Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап: мотивация к учебной деятельности - 2 мин. |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока.
| Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие. А как сказал великий ученый, математик Лейбниц: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймёт…», то и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые геометрические фигуры и понятия, вспомнить правила для округления десятичных дробей до различных разрядов, выполнения умножения и деления десятичных дробей и нахождения неизвестных компонентов в делении и умножении.
| Воспринимают информацию, готовятся для работы, включаются в деловой ритм. | Коммуникативная/ диалог.
| Самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке.
|
II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 5 мин. |
Актуализировать изученную информацию, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения.
| Округлите число 3,1415926 - До десятитысячных;
- До тысячных;
- До сотых.
Работа по готовому чертежу на доске:
- Какая геометрическая фигура изображена на чертеже?
- Назовите центр окружности.
- Чем является отрезок АК?
- Есть ли на чертеже еще диаметры?
- Чем является отрезок ОВ?
- Есть ли на чертеже еще радиусы?
- Как называется отрезок ML?
- Есть ли на чертеже еще хорды?
- Какой отрезок называется хордой?
- Является ли хордой диаметр?
- Можно ли измерить длину хорды, радиуса?
- С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Какими единицами измерения будет выражен результат?
- Можно ли измерить длину окружности? С помощью какого измерительного прибора это можно сделать? Как это можно сделать? (Возможные ответы: с помощью нитки, веревки и т.п.)
Почему мы не можем это сделать? ( нам не хватает новых знаний)
| Выполняют вычисления
Отвечают на вопросы
.
Возникает проблемная ситуация. | Коммуникатив-ная (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебных задач.
| Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль | Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений. |
III этап: Постановка учебной задачи - 3 мин. |
Активизировать мыслительные операции, целеполагание | Название нашей темы урока состоит из двух понятий. Первое понятие вызвало у вас затруднение при ответе на вопросы (длина окружности). Отгадайте ребусы и вы узнаете вторую часть темы.
Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, – «Длина окружности. Площадь круга» Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности. Площадь круга»
Игра «верю и не верю» Вопрос | «+» – верю, «-» – не верю | 1 Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | | 2 Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | | 3 Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? | | 4 Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? | | 5 Верите ли вы, что можно найти площадь окружности? | |
Давайте, сформулируем цель нашего урока. | Открывают тетради и записывают тему в тетрадь. Заполняют таблицу индивидуально.
Выбирают или придумывают цель, записывают в тетрадь
| Коммуникатив-ная / диалог Регулятивные умение/ определять цель деятельности на уроке Учебно-познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, планирование.
| Внешний контроль, самоконтроль | Готовность учащихся к восприятию новых знаний. |
IV этап: Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) - 12 мин. |
Организовать коммуникатив-ное взаимодействие для открытия новой информации, осмысления новых понятий, зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме. | 1. Работа в группах Учитель предлагает нитью измерить длину окружности лежащих на партах предметов( блюдце, компакт-диск, стакан) измерить их диаметр и разделить длину окружности на диаметр (можно с помощью калькулятора). Предлагает сравнить результаты, полученные каждой группой учащихся и сделать вывод. (Ученики замечают, что, хотя окружности были у всех разные, отношения длины к диаметру получились примерно одинаковые – отношения больше 3, но меньше 4.) Значит, можно записать: 3< С/d <4 Отношение длины окружности к ее диаметру есть число постоянное- число π = 3,14 ( десятичное приближение до сотых) 2. Выступление ученика с историческим сообщением о числе Число - бесконечная десятичная дробь. - первая буква греческого слова окружность, периферия. Это отношение известно со времен Архимеда, его считали равным . Для закрепления в памяти рационального выражения числа Архимеда - , может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого. Двадцать две совы скучали На больших сухих суках. Двадцать две совы мечтали О семи больших мышах. О мышах довольно юрких В аккуратных серых шкурках. Слюнки капали с усов У огромных серых сов Впервые обозначение ввел в 1706 году английский математик Джонс, общепринятым это обозначение стало в 1736 году после одной из работ Эйлера, великого математика, физика, астронома. =3,141592653589793238462643…(24 знака) Вычисление как можно большего числа точных цифр числа с помощью компьютера занимает математиков и в настоящее время. Так, в 1988 году, японский ученый Ясума Канеда вычислил 400 млн точных цифр после запятой. Это не только спортивный интерес, необходимо и для изучения случайных процессов. В школьном же курсе математики =3,14. Первые четыре цифры этого числа можно запомнить по числу букв в каждом слове следующей фразы: Что я знаю о круге 3. Сообщение учителя С помощью числа можно найти длину окружности без нитки, измерив только диаметр или радиус. Это делают по формуле: L = πd = 2πr Площадь круга зависит от его радиуса. Её вычисляют по формуле S = πr²
| Работают с информацией в группах, записывают измерения в тетрадь, а затем на доску. Устанавливают закономерности; делают выводы.
Воспринимают информацию.
Записывают в тетрадь формулы
| Учебно – познавательная/ исследовательс-кая деятельность.
Коммуникатив-ная/ работа в группах, взаимодействие
Информационная/ сбор информации, обработка и передача.
| Самоконт-роль, взаимоконтроль
Оценка учителем работы групп. | Проводят измерения и находят отношения величин. Осознают полученные результаты и выдвигают гипотезу в коммуникативной форме
|
Физминутка (для глаз).- 1 мин. |
V этап Первичное закрепление - 5 мин. |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении задач с использованием формул.
| Задание. Вычислить по формуле длину окружностей своих предметов. Сравнить результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул.
| Учащиеся в группах выполняют практические задания по команде учителя и записывают свои вычисления Сравнивают результаты, полученные опытным путем и с помощью применения формул, делают выводы.
| Учебно – познавательная/ использование информации для решения учебной задачи, Информационная/ сбор информации, обработка и передача.
Коммуникатив-ная/ работа в группах, взаимодействие | Самоконт-роль, внешний контроль Оценка учителем работы групп. | Усвоение нового способа действий при решении задач. |
VI этап Включение нового знания в систему знаний, повторение и контроль - 12 мин. |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений. | Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) - Решение заданий из учебника.
№731(а,б), 733(а,б), 735(а) У кого возникли сложности и в каких выражениях? Критерии: 1б. за каждое задание Оценка «5» - 5баллов Оценка «4» - 4 балла Оценка «3» - 3 балла Оценка «2» - менее 3 баллов
| Ученики решают предложенные задания, используя формулы.
Проверяют по эталону на доске Меняются тетрадями и выставляют оценки соседу по парте. | Учебно-познавательная / самоконтроль и самооценка
Информационная/ переработка, использование информации для решения учебной задачи.
| Самооценка, взаимооценка | Определение уровня усвоения нового способа действий |
VII этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока - 3 мин. |
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся
| Организует рефлексию и самооценку, объясняет домашнее задание. Вопросы: - Какую цель ставили на уроке? -кому удалось достичь поставленную цель? - В чём возникли затруднения? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем еще надо поработать? Оцените свою работу на уроке и отношение к новой теме. Объявление оценок за урок. | Дети соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности. Отвечают на поставленные вопросы. Проводят самооценку.
| Учебно-познавательная/ самооценка , взаимооценка. Информационная / обработка и передача информации.
| Самоконт-роль, взаимоконт-роль, внешний контроль | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности.
|
VIII этап Информация о домашнем задании – 2 мин. |
Обсудить и записать домашнее задание.
| Учебник: П. 25 ( вопросы 1-4), № 732, 734, 738. Спасибо всем за урок! | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание |
|
|
|