаки делимости

12.01-17.01

82

Признаки делимости

12.01-17.01

83

Деление с остатком

12.01-17.01

84

Деление с остатком

12.01-17.01

85

Обзорный урок

12.01-17.01

86

Контрольная работа №5

19.01-24.01

87

Разные арифметические задачи

19.01-24.01

88

Разные арифметические задачи

19.01-24.01

Глава 7. Треугольники и четырехугольники. (9 часов)

89

Треугольники и их виды

19.01-24.01

90

Прямоугольники

19.01-24.01

91

Прямоугольники

26.01-31.01

92

Равенство фигур

26.01-31.01

93

Равенство фигур

26.01-31.01

94

Площадь прямоугольника

26.01-31.01

95

Площадь прямоугольника

26.01-31.01

96

Единицы площади

01.02-07.02

97

Обзорный урок

01.02-07.02

98

Контрольная работа №6

01.02-07.02

Глава 8. Дроби. (18 часов)

01.02-07.02

99

Доли

01.02-07.02

100

Что такое дробь

01.02-07.02

101

Что такое дробь

09.02-14.02

102

Основное свойство дроби

09.02-14.02

103

Основное свойство дроби

09.02-14.02

104

Основное свойство дроби

09.02-14.02

105

Приведение дробей к общему знаменателю

09.02-14.02

106

Приведение дробей к общему знаменателю

16.02-21.02

107

Сравнение дробей

16.02-21.02

108

Сравнение дробей

16.02-21.02

109

Сравнение дробей

16.02-21.02

110

Натуральные числа и дроби

16.02-21.02

111

Натуральные числа и дроби

23.02-28.02

112

Случайные события

23.02-28.02

113

Случайные события

23.02-28.02

114

Подготовка к контрольной работе

23.02-28.02

115

Контрольная работа №7

23.02-28.02

116

Работа над ошибками

02.03-07.03

Глава 9. Действия с дробями. (33 часа)

117

Сложение дробей

02.03-07.03

118

Сложение дробей

02.03-07.03

119

Сложение дробей

02.03-07.03

120

Сложение смешанных дробей

02.03-07.03

121

Сложение смешанных дробей

09.03-14.03

122

Сложение смешанных дробей

09.03-14.03

123

Вычитание дробных чисел

09.03-14.03

124

Вычитание дробных чисел

09.03-14.03

125

Вычитание дробных чисел

09.03-14.03

126

Вычитание дробных чисел

16.03-21.03

127

Вычитание дробных чисел

16.03-21.03

128

Вычитание дробных чисел

16.03-21.03

129

Решение задач

16.03-21.03

130

Решение задач

16.03-21.03

131

Обзорный урок

132

Контрольная работа №8

30.03-04.04

133

Умножение дробей

30.03-04.04

134

Умножение дробей

30.03-04.04

135

Умножение дробей

30.03-04.04

136

Умножение дробей

30.03-04.04

137

Деление дробей

06.04-11.04

138

Деление дробей

06.04-11.04

139

Деление дробей

06.04-11.04

140

Деление дробей

06.04-11.04

141

Нахождение части целого и целого по его части

06.04-11.04

142

Нахождение части целого и целого по его части

13.04-18.04

143

Нахождение части целого и целого по его части

13.04-18.04

144

Нахождение части целого и целого по его части

13.04-18.04

145

Задачи на совместную работу

13.04-18.04

146

Задачи на совместную работу

13.04-18.04

147

Задачи на совместную работу

20.04-25.04

148

Подготовка к контрольной работе

20.04-25.04

149

Контрольная работа №9

20.04-25.04

150

Работа над ошибками

20.04-25.04

Глава 10. Многогранники. (9 часов)

20.04-25.04

151

Геометрические тела и их изображение

20.04-25.04

152

Параллелепипед

27.04-03.05

153

Параллелепипед

27.04-03.05

154

Объём параллелепипеда

27.04-03.05

155

Объём параллелепипеда

05.05-10.05

156

Объём параллелепипеда

05.05-10.05

157

Пирамида

05.05-10.05

158

Развертки

05.05-10.05

159

Развертки

05.05-10.05

Глава 11. Таблицы и диаграммы. (6 часов)

160

Чтение и составление таблиц

12.05-17.05

161

Чтение и составление таблиц

12.05-17.05

162

Чтение и построение диаграмм

12.05-17.05

163

Чтение и построение диаграмм

12.05-17.05

164

Опрос общественного мнения

12.05-17.05

165

Опрос общественного мнения

19.05-24.05

166

Повторение

19.05-24.05

167

Повторение

19.05-24.05

168

Итоговая контрольная работа

19.05-24.05

6. Характеристика контрольно-измерительных материалов

График контрольных работ приведен в тематическом плане.

Для проведения тематического и итогового контроля в 5 – 6 классах используется методическое пособие  для учителей «Математика. Контрольные работы. 5  классы» /Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова; Российская академия наук, Российская академия образования,  - М: Просвещение, 2008 – 109с.: ил.

В данном пособии даны методические рекомендации для учителя по проведению и оцениванию зачетов (у нас контрольные работы, т.к. в школе  не введена система по оцениванию выполнения обязательного уровня  содержания образования  в виде «зачет», «незачет»), проверочные работ по геометрии, рекомендации по проведению итоговых тестов.

Важно, что к каждому тематическому зачету (контрольной работе) даны критерии оценивания.

 

7. Критерии оценки знаний и умений учащихся:

Учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Оценка письменных контрольных работ учащихся:

Оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснование шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Примерные критерии оценок в зависимости от объема выполненной работы

Объем выполненной работы

Менее 60 %

От 60 % до 75 %

От 76% до 89%

От 90% до 100%

Оценка

2

3

4

5

Оценка выполнения тестовых заданий

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей пересчёта:

Число заданий в тесте

ОЦЕНКИ

«2»

«3»

«4»

«5»

5

менее 3

3

4

5

6

3 и менее

4

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7,8

9

10

6 и менее

7

8

9,10

11

6 и менее

7,8

9

10,11

12

7 и менее

8

9,10

11,12

13

8 и менее

9,10

11,12

13

14

9 и менее

10,11

12,13

14

15-16

9 и менее

10

11,12,13

14,15,16

18

11 и менее

12,13

14,14,16

17,18

24

15 и менее

16,17,18

19,20,21

22,23,24

30

19 и менее

20,21,22,23

24,25,26,27

28,29,30

Оценка  устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

8. Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Дорофеев, Г. В. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2012. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по математике.

2.Дорофеев, Г. В. Математика: дидактические материалы для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, - М.: Просвещение, 2012.

3.Дорофеев, Г. В. Математика: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, - М.: Просвещение, 2012.

Пособия для учителя:

4.Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2010.

5.Кузнецова, Л. В. Математика: контрольные работы для 5-6 классов общеобразовательных учреждений: книга для учителя /Л. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2006.

6.Суворова, С. Б, Математика. 5-6 классы: книга для учителя / С. Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2006.


Интернет-сайты для математиков

www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ

http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.openclass.ru – «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества

http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"

http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей

http://mat.1september.ru/ - издательство «Первое сентября. Математика»

http://www.profile-edu.ru – сайт профильного обучения

http://festival.1september.ru/mathematics/ – педагогический форум: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://zaba.ru – сайт «Математические олимпиады и олимпиадные задачи»

http://etudes.ru – сайт «Математические этюды»

http://uztest.ru и http://mathtest.ru – сайты в помощь учителю (содержат базу тестов)

http://graphfunk.narod.ru – сайт «графики функций»

http://zadachi.mccme.ru –информационно-поисковая система «Задачи по геометрии»

http://bymath.net –сайт «Вся элементарная математика»

www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ

www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений

www.mathege.org.ru – открытый банк заданий по математике

www.uroki.net – бесплатная методическая помощь учителю математики

www.math-on-line.com – занимательная математика школьникам

www.methmath.chat.ru – методика преподавания математики

www.math.ru – Интернет – поддержка учителей математики.

9. Приложение.

Контрольная работы №1.

Тема: «Натуральные числа»

I вариант

Обязательная часть

1. Запишите цифрами число: а) сто восемь миллионов двадцать шесть тысяч семнадцать; б) 120тыс.

2. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых число 4208.

3. Сравните числа: а) 1930 и 12100;  б) 2982 и 2892.

4. Каким числам соответствуют точки А, В и С

5. Масса груза равна 6820 кг. Сколько это примерно тонн?

6. Сравните 5ч 10 мин  и  310 мин.

Дополнительная часть.

7. Найдите координату точки, которая  является  серединой отрезка с концами в точках А(2)  и В(8).

8. Запишите все трехзначные числа, которые можно составить, используя цифры 1 и 2. сколько таких чисел?

II вариант

Обязательная часть.

1. Запишите цифрами число: а) двести пятьдесят миллионов сто тысяч двадцать три; б) 70 млн.

2. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых число 10420.

3. Сравните числа: а) 303003 и 300333;        б) 1795 и 1865.

4. Отметьте на координатной прямой числа 7, 10, 2.

5. Расстояние между деревнями равно 8430м. Сколько это примерно километров?

6. Сравните 9 м 20см  и  900 см.

Дополнительная часть.

7. Запишите все цифры, которые можно подставить вместо звездочки, чтобы получилось верное неравенство:        а) 23* > 234;        б) 45*3 < 4533.

8. Каким числам соответствуют точки А, В  и  С?

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

5 заданий

5 заданий

6 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Контрольная работа №2.

Тема: «Действия с натуральными числами»

I вариант

Обязательная часть.

1. Выполните действие:        а) 5742 + 6548;                б) 8130 – 7902;

                                в) 1632 · 805;                        г) 87600 : 24.

2.  Найдите неизвестное число:        а) 48 + а = 96;                б) 150 : а = 25.

Найдите значение выражения

3.         435 – 25 · 16 + 94.

4.       212 – 122.

5. Со склада отправили в магазин овощные, фруктовые и мясные консервы. Овощных консервов было 420 банок, фруктовых – на 70 банок меньше, а мясных – в 2 раза больше, чем овощных. Сколько всего банок консервов отправили в магазин?

Дополнительная часть.

6.  Вычислите:  5040 : (28 · 4) – (888 + 219) : 27.

7. Расстояние между городами А  и В  360 ки. Из А в В  выехал автобус со скоростью 50 км/ч. Через 3ч навстречу ему из В  в А выехал мотоциклист со скоростью 55 км/ч. Через сколько часов после выезда автобуса они встретятся?

II вариант.

Обязательная часть.

1. Выполните действия:                а) 6078 + 976;                б) 3407 – 1918;

                                        в)  750 · 1044;                г)  9728 :  32.

2. Найдите неизвестное число:        а) а – 37 = 96;                б) 14 · а = 98.

Найдите значение выражения:

3.         20 – 96 : (71 – 47).

4.         (22 – 2)2.

5. Из двух сел одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Их скорости равны 9 км/ч и  12 км/ч. Через 2 часа они встретились. Чему равно расстояние между селами?

Дополнительная часть

6. Вычислите:   29 · 104 : 16 + (5059 – 988) : 23.

7. Груша и апельсин вместе весят 630г. апельсин и лимон вместе  весят 470г. Определите массу груши, апельсина и лимона в отдельности, если лимон и груша вместе весят 500г.

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

4  задания

4  задания

5 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Контрольная работа №3.

Тема: «Использование свойств действий при вычислениях».

I вариант

Обязательная часть

1. Дима и Алеша выбежали одновременно из одной точки в противоположных направлениях. Дима бежит со скоростью 160м/мин, а Алеша – 180 м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 мин? Какие из следующих выражений можно  составить для решения задачи:

          160 · 4 + 180 · 4;                160 · 4 · 180 · 4;

          (160 + 4) · (180 + 4);        (160 + 180) · 4?

Вычислите, используя свойства арифметических действий:

2.         23 + 21 + 15 + 17 + 39.

3.        50 · 16 – 48 · 16.

4.         (100 + 6) · 21.

5. Чтобы связать плед, нужна пряжа разного цвета: 5 частей – коричневого, 2 части – желтого и 2 части – белого цвета. Сколько нужно взять белой пряжи, если для пледа требуется 900г пряжи коричневого цвета?

Дополнительная часть.

6.  Найдите значение выражения 15 ·         18 + 40 · 32 + 25 · 18.

7. В соревнованиях приняли участие 222 спортсмена, причем юношей на 48 больше, чем девушек. Сколько юношей и сколько девушек участвовало в соревнованиях?

II вариант.

Обязательная часть.

1. Составьте два выражения для решения задачи. Таня и Катя выбежали одновременно из одной точки  в одном направлении. Таня бежит со скоростью 130м/мин, а Катя – 150 м/мин. Какое расстояние будет между  ними через 5 мин?

Вычислите, используя свойства арифметических действий:

2.         2 · 11 · 5 · 5 · 4.

3.        35 · 28  + 15 · 28.

4.         (100 – 5) · 16.

5. Смесь для компота готовят из 3 частей слив и 5 частей яблок. Сколько килограммов слив надо взять, чтобы приготовить 120 кг смеси для компота?

Дополнительная часть.

6. Найдите сумму 100 + 95 + 90 + … + 5.

7. В зоомагазине попугаев продали на 24 штуки больше, чем канареек. Сколько всего было попугаев, если их продали в 3 раза больше, чем канареек?

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

4  задания

4  задания

5 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Контрольная работа № 4.

Тема: «Делимость числа»

I вариант

Обязательная часть.

1. Запишите какие-нибудь пять делителей числа 78.

2. Разложите на простые множители число 36.

3. Какие из чисел 222, 503, 1179, 8805 делятся на 5?

4. Делится ли произведение 1112 · 930 на 2?  На 5?

5. Запишите три общих кратных чисел 10 и 15.

6. Шнур длиной 4м нужно разрезать на куски по 35см. Сколько таких кусков получится и какой длины будет остаток?

Дополнительная часть.

7. Запишите наибольшее четырехзначное число, делящееся на 6.

8. С конечной остановки выезжают по трем маршрутам автобусы. Первый возвращается каждые 25 мин, второй – каждые 15мин, третий – каждые 10 мин. Через какое наименьшее время они снова окажутся вместе на конечной остановке?

II вариант.

Обязательная часть.

1. Запишите какие-нибудь три числа, кратные 9.

2. Разложите на простые множители число 50.

3. Какие из чисел 456, 115, 2332, 710 делятся на 5?

4. Делится ли сумма 8130 + 402  на 2?   на 10?

5. Укажите все общие делители чисел 60  и 48.

6. Приведите пример числа, при делении которого на 7 в остатке получится 3.

Дополнительная часть.

7.  Запишите наименьшее четырехзначное число, делящееся на 15.

8. Содержание книги разделено на главы, каждая из которых занимает 25 страниц. Первая глава начинается с пятой страницы. Какую главу читает Миша, если книга открыта на 170-й странице?

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

5  заданий

5  заданий

6 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Контрольная работа № 5.

Тема: «Обыкновенные дроби»

I вариант

Обязательная дробь

1. Начертите прямоугольник со сторонами 4 клетки и 6 клеток. Закрасьте прямоугольника.

2. Сколько метров в км?  в км?

3. Начертите координатную прямую и отметьте на ней числа

4. Выпишите дроби, равные                 

5. Выполните деление 18 : 42.

6. Сравните числа

7.  Приведите дробь  к знаменателю 24.

Дополнительная часть.

8. Запишите координату точки В

9. В первой серии из 100 выстрелов стрелок попал по мишени 80 раз, а во второй серии из 90 выстрелов попал по мишени 70 раз. В какой серии он показал лучший результат?

II вариант

Обязательная часть.

1. Начертите квадрат со стороной  6 клеток. Закрасьте квадрата.

2. Выразите в метрах 20см;   30 см.

3. Каким числам соответствуют точки D, E, C?

4. Выпишите дроби, равные                 

5. Сократите дробь

6. Сравните числа

7.  Приведите дроби  к общему знаменателю.

Дополнительная часть

8. Сократите дробь

9. Запишите какое-нибудь число, которое больше

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

6  заданий

6  заданий

7 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Контрольная работа №6.

Тема: «Сложение и вычитание дробей»

I вариант.

Обязательная часть.

1. Представьте в виде неправильной дроби:

2. Выразите в метрах

Выполните действие:

3.         а)

5. В первый день магазин продал  овощей, а во второй день – на меньше. Сколько овощей продал магазин за два дня?

Дополнительная часть.

6.  Вычислите:        

7. Скорость катера по течению реки равна км/ч, а скорость течения реки - км/ч. Какое расстояние пройдет катер, если будет плыть 2ч против течения реки?

II вариант.

Обязательна часть.

1. Выделите целую часть числа:        

2. Выразите в минутах  

Выполните действие:

3.        

5. Из кувшина, в котором 3л сока, отлили а затем еще л сока. Сколько сока осталось в кувшине?

Дополнительная часть

6.  Вычислите:

7. Найдите периметр треугольной площадки, одно сторона которой равна м, а две другие равны между собой и каждая длиннее первой на м.

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

4  задания

4  задания

5 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Контрольная работа №7.

Тема: «Умножение и деление дробей»

I вариант

Обязательная часть

Выполните действия:

1.         а)

2.        

3.

4. В конкурсе участвовало 60 школьников,  из них – девочки. Сколько девочек участвовало в конкурсе?

5. В одном ящике кг орехов, а в другом – в 3 раза больше. Сколько орехов в двух ящиках?

Дополнительная часть.

6. Найдите значение выражения

7. Швея может выполнить заказ за 4 ч, а ее ученица – за 8ч. За какое время они выполнят этот заказ, работая вместе?

II вариант

Обязательная часть

Выполните действия:

1.         а)

2.        

3.

4. В классе 30 учащихся. В игре участвовало   всех учащихся класса. Сколько учеников приняло участие в игре?

5. За  ч велосипедист проехал 12 км. С какой скоростью ехал велосипедист??

Дополнительная часть.

6. Найдите значение выражения

7. Швея сшила 150 фартуков, что составило всего заказа. Остальные фартуки сшила ученица. Сколько фартуков сшила ученица?

Критерии оценивания

Отметка

«3»

«4»

«5»

Обязательная часть

4  задания

4  задания

5 заданий

Дополнительная часть

1 задание

2 задания

Итоговая контрольная работа.

I вариант

        Дополнительная часть.

1. Вычислите:         а)

2. Начертите координатную прямую с единичным отрезком 15 клеток и отметьте на ней  и

3. У клоуна было 40 шаров,  всех шаров он раздал детям. Сколько шаров раздал клоун?

4. Для приготовления салата на 3 части огурцов берут 2 части редиса и 1 часть лука. Сколько потребуется граммов огурцов, чтобы приготовить 300г салата?

Дополнительная часть.

5. Найдите какое-нибудь число, которое больше , но меньше

6. Запишите все цифры, которые можно подставить вместо звездочки в число 23*5, если известно, что оно  делиться на 15.

Итоговая контрольная работа.

I вариант

        Дополнительная часть.

1.  Вычислите: а)

2. Начертите координатную прямую с единичным отрезком 9 клеток. Отметьте на ней числа

3. В коробке было 40 игрушек, всех игрушек положили в подарки.  Сколько игрушек положили в подарки?

4. Для приготовления компота берут 2 части черной смородины и 3 части красной смородины. Сколько потребуется черной смородины, чтобы получить 400г смеси для компота?

Дополнительная часть.

5. Найдите какое-нибудь число, которое больше , но меньше 1.

6. Запишите все цифры, которые можно подставить вместо звездочки в число 3*44, если известно, что оно делиться на 12.

10. Проектная деятельность.

Темы ученических проектов по математике для 5-х классов.

Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её  и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся.

Задачи:

Научиться составлять и решать задачи по математике.

Познакомить с различными источниками получения информации.

Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

Усилить взаимосвязь математики с историей.

 Продемонстрировать значимость математических знаний в практической деятельности.

 Превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Продолжительность выполнения: средней продолжительности – октябрь  – март текущего учебного года.

Вид проекта: творческий, средней продолжительности, межгрупповой.

Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.

Формы продуктов деятельности: компьютерный диск.

Темы проектов:

Тема «Натуральные числа»

Магия чисел

Почему нельзя делить на ноль?

Русские учителя С.А. Рачинский и Л.Ф. Магницкий и их « Арифметика»

Как люди считали в старину и как считали цифры

Фигурные числа (история возникновения чисел)

Тема «Измерение величин»

Старинные русские меры

Тема «Делимость натуральных чисел»

Признаки делимости

Решето Эратосфена

Тема «Обыкновенные дроби»

Из истории возникновения обыкновенных дробей

Старинные задачи с обыкновенными дробями

Занимательные задачи с обыкновенными дробями

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

Подбор материалов для реализации проекта.

Изготовление дидактических игр.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.  Выполнение проекта 

Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя .

Систематизация полученных знаний.

3 этап. Результаты

Презентация проекта.

“5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;

“3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;

“1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.

Защита проекта

“5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;

“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;

“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.

Подведение итогов и анализ работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс . Дорофеев

Содержит пояснительную записку, график прохождения материала, планирование....

Календарно-тематическое планирование по алгебре 7 класс . Дорофеев

Содержит пояснительную записку, график прохождения материала, планирование....

Календарно-тематическое планирование по математике 6 класс. Дорофеев

рабочая программа содержит пояснительную записку и график прохождения материала...

календарно - -тематическое планирование по математике 5 класс Дорофеев по ФГОС

календарно  - -тематическое планирование по математике 5 класс Дорофеев по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 6 классе ( 5 часов в неделю) к учебнику «Математика. 6 класс». Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – М.: Издательство «Ювента»

Данное тематическое планирование составлено на основе примерного поурочного планирования, опубликованного в учебном издании «Программа «Учусь учиться» по математике для 5-6 классов с...

Календарно -тематическое планирование 5-6 класс по математике УМК Дорофеев.

Календарно- тематическое планирование 5-6 класс по математике УМК Дорофеев....

Календарно-тематическое планирование. Алгебра, 8 класс по учебнику Дорофеев, 4 часа в неделю

Календарно-тематическое планирование. Алгебра, 8 класс по учебнику Дорофеев, 4 часа в неделю...