Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5 - 9 классах
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Тюлякова Валентина Васильевна

В докладе представлен собственный опыт по данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Судосевская ООШ»

Доклад

на тему:

«Использование метода проектного обучения
на уроках математики в 5 - 9 классах»

Подготовила:  учитель      

математики Тюлякова В.В

2015 год.

«Всякое знание остаётся мёртвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самодеятельность:

учащегося нужно приучать не только

к мышлению, но и к хотению»

Н.А. Умов.

Каждый учитель задавался вопросом, как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни стать успешным?

На мой взгляд, жить по-настоящему во взрослой жизни – это умение ставить цели и добиваться их. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. (Для этого необходимо интегрировать  основное и дополнительное образование). Суть метода проектов вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, т.е. подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем  планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение  совместным  интеллектуальным действиям.

И главное это то, что метод проектов  сочетается с любым УМК  и другими учебными средствами.

 Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Учебных проектов великое множество: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от проекта для изучения отдельных тем до межпредметных и внепредметных; индивидуальные, групповые, разновозрастные и т.д.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьёзной проектной деятельности начинается ещё в 5-8 классах .Чтобы сделать большой проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работе в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умения. Поэтому начинать можно с работы над мини-проектами. Именно их можно использовать на уроках математики, начиная с 5 класса. Примером таких работ могут являться:

5 класс – проект «Опрос общественного мнения» (цель: осмысление некоторых актуальных для них вопросов образования), «Системы счисления» и т.д.

6 класс – проект «Мир многогранников» (цель: выполнение развёртки многогранника) «Отрицательные числа» и т.д.

7 класс – проект «Сумма углов треугольника», «Соотношение сторон и углов треугольника», «Линейные уравнения» и т.д.

Проекты могут выступать неотъемлемой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Удивительная страна математика», «Великие математики», «Женщины математики», «История нуля» и т.д..

Но независимо от типа проекта, все они:

·        неповторимы и уникальны;

·        направлены на достижение конкретных целей;

·        ограничены во времени;

·        предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новую форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Организация работы над проектами на уроках математики.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

·        проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

·        учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

·        работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

·        учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

·        анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

·        конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

1. Проблема  - определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;

 2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

 3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

 4. Продукт - планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

 5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.

  6. Портфолио - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Пример проектной работы.

Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».

Участники проекта: ученики 8 класса.

Сроки реализации проекта: две недели.

Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.

Задания для групп (2 человека) и отдельных учащихся:

Задание для группы 1.

  1. Сбор информации по теме: «Линейные уравнения, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 2.

  1. Сбор информации по теме: «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 3.

  1. Сбор информации по теме: «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Задание для группы 4.

  1. Сбор информации по теме: «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).
  2. Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
  3. Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).
  4. Подготовка к защите проекта.
  5. Защита проекта (презентация).

Результаты проекта:

Приложение 1.

Для учеников работа над учебными проектами – это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Литература:

  1. «Завуч» №3, 2007.
  2. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт. – сост.М.В. Величко.-Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд., испр. и доп. –М.:АРКТИ, 2006.
  4. Формирование проектных умений школьников: практические занятия/ авт. – сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.



Подписи к слайдам:

Подготовила учитель математики МБОУ «Судосевская ООШ» Тюлякова В.В.
Использование метода проектного обучения на уроках математики в 5-9 классах
«Всякое знание остаётся мёртвым,если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность:учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»Н.А. Умов.
Проект – форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.
Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических задач – проектов.Основные требования к использованию проектов: наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов ( определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для её решения, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).

Этапы работы над проектом:
Проблема;Проектирование;Поиск информации;Продукт;Презентация;Портфолио.
Пример проектной работы.
Тема проекта: «Виды уравнений и способы их решений».Участники проекта: ученики 8 класса.Сроки реализации проекта: две недели.Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.
Задание для группы 1.
Сбор информации по теме: «Линейные уравнения, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
Сбор информации по теме: «Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, методы их решения» ( использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Задание для группы 3.
Сбор информации по теме: «Дробно-рациональные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Задание для группы 4.
Сбор информации по теме: «Уравнения высших порядков, методы их решения» (использование материалов учебников алгебры 7-8, справочников, Интернета).Подбор 15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).Оформление отчёта о проделанной работе (бумажный вариант теоретической и практической части).Подготовка к защите проекта.Защита проекта (презентация).
Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


Подписи к слайдам:

6
x
– 12 = 5
x
+ 4 - 9 а + 8 = - 10 а – 2 7у +1 = 8 у + 9
6х – 5х = 12+4 - 9 а + 10 а = -8 – 2 7у – 8 у = 9 – 1
1
х
= 16 1 а = - 10 - 1 у = 8
х
= 16 : 1 а = - 10 : 1 у = 8 : (- 1)
х
= 16 а = - 10 у = - 8
Ответ: 16 Ответ: - 10 Ответ: - 8
4 + 25 у = 6 + 24 у 11 – 5
х
= 12 – 6
х
4
k + 7 = - 3 + 5 k
25 y – 24 y = 6 – 4 - 5 x + 6 x = 12- 11 4 k – 5 k = - 3 – 7
1 y = 2 1 x = 1 - 1 k = - 10
y = 2
: 1
х
= 1: 1
k = - 10
: (- 1)
у
= 2
х
= 1
k = 10
Ответ: 2 Ответ: 1 Ответ: 10

Примеры и решения линейных уравнений
Уравнение вида
ax
+
b
=0,
г
де
a
и
b
– некоторые числа,
X
– переменная,
называется линейным уравнением
Определение
Пример 3.
Решим уравнение: 3
x
+ 6 – 3 (
x
+2 ) = 0
Решение:
3
x + 6 – 3x
– 6 = 0
0 = 0
Ответ:
x
– любое число.
Алгоритм решения линейного уравнения
Подготовили учащиеся 8 класса МБОУ «
Судосевская
ООШ»
Ерочкина
Ангелина и Сергачёв Максим.
Линейные уравнения, методы их решения
Пример 2.
Решим уравнение: 2
x
– 8 – 2 (
x
– 2 ) = 0
Решение:
2

x
– 8 - 2

x
+ 4 = 0
-4 = 0
Ответ: решений нет.
Алгоритм решения линейного уравнения
Пример 1.
Решим уравнение: 2
x – 3 + 4(
x
- 1) =5
Решение:
2
x
-3 + 4

x
-4 = 5
6

x
= 5+4+3
6

x
= 12
x
= 12 : 6
x

=2
Ответ: 2
Алгоритм решения линейного уравнения
4у + 15 = 6 у + 17 3 у – ( 5 – у ) = 11 - 27
х
+ 220 = -5
х
4 у – 6 у = 17 – 15 3у – 5 + у = 11 - 27
х
+ 5х = - 220
-2 у = 2 4 у = 11 + 5 - 22
х
= - 220
у = 2 :(- 2 ) 4 у = 16
х
= - 220 : ( - 22 )
у = -1 у = 16 : 4
х
= 10
Ответ: -1 Ответ: 4 Ответ: 10
( 30 – 7
х
) ∙ 8 = 352 - 5 (0,8 а – 1,2 ) = - а + 7,2 (2,8 – 0,1х ) ∙ 3,7 = 7,4
240 – 56
х
= 352 - 4 а + 6 = - а + 7,2 10,36 – 0,37
х
= 7,4
-56
х
= 352- 240 - 4 а +
а
= 7,2 – 6 - 0,37
х
= 7,4 - 10,36
-56
х
= 112 - 3 а = 1,2 - 0, 37
х
= - 2,96
х
= 112 :(- 56) а = 1,2 : (- 3 )
х
= - 2,96 : ( - 0,37 )
х
= -2 а = - 0,4
х
= 8
Ответ: - 2 Ответ : - 0,4 Ответ: 8
Примеры и решения линейных уравнений
Если

a

≠ 0, то линейное уравнение имеет единственный корень
x
= -
b
/
a


Если
a
= 0;
b

≠ 0, то линейное уравнение не имеет решений.

Если
a
=
0;
b
= 0, то
x
– любое число.
Линейное уравнение
-40 (- 7
х
+ 5 ) = - 1600 ( - 20
х
-50 ) ∙2 = 100 2,1 ∙ (4 – 6 у ) = - 42
280
х
– 200 = - 1600 - 40х – 100 = 100 8,4 – 12, 6 у = - 42
280
х
= - 1600 + 200 - 40
х
= 100+100 -12,6 у = - 42 – 8,4
280
х
= - 1400 -40
х
= 200 -12, 6 у = - 50,4
х
= - 1400 : 280
х
= 200 : (- 40 ) у = - 50,4 : ( - 12,6)
х
= - 5
х
= - 5 у = 4
Ответ: - 5 Ответ: - 5 Ответ: 4
3 (2 – 15 а) = -6 13 – 5
р
= 8 – 2
р
5
х
+ (3х – 7 ) = 9
6 – 45 а = - 6 - 5
р
+ 2
р
= 8 – 13 5
х
+3
х
– 7 = 9
45 а = - 6 - 6 - 3
р
= - 5 8
х
= 9 + 7
45 а = 0
р
= - 5 : (- 3 ) 8х = 16
а = 0 : 45
р
= 1
х
= 16 : 8
а = 0
х
= 2
Ответ: 0 Ответ: 1

Примеры и решения линейных уравнений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики

P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...

Из опыта работы «Использование метода проектов на уроках математики»

Выступление  в районном семинаре учителей математики  и физики на базе МБОУ «Б.Фроловская ООШ»  по теме «Нестандартные формы обучения как средство повышения учебной мотивации школьников...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.

Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...

Использование методов проектной деятельности в обучении французскому языку в средней и старшей школах

В статье речь пойдет о пользе применения метода проектов на уроках иностранного языка в средней и старшей школах, а также идеи проектов по различным темам, которые могут быть полезны для учителей....