Длина окружности. Площадь круга
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Cадакова Наталья Дмитриевна

Технологическая карта урока математики в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlina_okruzhnosti.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Вахтанская средняя  школа »

городской округ г. Шахунья  Нижегородская обл.

План-конспект урока  математики в 6 классе

по теме:  «Длина окружности. Площадь круга»

                                                                                                                     Составила   Садакова Наталья Дмитриевна

                                                                                                                                                     учитель математики

                                                                                                                                                                   

Тема урока: Длина окружности. Площадь круга.

Тип урока: Урок «Открытия новых знаний»

Цели  урока:

Обучающая: Выведение формулы длины окружности и площади круга, знакомство с числом , обучение применению формулы при решении задач.

Развивающая: Развитие кругозора, мышления, внимания, культуры, математической речи, привитие интереса к изучению математики.

Воспитательная: Воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности

Планируемые результаты:

- предметные:

 Сформировать у учащихся на интуитивном уровне представление о длине окружности и площади круга, познакомить учащихся с формулами длины окружности и площади круга.

- метапредметные: 

познавательные УУД:   сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации;  развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

регулятивные УУД:  умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

коммуникативные УУД:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками;

-  личностные :

потребность в справедливом оценивании своей работы,  применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Основные функции урока:

1.Создание проблемных ситуаций и умелое направление учащихся на их решение, организация  поиска  решения.

2.Включение учащихся в поисково-познавательную деятельность.

3.Получение  знания  школьниками  как  результат  творческой  работы, осмысление ими  процесса  получения  этих  результатов и умение самостоятельно  решить проблему.

В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных процессов, коммуникативных действий, познавательной активности.

                                                              Технологическая карта урока

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/

УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

I этап: мотивация к учебной деятельности - 2 мин.

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока.

Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…», то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.

 

Воспринимают информацию,

 готовятся для работы, включаются в деловой ритм.

Коммуникативная/ диалог.

Самоконтроль, словесное поощрение учителя.

 

Внутренняя и внешняя готовность обучающихся  к учебной деятельности на уроке.

II этап:  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 5 мин.

Актуализировать изученную информацию,

активизировать мыслительные операции;  зафиксировать затруднения.

Округлите число 3,1415926

  • До десятитысячных;
  • До тысячных;
  • До сотых.

Работа по готовому чертежу на доске:

http://festival.1september.ru/articles/416571/img1.gif

  • Какая геометрическая фигура изображена на чертеже?
  • Назовите центр окружности.
  • Чем является отрезок АК?
  • Есть ли на чертеже еще диаметры?
  • Чем является отрезок ОВ?
  • Есть ли на чертеже еще радиусы?
  • Как называется отрезок ML?
  • Есть ли на чертеже еще хорды?
  • Какой отрезок называется хордой?
  • Является ли хордой диаметр?
  • Можно ли измерить длину хорды, радиуса?
  • С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Какими единицами измерения будет выражен результат?
  • Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? (Возможные ответы: с помощью нитки, веревки и т.п.)

Почему мы не можем это сделать?

( нам не хватает новых знаний)

 

Выполняют вычисления

Отвечают на вопросы

.

Возникает проблемная ситуация.

Коммуникатив-ная  (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебных задач.

Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений.

III этап:  Постановка учебной задачи - 3 мин.

Активизировать мыслительные операции,

 целеполагание

 

Название нашей темы урока состоит из двух понятий. Первое понятие вызвало у вас затруднение при ответе на вопросы (длина окружности). Отгадайте ребусы и вы узнаете вторую часть темы.

http://seninvg07.narod.ru/000_main/rebus/matem/p/ploshad.jpg

http://seninvg07.narod.ru/000_main/rebus/matem/k/krug.jpg

Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, – «Длина окружности. Площадь круга»

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности. Площадь круга»

Игра «верю и не верю»

            Вопрос

«+» – верю,

«-» – не верю

1    Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

 

2    Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

 

3    Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?

 

4    Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»?

 

5   Верите ли вы, что можно найти площадь окружности?

 

Давайте, сформулируем цель нашего урока.

Открывают тетради и записывают тему в тетрадь.

 

Заполняют таблицу индивидуально.

Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь

Коммуникатив-ная / диалог

Регулятивные умение/ определять цель деятельности на уроке

Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, планирование.

Внешний контроль, самоконтроль

Готовность учащихся к восприятию новых

знаний.

IV этап: Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)     - 12 мин.

Организовать коммуникатив-ное взаимодействие для открытия новой информации, осмысления новых понятий, зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме.

 

1. Работа  в группах

    Учитель предлагает нитью измерить длину окружности лежащих на партах предметов( блюдце, компакт-диск, стакан) измерить их диаметр и разделить длину окружности на диаметр (можно с помощью калькулятора).

      Предлагает сравнить результаты, полученные каждой группой учащихся и сделать вывод.

(Ученики замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые – отношения больше 3, но меньше 4.) Значит, можно записать:

3< С/d <4

Отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное-

число π = 3,14 ( десятичное приближение до сотых)

2. Выступление ученика с историческим сообщением о числе http://festival.1september.ru/articles/416571/Image293.gif

Число http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gif- бесконечная десятичная дробь. http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gif- первая буква греческого слова окружность, периферия. Это отношение известно со времен Архимеда, его считали равным http://festival.1september.ru/articles/416571/Image306.gif. Для закрепления в памяти рационального выражения числа Архимеда - http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gif, может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого.

Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах.
О мышах довольно юрких
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов

Впервые обозначение http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gifввел в 1706 году английский математик Джонс, общепринятым это обозначение стало в 1736 году после одной из работ Эйлера, великого математика, физика, астронома.

http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gif=3,141592653589793238462643…(24 знака)

http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gifВычисление как можно большего числа точных цифр числа http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gifс помощью компьютера занимает математиков и в настоящее время. Так, в 1988 году, японский ученый Ясума Канеда вычислил 400 млн точных цифр после запятой. Это не только спортивный интерес, необходимо и для изучения случайных процессов. В школьном же курсе математики http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gif=3,14.

Первые четыре цифры этого числа можно запомнить по числу букв в каждом слове следующей фразы:

Что я знаю о круге

  • = 3 1 4 1 5

3. Сообщение учителя

  С помощью числа http://festival.1september.ru/articles/416571/Image305.gif можно найти длину окружности без нитки, измерив только диаметр или радиус. Это делают по формуле:

             L = πd = 2πr

Площадь круга зависит от его радиуса. Её вычисляют по формуле  S = πr²

 Работают с информацией в группах, записывают измерения в тетрадь, а затем на доску.

Устанавливают закономерности; делают выводы.

Воспринимают информацию.

Записывают в тетрадь формулы

Учебно – познавательная/ исследовательс-кая деятельность.

Коммуникатив-ная/ работа в группах, взаимодействие

Информационная/ сбор информации, обработка и передача.

Самоконт-роль, взаимоконтроль

Оценка учителем работы групп.

Проводят измерения и находят отношения

величин.

Осознают полученные результаты и выдвигают гипотезу в коммуникативной форме

Физминутка  (для глаз).- 1 мин.

V этап  Первичное закрепление  - 5 мин.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с использованием формул.

Задание.

Вычислить по формуле длину  окружностей своих предметов. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул.

Учащиеся в группах выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои вычисления

Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы.

Учебно – познавательная/ использование информации для решения учебной задачи,

Информационная/ сбор информации, обработка и передача.

Коммуникатив-ная/ работа в группах, взаимодействие

Самоконт-роль, внешний контроль

 Оценка учителем работы групп.

Усвоение

 нового способа действий при решении задач.

VI этап   Включение нового знания в систему знаний, повторение и контроль  -   12 мин.

Организовать  самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организовать  самопроверку обучающимися своих решений.

Организует ситуацию  решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

  1. Решение заданий из учебника.

№731(а,б), 733(а,б), 735(а)

У кого возникли сложности  и в каких выражениях?

Критерии: 1б. за каждое задание

  Оценка «5» - 5баллов

  Оценка «4» - 4 балла

  Оценка «3» -  3 балла

  Оценка «2» - менее 3 баллов

Ученики решают предложенные задания, используя формулы.

Проверяют по эталону на доске

Меняются тетрадями и выставляют оценки соседу по парте.

Учебно-познавательная / самоконтроль и самооценка

Информационная/ переработка, использование информации для решения учебной задачи.

Самооценка, взаимооценка

Определение уровня усвоения нового способа действий

VII этап    Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока -  3 мин.

Организовать рефлексию и самооценку обучающихся

Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание.

Вопросы:

- Какую цель ставили на уроке?

-кому удалось достичь поставленную цель?

- В чём возникли затруднения?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем еще надо поработать?

Оцените свою работу на уроке и отношение к новой теме.

Объявление оценок за урок.

Дети соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проводят  самооценку.

Учебно-познавательная/ самооценка , взаимооценка.

Информационная / обработка и передача информации.

Самоконт-роль, взаимоконт-роль, внешний контроль

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности.

VIII этап   Информация о домашнем задании – 2 мин.

Обсудить и записать домашнее задание.

Учебник: П. 25 ( вопросы 1-4),

№ 732, 734, 738.

Спасибо  всем за урок!

Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание

Используемые ресурсы:

  1. Учебник Мерзляк А., Г.,Полонский В.Б., Якир М.С. «Математика: 6 класс» М. «Вентана-Граф», 2016
  2. Интернет ресурсы    http://seninvg07.narod.ru/005_matem_sphera.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Длина окружности. Площадь круга"

Тема урока: Длина окружности. Площадь круга.Тип урока: обобщения и систематизации знаний учащихсяЗадачи урока:1) образовательная: систематизировать, обобщить знания учащихся, проверить уровень у...

"Длина окружности. Площадь круга" презентация к уроку.

Презентация для сопровождения урока математики в 6 классе "Длина окружности. Площадь круга"...

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс  Дидактический материал к уроку....

Урок в 9 классе по теме: «Длина окружности. Площадь круга»

Цель урока:1.       Рассмотреть  применение формул длины окружности, длины дуги, площади круга, площади сектора при решении задач практического содержания.Науч...

Презентация к уроку "Длина окружности. Площадь круга"

Примеры заданий к уроку т лабораторной работе....

Длина окружности, площадь круга.

Данный урок математики с использованием мультимедийной презентации по теме «Длина окружности. Площадь круга» является уроком изучения нового материала. Преподавание в 6 классе ведется по учебник...

5 класс. Длина окружности. Площадь круга

Подборка дополнительных упражнений по теме....