О методах предупреждения неуспеваемости на уроках математики в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс) по теме

Доклад учителя математики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ТОЛЬЯТТИ  

«ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21»  

Доклад учителя математики Овчинниковой Татьяны Сергеевны на тему:

«О методах предупреждения неуспеваемости на уроках математики в 9 классе».

На протяжении нескольких лет я работаю  по учебникам Мордковича А.Г.

Чтобы по  предмету не было неуспевающих учащихся, надо строить и проводить учебный процесс, процесс воспитания и обучения учащихся принципиально иначе, чем обычно. Вся образовательная  деятельность должна  основываться на личностно ориентированном подходе, который реализуется через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса: учителя, ученика, родителей, ученического и учительского коллективов, администрации школы. Такой подход к организации образования определяет методы и приемы работы учителей, организацию учебно-воспитательного процесса с неуспевающими или отстающими, учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Психологическими причинами трудностей при обучении математике считают чаще всего

  • Особенности мыслительной деятельности, особенности памяти и мышления у способных и неспособных к математике учеников

-  одна из психологических причин трудностей при обучении математике.

  • Конкретность, однолинейность, инертность мышления и трудности в учении, с ними связанные.
  • Несформированность пространственных представлений, понятия числового ряда и его свойств.
  • Недостатки в развитии процессов зрительного анализа, памяти, мышления, процессов саморегуляции и самоконтроля.
  • Индивидуальнотипологические особенности учащихся и связанные с ними трудности.

В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как увеличение числа ошибок, большая затрата времени на выполнение уроков, частые обращения за помощью, снижение интереса к предмету, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке.

Основными  проявлениями  неуспеваемости учащихся по математике являются:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях, что не позволяет ученику сформулировать определение понятия, теорему, существенные признаки понятий,  их свойства и т. д.

2. Наличие пробелов в умении применить фактические знания на практике,   при доказательстве теорем,  решении  задач.

3. Наличие пробелов в умениях и навыках вычислительного характера, умениях построения схем, выполнения графических работ, использования  инструментов  и  т.д

4. Недостаточный уровень развития самостоятельности, внимания, настойчивости, не позволяющий ученику приступить к работе   или успешно довести свою работу до конца.

Целью работы с неуспевающими является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

Перед учеником необходимо ставить такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению

Выделяют  три группы учащихся: слабых, средних и сильных. На тех  или  иных  этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и  учащиеся  выполняют задания разной степени трудности.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

1)всестороннее повышение эффективности каждого урока;

2)формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3) Индивидуальный подход к учащемуся.

4) Специальная система домашних заданий.

5) Усиление работы с родителями.

6) Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

В целях   профилактики неуспеваемости учащихся по математике я стараюсь придерживаться следующих правил:

  • В процессе контроля над  подготовленностью учащихся - специально контролирую  усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализирую  и систематизирую ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявляю  типичные для класса и концентрирую  внимание на их устранении,  контролирую усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщаю итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявляю причины отставания.
  • При изложении нового материала - обязательно проверяю  в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала,  стимулирую  вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала,  применяю  средства поддержания интереса к усвоению
  • знаний,  обеспечиваю разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

  • В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке – подбираю задания по наиболее существенным разделам учебного материала, включаю  в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах, инструктирую  о порядке выполнения работы,  стимулирую  постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе,   оказываю  помощь ученикам в работе, развиваю  их самостоятельность,  Учу умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
  • При организации самостоятельной работы вне класса – обеспечиваю в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно трудности,  систематически даю  домашние задания по работе над типичными ошибками,   инструктирую учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверяю степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися,  согласовываю  объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.
  • Подготовительная работа к изучению нового материала (с целью предупреждения неуспеваемости) готовит учащихся к овладению материалом, облегчает восприятие нового теоретического материала или  новых  приемов  решения  примеров  и  задач.

В зависимости от цели урока я использую  разные приемы для установления связи нового материала с ранее изученным:  постановку вопросов, самостоятельную работу с учебником, решение задач, сравнение понятий и т. д. В этих целях важное значение в классах с большой наполняемостью имеет сочетание на уроке общеклассной, групповой и индивидуальной работы.

  • При первоначальном применении учащимися нового материала у них могут возникнуть трудности. Чтобы предупредить возникновение ошибок при затруднении учеников на этом этапе, большую роль играют самостоятельные работы по образцу. Показ образца решения задачи, оформления ее записи, доказательства теоремы и т. д. даю сама  или реже  ученик, который уже усвоил новый материал и может выполнить работу. Образец для всех учащихся можно показать на доске. Образец решения задачи для отдельных учеников может быть дан на карточке.

  • Предупреждению неуспеваемости способствует своевременная помощь ученикам. С  этой целью  в классах с большим числом учащихся (более 10) я  вела  тетради учета знаний учащихся. Каждому ученику отводила  страницу, на которой отмечала:
  1. пробелы по отдельным темам;
  2. мероприятия  для   ликвидации   пробелов:
  3. индивидуальные задания и сроки их выполнения;
  4. результат работы ученика.

Такие записи стимулируют деятельность школьников. При этом необходимо и полезно подводить итоги работы учащихся (успехи – публично, неуспехи – индивидуально).

О результатах усвоения каждым учеником тех или иных разделов программы можно судить по итогам проверочных работ. Результаты проведенных самостоятельных (проверочных)  работ ориентируют на повторение конкретного материала фронтально со всем классом и индивидуально с отдельными учениками.

  • Для предупреждения неуспеваемости по математике важна работа на закрепление материала. Для выработки определенных умений применения новых знаний на практике каждый ученик в силу индивидуальных особенностей выполняет необходимое ему количество тренировочных упражнений.

В практике обучения математике предлагаю для решения часто

упражнения обязательные и необязательные, упражнения, которые

содержат руководство к работе.

Учителю необходимо:

1. Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях

учащихся;

2. Систематически проводить работу над ошибками;

3. Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых

учащимися уже достаточно усвоено;

4.   Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при

решении устных заданий;

  1. Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения

заданий;

6.  Не допускать формальной проверки полученного результата.

В любом случае, одним из условий успешной работы учителя математики по предупреждению пробелов в знаниях учащихся, преодолению отставания и неуспеваемости является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта работы передовых учителей, собственный творческий поиск путей решения этой проблемы на протяжении всей своей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов проблемного обучения на уроках математики

«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.РубинштейнУровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достиг...

Методы проблемного обучения на уроках математики.

Учебный предмет "математика" уникален в деле формирования личности.Образовательный, развивающий потенциал математики огромен.Не случайно ведущей целью математического образовантя является интеллектуал...

Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах

В докладе представлен собственный опыт по данной проблеме....

Профилактика неуспеваемости на уроках математики

Выявление слабоуспевающих учащихся и работа с ними....

урок математики 10 класс, Методы решения тригонометрических уравнений

урок математики 10 класс, Методы решения тригонометрических уравнений...

Мастер-класс по теме "Методы смыслового чтения на уроках математики"

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Ответственность за э...

Выступление на пед совете с темой "Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики"

Выступление на совете методического объединения по теме "Система работы по предупреждению неуспеваемости на уроках математики"...