Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Крючина Елена Викторовна

Увлекательное путешествие по страницам истории создания дробей. Связь музыки и дробей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.33 КБ
Файл urok_5_klass.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

I.Организационный момент

Слайд 1

         Здравствуйте ребята. Садитесь. Вы начали изучать раздел математики , который называется «Обыкновенные дроби». Сегодня мы  совершим увлекательное путешествие по страницам истории, узнаем нечто интересное и новое. Чтобы попасть в это виртуальное путешествие, нам нужно повторить всё, что мы знаем о дробях. Это и будет нашим билетом для знакомства с новой информацией.

Слайд 2

Прочитайте дроби.

 ; ; ;

;; ;

Назовите числитель, знаменатель…….

Чем отличаются дроби 1 строчки от дробей 2 строчки? Как называются такие дроби? Какие ещё дроби называются неправильными? Приведите пример.

Слайд 3

Повторим  правила сравнение дробей.

Верно или неверно?

 > ;      >   = 1;   ;    < 1;    < ;

  > 1;   > 1

1-2 правило; 3,4,5 правило; 6 правило; 7, 8 правила.  

Слайд 4

Наше путешествие начинается с Древней Индии.

С древних времён людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчёты за купленные или проданные товары.

     Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

Слайд 5

Современное обозначение дробей  берёт своё  начало  в Древней  Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты.

Слайд 6

И вот мы уже в Китае

Слайд 7

 В древнем Китае вместо дробной черты использовалась точка.    

Слайд 8

 Продолжаем путешествие и попадаем в Италию.

Слайд 9

 Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году. Черта дроби постоянно стала использоваться лишь около 300 лет назад.

Слайд 10

Переносимся в Грецию

Слайд 11

Названия «числитель и «знаменатель» ввёл в употребление в XIII веке греческий монах учёный-математик Максим Плануд.

Слайд 12

И, наконец, мы попадаем во времена Древней Руси.

Слайд 13

Дроби  на  Руси  называли ДОЛЯМИ.

Позже в первых учебниках математики в XVII веке -  

ЛОМАННЫМИ ЧИСЛАМИ.

В старых руководствах находили

следующие названия дробей…

Слайд 14

(Прочесть самой названия дробей)

- Какие названия дробей мы употребляем в настоящее время? (половина, треть)

Слайд 15

В старину на Руси использовались монеты ( прочитать самой)

Слайд 16

С первого класса мы изучаем числа, которые используем при счёте, как они называются? Сначала мы с ними знакомились, так же как знакомились с дробями. Научились сравнивать натуральные числа. Так же как сейчас сравнивали дроби с одинаковыми знаменателями. Натуральные числа мы умеем складывать, вычитать, умножать и делить. С дробями мы этого делать не умеем.

Итак, чему сегодня мы будем учиться?

Это и есть наша тема урока.

Слайд 17

Сложение и вычитание  дробей  с одинаковыми знаменателями. (Открыли тетради, записали дату, тему урока).

Какую цель поставим перед собой?

Слайд 18

Научиться складывать и   вычитать  дроби с  одинаковыми

 знаменателями.

Что нужно сделать для того, чтобы научится этому?

Слайд 19

  • Узнать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Научиться применять его при выполнении действий дробей с одинаковыми знаменателями.

Слайд 20

Продолжаем путешествие по Древней Руси. Гуляя по улицам, мы заходим в булочную, покупаем каравай и делим его на 26 равных частей. Сначала мы съели  10 частей, потом ещё 13. Сколько всего частей каравая мы съели? Сколько частей у нас осталось?

( Дети решают задачу, я записываю на доске)

Спрашиваю детей. Формулировка правил.

-Откройте учебник на стр.155 и найдите правила. Эти правила вы будете учить к следующему уроку.

Устно предлагаю примеры фронтально детям. Молодцы. Спросить,  кто не понял.

Слайд 21

Физминутка

Что бы попасть в страну, в которой жил учёный – математик, придумавший названия числитель и знаменатель, выполним веселые задания.

Если я назову правильную дробь, вы поднимите руки в стороны. Если неправильную – присядете, если назову натуральное число поднимите  руки вверх.

Слайд 22

Отдохнули. Теперь задача, где мы постараемся применить правила сегодняшнего урока.

За  хлеб на рынке заплатили 1 полушку, за молоко – 2 полушки. Хватит ли одной копейки, чтобы расплатиться за товар? Сколько сдачи получит покупатель?

 Переведём задачу на современный язык.( 1 полушка -?; ¼ копейки)

Слайд 23

Условие задачи  

Слайд 24

Решение задачи.

Слайд 25

Самостоятельная работа

I вариант     + =7/9      - ;=13/100       +  - =16/35

II вариант     + ;=6/8      - ;=21/90       +  - =28/44

взаимопроверкой и оцениванием.

Слайд 26

В древности утверждали, что математика и музыка – сёстры.

В Древней Греции обучение музыкальному искусству считалось обязательным для воспитания и образования гражданина. Музыка являлась важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека. Здесь зародились такие понятия  как мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония. Музыка всегда сопровождала все спортивные соревнования, а также Олимпийские игры.

Слайд 27

Музыка связана с нотами. Нотам характерна длительность. Оказывается дроби могут совпадать с длительностью нот.

Слайд 28

С  длительностями нот  можно  выполнять действия сложения и вычитания, так же как и с дробями.  

Вы видите здесь дроби с разными знаменателями. Сегодня вы эти дроби сложить не сможете. Это всё у вас впереди.

На этой музыкальной ноте наше путешествие закончилось.

ИТАК, какая была тема урока?

Чему мы должны были научиться?

Поднимите руки, кто не понял, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

Какой можно сделать вывод, достигли мы цели нашего урока?

Что больше всего запомнилось вам сегодня?

Слайд 29

Домашнее задание

п. 26, №1039, №1041.

Для желающих – подготовить     презентацию из 3-х слайдов «Интересное из мира дробей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прочитайте дроби. ; ; ; … ; ; ; …

Слайд 3

Верно или неверно > ; > ; = 1; < 1 1 < ; > ; > ; < 1 ; < ; > 1 ; > 1 = 1 ; 14 < .

Слайд 4

Древняя Индия

Слайд 5

Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты.

Слайд 6

Великая китайская стена

Слайд 8

Италия

Слайд 9

Черта дроби постоянно стала использоваться лишь около 300 лет назад

Слайд 10

Греция

Слайд 11

Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в употребление в XIII веке греческий монах учёный-математик Максим Плануд .

Слайд 12

Древняя Русь

Слайд 13

Дроби на Руси называли ДОЛЯМИ. Позже в первых учебниках математики в XVII веке - ЛОМАННЫМИ ЧИСЛАМИ. В старых руководствах находили следующие названия дробей…

Слайд 14

- Половина, полтина - Пятина - Полчеть - Пол-полчеть -Треть - Полтреть - Десятина Пол-пол-треть (малая) - Седьмина - Пол-полтреть -Четь

Слайд 15

В старину на Руси использовались монеты: 1 копейка А также монеты достоинством меньше одной копейки: Грош – половина копейки Полушка – четверть копейки

Слайд 16

1 класс

Слайд 17

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Слайд 18

Цель: Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

Слайд 19

Задачи: 1.Узнать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями 2.Научиться применять его при выполнении действий дробей с одинаковыми знаменателями

Слайд 22

За хлеб на рынке заплатили 1 полушку, за молоко – 2 полушки. Хватит ли одной копейки, чтобы расплатиться за товар? Сколько сдачи получит покупатель?

Слайд 23

Хлеб – к. Молоко – к. Хватит ли 1 копейки, чтобы расплатится за покупку? Получит ли покупатель сдачу?

Слайд 24

Решение 1) + = (к.) - стоимость покупки 2) - = (к.)- сдача Ответ: да, да копейки, или 1 полушку.

Слайд 25

Самостоятельная работа I вариант II вариант + = + = - = - = + - = + - =

Слайд 26

В древности утверждали, что математика и музыка – сёстры. В Древней Греции обучение музыкальному искусству считалось обязательным для воспитания и образования гражданина. Музыка являлась важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека. Здесь зародились такие понятия как мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония. Музыка всегда сопровождала все спортивные соревнования, а также Олимпийские игры.

Слайд 27

Музыка связана с нотами. Нотам характерна длительность. Оказывается дроби могут совпадать с длительностью нот. «целая» «половинная» «четвертная» «восьмая» «шестнадцатая»

Слайд 28

С длительностями нот можно выполнять действия сложения и вычитания, так же как и с дробями.

Слайд 29

Домашнее задание п. 26, № 1039, № 1041 для желающих – подготовить презентацию из 3-х слайдов «Интересное из мира дробей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

В содержание урока включены следующие решения:использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, также ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать цело...

Конспект урока математики в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Урок разработан и проведен в 5 классе в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2014"...

Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект урока математики предназначен для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Презентация к уроку математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Учебник: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г....