Методические рекомендации по развитию пространственного мышления учащихся 8 классов, посредством решения геометрических задач на плоскости.
методическая разработка по математике (8 класс) на тему

В работе рассмотрены задачи по геометрии, способствующие развитию пространственного мышления.
Приведен пример урока изучения нового материала, по теме: Теорема Пифагора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию пространственного мышления учащихся 8 классов, посредством решения

 геометрических задач на плоскости.

В работе рассмотрены задачи по геометрии, способствующие развитию пространственного мышления.

В наши дни остро стоит проблема развития пространственного мышления. Это связано с активным развитием технологий. Темпы нашей жизни ускоряются и поиск нужной информации упрощается, при этом в некоторой мере ограничиваются мыслительные процессы. Большинство современных учебников не успевают адаптироваться к данным изменениям. Большинство задач, которые предлагают нам их авторы являются шаблонными. Избыток задач подобного типа приводит к тому, что урок становится неинтересным. Отсюда падает мотивация учащихся, следовательно, снижается степень усвоения предмета. Кроме этого шаблонность ведет к тому, что ученик перестает осознавать математику как что-то единое.

Данная работа призвана оказать помощь учителям математики, работающим в 8-х классах, в развитии пространственного мышления учащихся путем решения задач  затрагивающих различные темы математики. Такие задачи показывают единство предмета и многообразие подходов к решению задач. Поиск решения должен способствовать развитию интереса к предмету.

Данная работа основана на опыте проведения уроков математики в гимназии №71(«Радуга»).

Автор: Славгородский Владислав Владимирович, учитель математики гимназия №71 («Радуга»).

Нахождение площади многоугольника одна из первых, и безусловно, важных тем геометрии. При изучении темы “площадь многоугольника” современные авторы делают упор на применение формул, нахождения площади ограниченного числа фигур.

Например, Л. С. Атанасян предлагает изучать данную тему следующим образом:
§ 1. Понятия: площадь многоугольника, площадь квадрата, Теоремы: площадь прямоугольника; В задачах предлагается находить площади различных квадратов и прямоугольников

§ 2. Теоремы: площадь параллелограмма, площадь треугольника, теорема о соотношении площадей, площадь трапеции. В задачах дается площадь ромба.

В задачах предлагается находить площади различных треугольников и четырехугольников(параллелограмм, ромб, трапеция).

§ 3. Теоремы: теорема Пифагора, теорема обратная к теореме Пифагора.

В задачах предлагается по известным двум сторонам находить неизвестную сторону в прямоугольном треугольнике.

В дополнительных задачах разбирается формула Герона. И предлагается находить площади и доказывать различные свойства для треугольников и четырехугольников (квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб, трапеция).

Перед тем как приступить к изучению §3, предлагаю рассмотреть еще несколько задач, связанных с нахождением площадей различных многоугольников используя основные свойства площадей. При этом давая сложную задачу, стоит стараться избегать точных размеров и заменять их буквами. Решение таких задач будет способствовать развитию умения выводить формулы.

В работе с восьмыми классами мною были  использованы следующие задачи:

1. Найдите площадь шестиугольника ABCDEF, такого что углы A,C,D,F – прямые. Биссектрисы углов ABC и FED лежат на прямой BE и AB=a, AF=b, DE=c.

2. Найдите площадь ABCDE, если AB=BC=CD=DE, углы A,C,E прямые AE=a

3. Найдите площадь ABCDEF, если углы C,F прямые, CF является биссектрисой углов С и F, CF=3DE=3AB, BC=CD=EF=FA=a.

4. ABOF квадрат со стороной a. CDEO квадрат со стороной b. BE и CF пересекаются в точке O. Докажите что четырехугольник BCEF трапеция и найдите ее площадь.

5. Найдите площадь пятиугольника ABCDE, углы A=B=90°, C=E, D=60°, AB=BC=a высота DH=h.

6.Найдите площадь пятиугольника ABCDE, углы A=B=С=90°, CD=DE, D=60°, AE=a BC=b высота AB=h

7. Дан пятиугольник ABCDF такой, что углы B, D, F прямые. Стороны AF, FD и CD равны. Стороны AB=a, BC=b.В пятиугольнике берут точку E такую, что BE параллельна FA и FE=AB, ED=BC. Найдите площадь полученного шестиугольника ABCDEF.

8. Дан квадрат ABCD. В нутрии квадрата расположены четыре равных прямоугольных треугольника AA1D, BB1A, CC1B, DD1 A такие, что углы A1, B1, C1, D1 прямые, AA1=BB1=CC1=DD1=a и BA1=CB1=DC1=AD1=b найдите площадь квадрата.

Задачи 1 - 4 рассматривались на уроке закрепления изученного материала,  задачи 5 - 6 были представлены в самостоятельной работе,  задачи 7 - 8 рассматривались при изучении нового материала т.к являются доказательствами для теоремы Пифагора.

Пример урока изучение нового материала:

Урок математики, 8класс

Учитель В. В. Славгородский

Тема: Теорема Пифагора

Цели:

- Изучение зависимости между сторонами прямоугольного треугольника;

- обучение способам доказательства теоремы Пифагора;

- создание условий применения теоремы Пифагора для решения задач.

Задачи:

-  Существенно расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками;

-      развивать пространственное мышление учащихся посредством решения геометрических задач на плоскости;

-     показать учащимся, что теоремы можно доказывать несколькими способами.  

-        осуществлять  межпредметной связи геометрии с алгеброй и историей.

Оборудование:

Чертежные инструменты, доска.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Подготовка к уроку: На доске выполняются 2 чертежа (см. приложение), записывается домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1минута)

Учащиеся открывают дневники. Записывают домашнее задание.

Учитель проводит перекличку.

II. Актуализация знаний. (3-5минут)

Устная работа с классом по вопросам подготовки к восприятию новой темы.

Как находится площадь следующих фигур:

Треугольник – ½ произведение основания на высоту проведенную к этому основанию.

прямоугольный треугольник – ½ произведения катетов

прямоугольник – произведение сторон

квадрат – квадрат стороны

параллелограмм – произведение основания на высоту проведенную к этому основанию

ромб – ½ произведения диагоналей

трапеция – произведение полусуммы оснований на высоту

произвольного многоугольника – разбиваем многоугольник на фигуры площади которых мы можем найти.

III. Решение задач.

Слова учителя.

Давайте решим несколько задач которые связаны с фигурами изображенными на доске.

Задача1 (15минут)

Дан пятиугольник ABCDF такой что углы B, D, F прямые. Стороны AF, FD и CD равны. Стороны AB=a, BC=b.В пятиугольнике берут точку E такую что BE параллельна FA и FE=AB, ED=BC. Найдите площадь полученного шестиугольника ABCDEF.

1)Как находится площадь данного шестиугольника. Ученики предлагают варианты, например:

- Как площадь квадрата т.к. треугольники ABC и FED равны. (для площади квадрата нам нужно знать AC но нам она неизвестна)

- как сумма двух параллелограммов.(это предложение верно)

2)Как мы найдем площадь ABEF. Ученики предлагают варианты.

-Опускаем высоту из AH1 к EF (т.к. EF нам известна).

Рассмотрим треугольник AH1F что мы можем о нем сказать. Он прямоугольный и равен треугольнику ABC по гипотенузе и острому углу т.к. ACDF квадрат и AFE=BCA (AFE=90-EFD=90-BAC=BCA). Следовательно AH1=AB=a и площадь равна a2.

Теперь рассмотрим параллелограмм BCDE чему будет равна его площадь.

-делаем тоже самое что и в предыдущем случае получаем b2.

S=a2+b2.

Задача2 (10минут)

Дан квадрат ABCD. В нутрии квадрата расположены четыре равных прямоугольных треугольника AA1D, BB1A, CC1B, DD1 A такие что углы A1, B1, C1, D1 прямые, AA1=BB1=CC1=DD1=a и BA1=CB1=DC1=AD1=b найдите площадь квадрата.

1)Можем ли мы найти сторону данного квадрата – к сожалению нет. Значит как будем искать его площадь?

- как сумма составляющих его фигур.

2)Площадь каких фигур мы можем найти сразу

- прямоугольных треугольников.

3)Тогда нам остается найти площадь внутреннего четырехугольника. Что это за четырех угольник?

-это квадрат  и сторона его равна b-a.

4) А теперь давайте сложим все найденные площади.
В итоге мы снова получили S=a
2+b2.

III. Теорема и ее история.

Как вы уже заметили, площади данных фигур можно было найти проще, если знать AC в первой задаче и AB во второй, гипотенузу прямоугольного треугольника.

А теперь рассмотрим теорему позволяющую ее найти. Она называется теорема Пифагора.

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. В виде формулы она записывается как c2=a2+b2. История данной теоремы насчитывает не одну тысячу лет. Она существовала еще до Пифагора, ею пользовались древние египтяне за 1500 лет до Пифагора они знали о том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 является прямоугольным, и пользовались этим свойством для построения прямых углов при планировке земельных участков и сооружений зданий. В самом древнем дошедшем до нас китайском математико-астрономическом сочинении «Чжоу-би», написанном примерно за 600 лет до Пифагора, среди других предложений, относящихся к прямоугольному треугольнику, содержится и теорема Пифагора. Еще раньше эта теорема была известна индусам. Таким образом, Пифагор не открыл это свойство прямоугольного треугольника, он, первым сумел его обобщить и доказать, перевести тем самым из области практики в область науки. С глубокой древности математики находят все новые и новые доказательства теоремы Пифагора. Таких доказательств – более или менее строгих, более или менее наглядных – известна не одна сотня, но стремление к преумножению их числа сохранилось.

Обе задачи которые мы с вами рассмотрели, могут являться доказательствами для данной теоремы.

(возвращаемся к рисунку 1) Рассматривая прямоугольные треугольники ABC и FED мы говорим  о том что они равны. Следовательно, площадь шестиугольника равна площади квадрата.

Во второй задаче квадрат построен на гипотенузе и площадь его равна c2, она же равна a2+b2.

Еще одно доказательство мы с вами рассмотрим в учебнике.

Самостоятельное прочтение параграфа учебника.

V. Вопросы учеников, подведение итогов.

Ответ на вопросы учеников.

Учитель проговаривает:

Мы с вами рассмотрели зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.

Рассмотрели несколько доказательств теоремы Пифагора.

А также еще раз убедились, что теоремы можно доказывать различными способами.

Примечание. В оставшееся время после ответа на вопросы учеников:

проверить египетский треугольник(3,4,5), найти гипотенузу для равнобедренных прямоугольных треугольников (катеты выбирать произвольно), найти катет равнобедренного прямоугольного треугольника (гипотенузу выбирать произвольно).

Приложение к уроку.

Рис1

Рис2

Использование данных методических рекомендаций позволит:

-      Развить пространственное мышление учащихся;

-      лучше усвоить материал учащимися.

Литература:

Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9», М., Просвещение,  2009г.

Атанасян Л.С. «Изучение геометрии в 7-9 классах», М., Просвещение,  2010г.

Киселева А.П. «Элементарная геометрия», М. Просвещение 1980г.

Кудрявцев Л.Д. «Мысли о современной математике и ее изучении.» М., Наука 1977г.

Погорелов А.В. «Геометрия 7-11» М. ,Просвещение,  2009г.

Славгородский В.В. «Систематизация доказательств теоремы Пифагора». (Материал для конференции  2007г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи посредством проведения словарных игр."

Представлены методические рекоментации по развитию лексико-нрамматического строя речи посредством проведения словарных игр....

Доклад на тему Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения.

Доклад на тему "Развитие пространственного мышления учащихся на уроках черчения"....

Развитие пространственного мышления учащихся на уроках ИЗО и черчения

В данной статье рассказывается об основных проблемах, которые возникают у учащихся с отдельными пространственными заданиями и пути прелдоления этих трудностей....

Методические рекомендации "Технология развития критического мышления"

Для того чтобы учебный процесс проходил ярко, насыщенно, продуктивно и результативно, нужно чтобы у учителя была своя педагогическая техника и интерес к ней, чтобы было взаимодействие и взаимопонимани...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Развитие самостоятельности мышления учащихся при решении текстовых задач по математике

Развитие самостоятельности мышления учащихся при решении текстовых задач по математике...

Приемы развития пространственного мышления учащихся

Свободное владение пространственными образами является фундаментом успешной учебной и трудовой деятельности. Поэтому одна из главных задач школы заключается в том, чтобы способствовать развитию п...