План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Галеева Аниса Хайбрахмановна

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»

 

   Цели урока:

- повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний  о рациональных числах;         - выведение  правил умножения и деления рациональных чисел; способы применения этих             правил в простейших случаях;

   Задачи урока:

   - образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию ранее полученных знаний  о рациональных числах;                                                        

  формировать умения определять последовательность действий при умножении и делении рациональных чисел;                                                                                                        

  вывести  правила умножения и деления рациональных чисел; способы применения этих правил в простейших случаях;

  - развивающая: способствовать формированию умений применять знания в новой ситуации, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;                               

   -развивать способности к оценке продуктивности собственной деятельности;

  - воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, самостоятельности, творчества;  создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений;   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»

   Цели урока: 

- повторение, обобщение и систематизация ранее полученных знаний  о рациональных числах;         - выведение  правил умножения и деления рациональных чисел; способы применения этих             правил в простейших случаях;

   Задачи урока:

   - образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию ранее полученных знаний  о рациональных числах;                                                          формировать умения определять последовательность действий при умножении и делении рациональных чисел;                                                                                                          вывести  правила умножения и деления рациональных чисел; способы применения этих правил в простейших случаях;

  - развивающая: способствовать формированию умений применять знания в новой ситуации, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;                                       -развивать способности к оценке продуктивности собственной деятельности;

  - воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, самостоятельности, творчества;  создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений;    

   Место урока в учебном плане:   урок проводится после изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел».

  Технология: личностно – ориентированная;  игровая технология.

   Тип урока: комбинированный.

   Вид  урока:  урок – игра  ( путешествие в страну рациональных чисел), занятие

                  ориентированное.на действие на основе  дидактической задачи/

   Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, применяется уровневая  

                  дифференциация, коллективная; устная, письменная.

   Оборудование урока:

  • наглядный материал: математический поезд, магнитная доска; красочное оформление станций «Дидактическая задача»,   «Информационная», «Планирования»,« Веселая Физкультминутка», «Вычислительная», «Светофор», «Конечная». 
  • дидактический материал: для каждого ученика папка, содержащая разработанное МДО (методико-дидактическое обеспечение)  

Оформление:  на доске девиз: «Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», зашифрованное слово, таблица ответов.

Литературные источники:

  • Математика. 6 класс. Под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Москва. «Просвещение». 2002г.
  • Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000г.
  • Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие. – Омск: Омскбланкиздат, 2001г.
  • Сборник тезисов « Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»».Москва.»Первое сентября».2005г.
  • CD – ROM  « Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»».Москва.»Первое сентября».2005г.

План урока:

  1. Оргмомент. Сообщение темы и постановка целей урока. 
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Проверка  понимания изученного материала.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.

 Ход урока:

1.Организационный момент.  

  Здравствуйте, ребята, садитесь.

  С 1 класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, невозможно назвать ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой.  Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями, целыми числами и продолжаем изучать рациональные числа. Впереди нас ждет знакомство еще с двумя действиями над рациональными числами – умножением и делением.

    Пусть сегодня девизом нашего урока послужат слова «“Числа правят миром!” 

Кем же произнесены эти слова, мы узнаем  скоро. Для этого нужно весело решить примеры,  расшифровать и заполнить таблицу на доске.

   Итак, работа по группам: для каждой группы отдельные задания с последующей проверкой.

После проверки оцениваете свою работу, каждый сам. А консультанты просто контролируют.

Время пошло!... (Кто готов – заполняет таблицу)

1 группа

4,5 +  (- 1,5) =    

3   - «П»                                                  

- + =

-    - «О»                                                

0: (-27) =

0  - « А»

2 группа

-6, 5 +  3,4 =

-3,1   - «Р»

-11  (-2) =

22   - « Г»

-15: 3

-5  -  «Р»

3 группа

- 6,7 + 6,7 =

0    -  «А»                                            

- 149 0 =

0    - «А»

-24: (- 2)

12 –«Ф»

4 группа

-5,4 + (- 3,5) =

-8,9 -«И»

27: (-9) =

-3 – «С»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «Ключ»  для уч-ся

12

3

0

- 8,9

-

22

-5

Ф

П

А

И

О

Г

Р

Для учителя

3

- 8,9

12

0

22

-

-5

П

И

Ф

А

Г

      О

Р

Молодцы, ребята!  Вы все сделали правильно.

 В VI в. до н.э. на острове Самос жил известный вам Пифагор. Много легенд рассказывали греки об этом мыслителе. Его ученики уверяли даже, что он был сыном солнечного бога Аполлона, что его бедро было сделано из чистого золота, а когда он подошел к одной реке, та вышла из берегов, чтобы приветствовать Пифагора.

Пифагор очень много сделал для развития науки (хотя начинал он не как ученый, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою!). Потом он занялся музыкой и установил связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. И тогда Пифагор решил, что не только законы музыки, но и вообще все на свете можно выразить с помощью чисел. “Числа правят миром!” - провозгласил он.

1.Станция «Дидактическая задача»  (Лист Д1)

    Урок  начинается с постановки дидактической задачи практического характера (Лист Д1). Через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.

       Учитель: Внимание!

   Ребята, к нам за помощью пришёл Незнайка! У него неприятности и, видите, как он обрадовался, увидев нас.

   

       Дидактическая задача      

  Получив премию сегодня в размере  500 рублей и сняв показания счетчика, мама  попросила    Незнайку  по пути из школы зайти в сберкассу и заплатить  за использованную электроэнергию.
 Какую сумму ему необходимо
предъявить для оплаты,  если

  1 кВт/ч электроэнергии стоит 0,9 рубля, а ее расход за месяц составил 135 кВт/ч.

                                   

      И нужно подсчитать  итоги денежных операций  на сегодня и записать результат (прибыль или убыток для семьи ) с помощью положительных или отрицательных чисел.  

Задание 4

  Решение задачи:

     

    Для того чтобы найти ответ на эти вопросы мы отправимся в путешествие в замечательную страну  «Рациональных чисел».    

    Какой вид транспорта мы выберем для нашего путешествия? Это мы узнаем, ответив на несколько вопросов. Каждый из вас должен ответить на поставленный мною вопрос, а в тетрадь записывать лишь первую букву ответа и из записанных букв составить слово.

   Итак, открыли тетради, записали число, тему урока.

2. Математический диктант.

    1. Числа, записываемые со знаком минус, называются…                (отрицательными )

    2. Наименьшее натуральное число…     (единица)

    3. Как называются два числа, отличающиеся только знаками…     (противоположными)

    4. -150 : (  - 15 ), то получим….                     (десять)      

    5. Положительные, отрицательные – не числа, (а что?) …    (знаки)

                                                                                    Ответ: -?                         (поезд)

    Да, ребята, верно ответили, мы отправляемся в путешествие на математическом поезде. Страна  Рациональных чисел огромная, станций много. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:

 -быть внимательным, активным;   уважать друг друга; уметь слушать и слышать  

  собеседника;                                                                                                                                                                       -правильно выполнять маршрутные задания;

  Каждый из вас имеет свой маршрутный лист.

МДО занятия по теме “Умножение и деление рациональных чисел”

Содержание

Лист

1

 Станция «Дидактическая задача»  

Д1

2

Станция «Информационная»

Д2

3

Станция «Планирования»

Д3

4

Станция « Веселая Физкультминутка»

Д4

5

Станция «Вычислительная» 

Д5

6

Станция «Светофор» (Лист Д6)

Д6

7

Станция «Конечная» (Лист Д7)

Д7

    Мы сейчас находимся на станции «Дидактическая задача».  

 Поскольку задание для вас является новым, возникает информационный дефицит. Поэтому

нам необходимо вывести правила для умножения  и  деления рациональных чисел. Нужную информацию вы получите на следующей станции.

2. Станция «Информационная» (Лист Д2)

 Поскольку задание для учащихся является новым и подобрано так, что с помощью имеющихся знаний и умений его решить нельзя, то у них возникает информационный дефицит  и учитель предоставляет ее в форме информационных листов (Лист Д2). Ученики изучают предложенную им информацию и направляют ее для решения ранее возникшей проблемы.

Информационный лист по теме “Умножение и деление рациональных чисел”

  Вы уже решали различные задачи, в которых приходилось выполнять умножение и деление целых чисел чисел.

  Вспомните!

      * Схема целых чисел. Какие числа называются целыми? (Множество…)  

     *  Схема рациональных чисел. Какие числа называются рациональными? (Множество…)

           

                   целы е       дробные

        N, 0, -N        +, -

  В каких случаях вы могли  встречать  отрицательные числа?

- доход – расход                                                                                                                                             - изменение температуры  

-популярность депутата упала-?                                                                                                                          

- аванс – долг                                                                                                                                                 - высота над уровнем моря, глубина впадин  

- качество наших знаний

   Да, мы рассматривая правила действий с целыми числами опирались на жизненный опыт – примеры с доходами и расходами, с изменением погоды. Теперь эти правила можно сформулировать более точно, используя математическое понятие модуля.

   Вспомните!

   Что такое модуль?

   Модуль числа а (  IаI  )–это расстояние на координатной прямой от начала отсчета до точки а.

                           -4                                       0        1                                        а

                   а, если а > 0,

    IаI =       -а, если а = 0,

                  -а, если а < 0.        

                                                                                                                  Примеры:   I3I = 3

                     I0I  =0  

                     I-3I = 3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 Примеры:

53

53

53

53

Чтобы перемножить две десятичные дроби, их надо перемножить как натуральные числа (т. е. не обращая внимания на запятую), а затем в полученном результате отделить справа запятой столько десятичных знаков, сколько их в обоих множителях вместе.

Пример 1. 

Умножим по этому правилу десятичные дроби 3,2 и 4,8 “столбиком”:

Объяснение: выполнив умножение, не обращая внимания на запятую, получим 1536. В обоих множителях вместе после запятой 2 десятичных знака. Поэтому в результате нужно отделить запятой справа тоже 2 знака. Получим: 15,36.

Пример 2. 

При умножении десятичных дробей столбиком нет необходимости подписывать “запятую под запятой”.
1213 • 9 = 10917, и во множителях вместе 3 десятичных знака, в произведении отделено 3 знака.

Пример 3. Может случиться так, что в полученном произведении натуральных чисел меньше, чем их нужно отделить запятой.

Тогда слева нужно приписать необходимое число нулей. 27 • 32 = 864, и в множителях вместе 6 десятичных знаков.

Пример 4.

0,56 • 10,5 = 5,880 = 5,88. Нули, стоящие в записи произведения справа, можно отбросить после того, как в полученном произведении натуральных чисел поставлена запятая.

Пример 5. По этому же правилу умножаем и десятичную дробь на натуральное число, так как натуральное число можно рассматривать как десятичную дробь, все десятичные знаки которой – нули. Например, 37 = 37,0…

72 • 37 = 2664, в множителях вместе 2 десятичных знака, в произведении отделяем справа запятой 2 знака.

При умножении чисел столбиком желательно учитывать рациональную запись.

Чтобы успешно выполнять умножение десятичных дробей столбиком, надо не только знать правило, но и определить последовательность выполняемых действий (алгоритм). Это вы можете попробовать сделать самостоятельно.

Желаем успехов при изучении данной темы!

   

При умножении и делении двух рациональных чисел, как и двух целых чисел. Сначала по правилам знаков определяют знак результата, а затем находят его модуль.

 

         * Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел

              разных   знаков отрицательно. Чтобы найти модуль произведения, нужно

              перемножить модули множителей.

 

               Пример:      -3,5 (-0,2 ) = 3,5 0,2 = 0,7

                                 

                                    3,5 (- 0,2) =- (3,5 0,2) = - 0,7

               * Частное двух чисел одного знака положительно, а частное двух чисел разных

               знаков отрицательно. Чтобы найти модуль частного, надо модуль делимого  

               разделить на модуль делителя.

               Пример:      -3,5 :(- 0,7) = 3,5 : 0,7 =  5

                                 

                                    3,5 :(- 0,7) =- (3,5: 0,7) = - 5

Эталон последовательности действий при умножении и  рациональных чисел

1.По правилам знаков определить знак результата

2. Нужно  перемножить модули.

Эталон последовательности действий при  делении рациональных чисел

      1. По правилам знаков определить знак результата.

     2. Надо модуль делимого разделить на модуль делитея.

                                             Желаю успехов!

    Ребята, я думаю, мы теперь можем решить, поставленную перед нами Незнайкой, дидактическую задачу.

    Приближаемся  к станции «Планирования»

3. Станция «Планирования» (Лист Д3)

   Спланируйте свои действия с целями поставленной задачи.( Работа по группам)

руб.

Итоги денежных операций с помощью знаков «+»или «-»

Положительная прибыль –доход «+»

Отрицательная прибыль –убыток или расход

 «-»

Итого:

 ( Не  контролер проверяет ваши документы, а друг у друга проверяете сами - все ли документы  у вас в порядке – т.е взаимоконтроль, обменялись таблицами.).

руб.

Итоги денежных операций с помощью знаков «+»или «-»

Положительная прибыль –доход «+»

+ 500

+500

Отрицательная прибыль –убыток или расход «-«

-0,9*135 =

=-121,5

( за эл.энергию)

-121,5

Итого:

+500 + (-121,5) = 378,5

(Для учителя:         

     

Молодцы ребята!

Едим дальше.

    Устали? Тогда дружно встали! Снять перенапряжение поможет нам …

4. Станция « Веселая Физкультминутка»  (Лист Д4)

  1.)Я называю рациональные числа. Если верно – то хлопаем вверх, если неверно – не хлопаем..

        -5 – отрицательное число,

        0- положительное число,…

       10 > - 4,

       -7 > 0,

       -9 – натуральное число,

       -3  расположено на координатной прямой правее, чем  -8

  Спасибо, садитесь.

 2) Брейн –ринг. Правила игры: слушать и слышать другого собеседника !

(Участник, который отвечает  первым, получает жетон.

 Игра развивает умственные способности детей, совершенствует мышление, тренирует память, помогает лучшему усвоению и закреплению приобретенных знаний, побуждает у учащихся живой интерес к математике).

1) Модуль числа  -5?

5

2) Что >: -10 или 2?       

2

3)  Сумма двух отрицательных чисел - есть число:?

отрицательное

4)  Сумма двух чисел разных знаков имеет знак того слагаемого,?

у которого модуль больше

5) -1  0,6 =?

- 0,6

6) Стоя на одной ноге гусь весит 15,7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе ноги?

15,7 кг.

7) Из двух отрицательных чисел меньше то,

у которого модуль больше

8) Популярность политического деятеля упала на 25,5 %-  это…? 

отрицательный рост

9) В этом году Октябрьскому району - ?

65лет

10) В 2006 году ХМАО исполнилось - ?

75 лет

11) Автор моего учебника математики

Дорофеев

 

                         

5.Станция «Вычислительная» (Лист Д5)

 

  Выполни умножение и деление рациональных чисел, опираясь на  разработанную последовательность действий (стр.107):(Самостоятельная работа  с учебником - задания с выбором ответа (с последующей проверкой). Ответы запрограммированы. Незнайка перепутал ответы, нужно найти правильный ответ.) .( Работа по группам)

1, 3 группы

№ 1002 (1ст)

а) -3,2  (-2) = 3,2  2 = 6,4

б) -4,3 (-2) = 4,3 2 = 8,6

в) 5 : (- 2,5) = -(5 : 2,5) = - 2

Ответы:

3,6

8,6

6,4

2, 4 группы

№ 1002 (2ст)

г) 1,3(-3) = - (1,33) = - 3,9

д) – 5,10,4 = – ( 5,10,4) = - 2,04

е) 4,8 : (-8) = - (4,8 : 8) = - 0,6

Ответы:

- 4,96

- 2,04

- 3,9

 А теперь составьте задачу с рациональными числами. ( днем было:  t = - 80 , к вечеру стало в 2 раза холоднее.  Какая стала температура воздуха вечером?)

6.Станция «Светофор» (Лист Д6)

   Ребята, нам пора возвращаться. Проверим, горит ли для нас с вами Зеленый свет сфетофора,

чтобы продолжить путь домой.

Эталон последовательности действий при умножении и  рациональных чисел

1.По правилам знаков определить знак результата

2. Нужно  перемножить модули.

Эталон последовательности действий при  делении рациональных чисел

      1. По правилам знаков определить знак результата.

2. Надо модуль делимого разделить на модуль делителя.

   Молодцы, ребята! Благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости, вашей крепкой дружбе мы успешно завершили свое путешествие. Давайте подведем итоги.

  Итак,

7.Станция «Конечная» (Лист Д7)

   Что мы узнали сегодня на уроке?

   Что вам понравилось на уроке?

   Сдаем оценочные листы. 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Баллы

Оценка

 1.

 

 

 

 

 

 

 

 2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

4.

5.

Д.З.  П.10.3. № 1002,1003,1008 (3 ст.);   Для желающих: составить 4 примера на умножение и деление рациональных чисел и решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ на тему « УСЛОВНЫЕ ПРЕЛОЖЕНИЯ III типа».

ЦЕЛИ:1)    Образовательный аспект:- понимание высказываний учителя в разных ситуациях общения;- ориентация на формирование развития аудитивных навыков и умений.     ...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе по теме "Проблемы окружающей среды" (УМК 5, авторы И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева)

На уроке использован метод проектной технологии, направленный на развитие коммуникативной компетенции учащихся....

План-конспект открытого урока по английскому языку в 10 классе по теме “Travellers and Travelling”

Цель урока:  Развитие коммуникативной компетенции учащихся на   базе  изученной  лексики и грамматического материала по изучаемой теме,расширение общего кругозора; углубление ...

Самоанализ открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие в страну рациональных чисел»

Самоанализ открытого урока по математике в 6-м классе на тему: «Путешествие  в страну рациональных чисел»Тема: «Путешествие  в страну рациональных чисел»     Цели урока:*...

План- конспект открытого урока по математике в 11 Б классе «Подготовка к ЕГЭ. Решение сложных комбинированных уравнений»

Тип урока: семинарское занятие.Цели урока:Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по математике, закрепить навыки решения сложных уравнений различными метода...