Сценарий конкурса-игры «Что? Где? Когда?»
методическая разработка по математике (9, 10, 11 класс) на тему

Макарова Валентина Гавриловна

В разработке описан ход игры. Указаны предлагаемые задания. Сопровождается презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Макарова Валентина Гавриловна                      

 Сценарий  конкурса-игры   «Что? Где? Когда?»

Цель игры:                                                                                                 Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности, развитие интереса к математике.

Задачи игры:

  1. Активизировать и развивать познавательные процессы у учащихся (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и т.д.);
  2. Повторить и закрепить знания, приобретаемые на уроках.
  3. Расширить кругозор учащихся.
  4. Создать деятельную, творческую обстановку в процессе игры, благотворно влияющую на эмоциональность, психику учащихся.
  5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
  6. Формировать дружеские отношения, умение работать командой.
  7. Внедрить мультимедийные технологии в процесс обучения.

Организация мероприятия и оборудование:

В данном мероприятии участвуют 4 сборные команды 9-11 классов по 6 человек в каждой.

Для проведения игры: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, дос презентация в Power Point, юла.

Вопросы и ответы демонстрируются на экране.

Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По желанию можно приготовить приз для команды-победителя и утешительный приз для другой команды

                     Конкурс-игра.                                                                                      «Что? Где? Когда?»

Цель: Расширение кругозора учащихся, закрепление умений применять знания,

Развитие мышления, творческих способностей.

                                 

                     Ход игры

Ведущий 1:

     С тех пор как существует мироздание

Такого нет, кто б не нуждался в знанье, -

Всегда стремился к знаньям человек

Какой мы не возьмем язык и век …

Ведущий 2:

Науки юношей питают …

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастных случаях берегут.

И в дальних странствий не помеха,

Науку пользуют везде – среди

Народов и в пустыне,

В покои сладки и в труде .

Ведущий 1:

Добрый день. Дорогие друзья !

Здравствуйте , уважаемые знатоки и гости !

Прозвучал  отрывок из оды великого русского поэта, физика .химика ,

металлурга , знаменитого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова .

Ведущий 2:

И сразу стало ясно .что в зале собрались те , как сказал Рудаки кто « всегда стремился к знанью». Это знатоки , знатоки математики .

Ведущий 1:

Мы рады приветствовать вас.

На игре «Что ? Где ? Когда ? « , посвященной самой точной

Ведущий 2:

Самой важной

Самой нужной из наук !

Вместе :Математике !

Ведущий 1: 

О, математика!
Прекрасная наука!
Учу тебя и чувствую я муку.
Тебя люблю я больше всех,
Большой же ждёт меня успех.
Я долго мучаюсь с тобою,
И мне мучительно порою,
Что не могу тебя понять.
И боль в душе своей унять.
Хожу и думаю всё время,
Не одолеет меня бремя.
Когда же я пойму тебя?
И буду жить тебя любя.

Ведущий 2: Сегодня знатоки 10кл. ,9 кл. , 11 классов  играют против царицы Математики.

Ведущий 1:

 «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием »       Сказал Пуассон.

 И в зале собрались учителя математики и  ученики .

Ведущий 2:

Судить игру будут …

Ведущий 1:

Болельщикам: Товарищ, можешь все забыть, но ты с командой тесно связан. Судьею можешь ты не быть, но быть болельщиком обязан !

Учитель:                                                                                                                     Теперь я хочу познакомить вас с правилами игры :                                              По итогам жеребьевки  члены одной из команд располагаются за столом лидера. Остальные команды находятся за резервными столами.           Победителем считается та сторона , которая наберет большее количество очков .  На обдумывание вопроса дается 1 – 3 минуты в зависимости от сложности задания. Одновременно с играющей командой над вопросом думают и резервные команды , которые  высказывают свое мнение в письменном виде и передают в жюри, указав номер команды. Если команда, сидящая за столом лидера, не смогла  дать правильный ответ, она возвращается за резервный стол. За столом лидера располагается команда, давшая правильный ответ. В случае неудачного ответа всех команд, за стол лидера садиться следующая по жеребьевке команда.

Пожелания:

командам  «Свои силы утроить!»

зрителям    «Плохое настроение и грубость умножить на ноль!»

Ведущий 2:                                                                                                                      О вы,  которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает, каких зовет страна чужих .

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены, раченьем вашим показать.

Ведущий 1:

Мы желаем вам успехов в нашей сегодняшней игре. А теперь проведем жеребьевку.

Ведущий 2: Первый раунд. За стол садиться команда  № 1. Вращайте волчок.  Сектор № …

Внимание  на экран!

Вопрос …

Ведущий 1:

 Время истекло.  Ассистенты собирают у резервных команд листочки, передают жюри.

              Кто отвечает  на вопрос?

              Таков ваш ответ.

   Внимание правильный ответ ___

   Счет становится___в пользу ____.

    За столом лидера  (остается  или займет стол лидера команда ___

Во время игры может выпасть поэтическая либо музыкальная пауза                 (частушки, стихи о математике).

Для завершения игры возможны два варианта (в зависимости кто победил)

                          Вариант 1 . (Если победила математика)

Ведущий 1:

Игра закончилась. Грустно расставаться.

   Мы все неплохо провели время.

Ведущий 2:

Неважно, что вы не победили, ведь сегодня собрались те, кто стремится к знаньям .

Ведущий 1:

А издавна известно, что на ошибках  учатся. Значит вы многое узнали и многому научились.

Ведущий 2:

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

                      Вариант 2.(Если победили знатоки )

Ведущий 1:

Игра закончилась. Грустно расставаться Мы неплохо провели время.

Ведущий 2:

Мы поздравляем вас, победители. Желаем вам не останавливаться на достигнутом уровне, а учиться. Учиться и учиться.

Ведущий 1:

  Окончена игра и все прекрасно.

Да! Выиграли вы сейчас,

Но будут в вашей жизни пораженья

И победы еще не раз.

Главное не забывайте:

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать.

Надо прежде всего математику знать.

Вопросы и задания.

  1. Уважаемые эрудиты, разрешите предложить вам небольшую логическую задачу. В папирусе Ахмеса дается  84  задачи на различные вычисления. Которые могут понадобиться на практике. Некоторые из этих задач покажутся довольно простыми. Но представьте как трудно было их решить 4000 лет назад? И все же египтяне свободно производили арифметические действия с дробями, используя доли единицы ( такие дроби, у которых в числителе единица ). В папирусе есть такая задача:  «Разделить поровну семь хлебов между восемью  людьми.»  Мы с вами сказали бы, что каждому должно достаться по 7/8 хлеба. У египтян такого числа не было. Как же они записали ответ?

                          Ответ:1/2+1/4+1/8

    2.Уважаемые знатоки! Не сможете ли сообщить нам, какому математику древности принадлежат слова: « Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю »?

                         Ответ: Архимед.

3.Уважаемые эрудиты! В морской порт теплоход «Счастливый » прибывает один раз в три дня, теплоход «Удачный » - один раз в четыре дня, теплоход «Надежный» - один раз в пять дней. В прошлый понедельник все  три теплохода были в этом порту. Какой будет день недели, когда все теплоходы снова будут одновременно в порту?

                 Ответ: Через 60 дней, в пятницу.

   4.Уважаемые знатоки! На слайде записаны числа Римской нумерации. Ваша задача с их помощью записать число 2008.

                I – 1.  V-5.  X-10.  L-50.  C-100.  D-500.  M-1000.

(Ответ:  MMVIII)

  5. Уважаемые эрудиты, Некий человек нанял работника на год, обещал заплатить ему 12 рублей и кафтан. Но тот, отработав семь месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан?

                          Ответ: 4,8

 6. Уважаемые  знатоки,                                                                                    дробь           В ∙А ∙  Р ∙ Е ∙ Н ∙Ь ∙ Е /  Б ∙ А ∙ Н ∙ К ∙ А                                                 Равна целому числу. Разные буквы обозначают разные цифры, а между ними стоят знаки умножения. Чему равна дробь? Ответ обоснуйте.

       Ответ: Нулю, так как ни один из множителей знаменателя не может быть равным нулю.

7. Уважаемые эрудиты!  Ребята получили новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят получили подарки? Сколько апельсинов и сколько яблок было в каждом подарке?

                  Ответ: 41 подарок, по 3 апельсина и 2 яблока.                                8. Уважаемые знатоки! В школе Пифагора половина учеников изучает математику, четверть-музыку, седьмая часть пребывает в молчании, кроме того есть три девы. Сколько учеников посещает школу Пифагора?

Ответ: 28 учеников

9.Уважаемые эрудиты, какое математическое понятие описывают следующие строки из стихотворения Бориса Заходера « Джонни »:

Жил на свете Джонни знаете его?

Не было у Джонни ровно ничего!

Нечего покушать, нечего надеть,

Не к чему стремится, не о чем жалеть,

Нечего бояться, нечего терять….

Весело живется, нечего сказать!

      Ответ: нулевой вектор.

10.Уважаемые знатоки! Лошадь съедает копну сена за 2 суток, корова за 3 дня, овца - за 6 суток. За какое время съедят копну сена лошадь, корова и овца вместе?

            Ответ: За сутки.

11.Уважаемые эрудиты! По мнению Л. Толстого каждый человек подобен дроби. Числитель дроби - это то ,  что он  собой представляет. А что представляет собой знаменатель этой дроби?

                 Ответ: Это то, что человек о себе думает.

 

12.Уважаемые знатоки! В. Гюго заметил однажды,  что  человеческий разум владеет  тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - буква, нота. А каков третий ключ?

        Ответ: цифра.

13.Уважаемые эрудиты! Как разделить наследство?

Некий римлянин, составил завещание в пользу своей жены и ребенка, который должен был родиться. Если бы родился сын, то он должен получить две трети наследства, а жена - одну треть. Если же на свет появится девочка, то она должна получить одну треть, а жена- две трети. Но на свет пришли близнецы – мальчик и девочка. Как поделить наследство?

Ответ: Сыну  жене  дочери

14. Черный ящик: Уважаемые знатоки! В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума

Ответ: циркуль

Частушки.

Мы с подружкою вдвоем

Вам частушки пропоем

Раз, два, три, четыре, пять,

Так с чего же нам начать?

На уроке в самом деле

Перепишем все в точь в точь,

Разобраться еле-еле

Дома нам порой не в мочь.

Скорость лошадей узнали

И в ответе написали:

«Мчится лошадь без кареты

В сотню раз быстрей ракеты»

Стоит Коля у доски

И зевает от тоски

 Он никак не разберет

Где окружность, а где рот.

Начертили мы квадрат:

Угол здесь, прямую так.

За ответ поставят мне

Три в журнале, два в уме.

Это что же, в самом деле,

Получилось – стыд и срам:

Землекопа вдруг в задаче

Разделили пополам.

Рассчитали путь движенья

Курам всем на удивленье,

Время с метрами сложили –

Килограммы получили.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...