Модульная технология как эффективное средство повышения уровня знаний учащихся по математике
статья по математике на тему

Лабунько Лидия Евгеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_tehnologiya_kak_effektivnoe_sredstvo.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Модульная технология как эффективное средство

повышения уровня знаний учащихся по математике

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»

Л.Н. Толстой 

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Объективная обусловленность модернизации школы как ведущего элемента образовательной системы предопределяется изменением социального заказа со стороны общества, который формируется и формулируется теперь уже не только государством, но и семьей. Это обуславливает потребность в радикальной модернизации образования.

Система образования должна обеспечивать организацию учебно-воспитательного процесса с учетом современных достижений науки, педагогической теории, социальной практики, техники и технологии; последовательности уровней образования и непрерывности обучения; создания и введения информационных технологий обучения.

Существующая традиционная система организации учебно-воспитательного процесса находится в противоречии с закономерностями психофизиологической деятельности человека и теорией управления. Классно-урочная система характеризуется многопредметностью и низкой частотностью учебных предметов. Что предопределяет постоянную нагрузку ученика и учителя. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности и особенно нежелательный в старших классах школы.

Отечественная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.

Технология модульного обучения базируется на достижениях модульного обучения, которое зародилось и приобрело популярность в институтах США, Германии, Англии. В настоящее время модульное обучение взято на вооружение не только вузами, но  школами России.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Под словом «модуль» понимается как само занятие и инструкционная карта.

Модульная система создает для ученика условия, при которых он может не только усвоить стандарт образования, но и продвинуться на более высокий уровень обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. При модульном обучении каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность, чему способствует введение особой учебной документации. Это технологические карты дидактического и учебного модуля ученика и учителя. Технологическая карта дидактического модуля разрабатывается по отдельной теме и необходимое для этого количество учебных модулей. В свою очередь, технологическая карта учебного модуля, это подробный план работы на уроке, который составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Благодаря технологическим картам учащиеся учатся самоконтролю, работе во временных рамках.

Это достигается в первую очередь за счет особой организации учебно-воспитательного процесса. Модульный урок длится 90 минут, которые разбиваются на мини-модули по 30 минут каждый, с двумя пятиминутными перерывами на отдых. В течение такого урока учащиеся имеют возможность усвоить новый материал и закрепить его на практике.

Состоит такое занятие из учебных элементов (УЭ), выполнение которых и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Количество и содержание УЭ может быть различным, но есть УЭ, наличие которых обязательно:

  • объявление комплексной дидактической цели модуля;
  • проверка домашнего задания;
  • актуализация опорных знаний;
  • входной контроль (кроме первых модулей по темам)
  • резюме (выводы)
  • выходной контроль
  • рефлексия (самооценка учащихся)
  • разноуровневое домашнее задание (ученик сам выбирает домашнее задание исходя из результатов выходного контроля и рефлексии).

Хочется обратить внимание на обязательное наличие УЭ рефлексия. Под рефлексией понимается самооценка ученика, то есть ученик в конце модуля сам оценивает на каком уровне (начальном, среднем, достаточном или высоком) он усвоил материал. Очень часто (особенно в начале внедрения модульного обучения) результаты рефлексии не совпадают с результатами выходного контроля и входного контроля следующего модуля: ученик, обучающийся на начальном уровне, выбирает достаточный, или ученик способный иметь высокий уровень делает задания для достаточного. Поэтому необходимо все время обращать внимание учеников на такие расхождения.

При составлении модулей можно руководствоваться следующей схемой:

1е.-30-минут

2е. -30- минут

3е. -30- минут

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний.

3. Повторение.

4. Входной контроль

5. Мотивация новых знаний и умений.

6. Подведение итога мини-модуля

1. Новая тема. Формирование новых знаний (блок-теория, лекция, сообщение составление схем, таблиц, работа с учебником)

2. Подведение итога мини-модуля

1. Закрепление.

 2. Выходной контроль (контрольные срезы, самостоятельные работы, консультации и т.д.)

3. Рефлексия.

4. Домашнее задание по уровням.

5. Итог модуля.

Технологии модульного обучения, характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершённостью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.

Поскольку модульное обучение одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполаганиия и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъективных отношений в системе «учитель – ученик», что обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса строится с учётом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предмета в группы и циклы.

Многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик исполняет роль самостоятельного исследования последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определённой структуре знаний, умений и навыков.

Структурированное по модульному принципу учебное содержание, сотрудничество с учителем и взаимодействие с одноклассниками – три основополагающих фактора рефлексивного развития школьников средствами учебной деятельности.

Таким образом, взаимодействие учителя и ученика на модуле, построенное на использовании разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся и применении инновационных технологий, способствуют формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению и потребности в знаниях, развитию у учеников желания, способности и умения учиться. Осуществление дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечение самоконтроля и взаимоконтроля, проведение диагностики хода и результата образовательного процесса повышает качество обучения и как результат качество образования.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету.

Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету....

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Статья. Образовательная технология ’’развитие критического мышления’’ как средство повышения уровня знаний учащихся.

Статья содержит:краткую характеристику технологииописание этапов урока в 8 классе ( чистые вещества и смеси), проведённого с применением данной технологии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ  - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....