Лингвистический словарь математических терминов.
занимательные факты по математике на тему

Просвирнина Наталья Дмитриевна

Использование такого словаря на уроках является одним из средств пробуждения интереса учащихся к предмету и способствует вовлечению учащихся в работу по его расширению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                Определите точно каждое слово,

                                                                                и Вы избавитесь от половины заблуждений.

Декарт. 

Введение. 

Общепризнанно, что формирование молодого человека невозможно без существенной гуманитаризации системы образования, без гуманизации всего процесса обучения и воспитания. Основная идея образования в том, что каждому гуманитарию необходима эрудиция в области естественно-технических наук; и обратно, каждому «технарю-естественнику» необходимо быть гуманитарно образованным.

Математика является не только учебным предметом, необходимым для будущей профессиональной подготовки по многим специальностям, но и предметом большой общеобразовательной и развивающей потенции.

В классах и школах гуманитарных профилей математика выступает как средство воспитания общей культуры,  и, прежде всего, культуры мышления и культуры речи. Важным моментом воспитательной функции математического образования служит приучение к полноценности аргументации, ясности и однозначности используемых терминов.

Неточная,  расплывчатая, туманная речь вызвана неполным пониманием используемых терминов. Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов должен не только сообщаться, но и изучаться: при сообщении термина должно быть по возможности  указано его происхождение, его буквальный смысл, и уже затем раскрыто его научное значение.

На достижение этих целей и направлено создание данного словаря. Использование такого словаря на уроках является одним из средств пробуждения интереса учащихся к предмету и способствует вовлечению учащихся в работу по его расширению.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

·        АБСЦИССА термин произошел от латинского слова, обозначающего « отсекаемый отрезок на оси иксов».

·        АКСИОМА – название происходит из греческого. В буквальном переводе – достоинство, уважение, авторитет. Первоначальный смысл – самоочевидная истина.

·        АЛГЕБРА – от арабского «аль джебр» – восстановление, возмещение. Этим словом великий ученый арабского мира Аль – Хорезми называл перенесение членов из одной части равенства в другую так, чтобы все они были положительными.

·        БИССЕКТРИСА – от латинских слов bis (дважды, надвое) и  sectrix (секущая).

·        ВЕРТИКАЛЬНЫЙ – термин образован от латинского  vertex (вершина). Поэтому термин «вертикальный» имеет два смысла: «отвесный» и «вершинный». Еще в середине XIX  века вертикальные углы называли вершинными.

·        ГЕОМЕТРИЯ – буквально это греческое слово означает «землемерие»
gea - «земля» и  metrein - «измерять». Если верить свидетельству Геродота, началом египетской геометрии послужило измерение земельных участков, к которому египтяне должны были прибегать постоянно вследствие разливов Нила. Однако уже Аристотель ввёл для «измерения земли» другое название – «геодезия».

·        ГИПОТЕНУЗА – от греческих слов «гипо» (под, внизу) и «тейнейн» – натягивать (например, тетиву лука). Т.е. гипотенуза – как бы «натянутая между катетами».
Слово берёт начало от образа древнеегипетских арф, на которых струны натягивались на концах двух взаимно перпендикулярных подставок.

·        ГРАФИК – термин происходит от греческого «графикос» и означает «относящийся к письму или живописи».

·        ДИАГОНАЛЬ – Термин diagwniox составлен из греческих dia - «через» и gwniox - «угол». Буквальное значение – «проходящая через угол». В большинстве случаев греческие геометры употребляли другое слово – «диаметр». Этот термин был естественен для четырёхугольников, вписанных в круг, а затем был распространён на произвольные многоугольники. В средние века оба термина были в ходу. Лишь в XVII веке понятия «диагональ» и «диаметр» были строго разграничены.

·        ДИАМЕТР – от греческого «диаметрос» – поперечник, насквозь измеряющий. 

·         ДИАГРАММА – происходит от греческого «diagramma» , что значит «изображение, чертеж».

·        КАТЕТ – греческое kauetoz означает «опущенный перпендикулярно», «отвес». В средние века словом «катет» называли высоту прямоугольного треугольника, в то время как его стороны –«гипотенузой» и «основанием». В XVII веке слово начинает употребляться в современном смысле.

·        КВАДРАТ – термин  quadratus означает «четырехугольный» и получился как буквальный перевод соответствующего греческого названия «тетрагонон» – четырёхугольник.

·        КОЛЛИНЕАРНОСТЬ – термин образован от латинских «со» – с, со, вместе и «linearis» – линейный. Буквально означает «солинейность».

·        КОНУС – латинское слово conus позаимствовано из греческого языка («конос»- затычка, втулка, сосновая шишка).

 

·        КОРЕНЬ (квадратный, или корень уравнения) – пришло в математику от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа вырастающим из корня – как растение, - и поэтому называли корнями такие числа.

·        КОСИНУС – слово встречается в индийских астрономических сочинениях в IV – V вв. Косинус индийцы называли котиджива , то есть синус остатка ( до четверти окружности ). В  XV в. для понятия «косинус дуги (x)» применяли латинский термин  sinus complementi,то есть синус дополнения. От перестановки этих слов и сокращения одного из них (co – sinus) образовался термин косинус, встречающийся в 1620 г. у английского астронома Э. Гунтера, изобретателя счетной линейки.

·        КОЭФФИЦИЕНТ – от латинского coefficient – содействующий. Термин ввёл французский учёный Виет (1540-1602).

·        КУБ – термин происходит от греческого «kuboz» - игральная кость.

·        ЛИНИЯ – от латинского слова linea (черта, линия), образовавшегося от слова linum – лён, льняная нить, шнур, верёвка. Шнуром или верёвкой пользовались для измерений римские землемеры.

·        МАТЕМАТИКА – слово возникло в Древней Греции примерно в V в. до н.э. Происходит оно от слова «матема», что означало «учение», «знания, полученные через размышления».

·        МЕДИАНА – термин образован от латинского medius  - «средний».

·        МОДУЛЬ – происходит от латинского modulus – «мера».

·        ОРДИНАТА – в буквальном переводе с латинского означает «упорядоченный». Термин был введен в употребление в 70 – 80 гг. XVII в. немецким математиком Г.В. Лейбницем(1646 – 1716).

·        ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ – Греческое parallhlox означает «рядом идущая, друг подле друга проведённая». Слово стало употребляться как математический термин 2500 лет назад в школе Пифагора.

·        ПАРАЛЛЕЛОГРАММ – Слово   parallhlogrammon - «параллельно-линейный» составлено из греческих слов parallhloz - « рядом идущий» и grammoh - «линия». Это слово и дало основу для термина «параллелограмм» Евклид называл параллелограмм «параллельно-линейной площадью».

·        ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД -  Термин образован аналогично от греческих parallhloz и epipedox - «плоскость», «поверхность».

·        ПЕРИМЕТР – Слово периметр означает « измерение вокруг» (греческое «пери» – вокруг, около).

·        ПЕРПЕНДИКУЛЯР – Слово перпендикуляр происходит от латинского «пэндере» – висеть и «пэр» – сверх, верх. Т.е. «перпендикуляр» переводится как «висящий сверху» или «отвесный». Термин был образован в средние века.

·        ПИРАМИДА – Происхождение этого термина не выяснено достоверно. По одному мнению, греческое puramix происходит, в свою очередь, от египетского per meous – «боковое ребро сооружения». Существует другое предположение: термин берёт своё начало от формы хлебцов в Древней Греции (purox - рожь»). Наконец, в связи с тем, что пламя иногда напоминает по форме пирамиду, считается, что pur - «огонь»; в некоторых учебниках геометрии пирамиду называли «огнеформенное тело»

·        ПЛАНИМЕТРИЯ – средневековый термин, происходит от латинского planum – плоскость и греческого «метрео» – мерю.

·        ПРИЗМА – термин произошёл от греческого prisma - «отпиленный кусок», «отпиленная часть» (priw - «пилю»).

·        ПРОГРЕССИЯ – Происходит от латинского слова progredior – «иду вперёд»; progressio – движение вперёд, успех, постепенное усиление.

·        ПРОПОРЦИЯ – (от лат.Proportio) означает «соразмерность», «определённое соотношение частей между собой».

·        ПРОЦЕНТ – Термин процент происходит от латинского pro-centum – на сто.

·        ПРЯМОЙ УГОЛ – одно из древних геометрических понятий, оно связано с образом вертикального положения человека и многих предметов окружающей среды.

·        РАДИУС -  термин произошёл от латинского radius – спица в колесе, луч. В древности не было этого термина. Евклид и другие учёные говорили просто «прямая из центра». Общепринятым термин становится лишь в конце XVII века.

·        РОМБ – происхождение этого термина объясняется по-разному. Он произведён от греческого romboz - «бубен». Название оправдывается тем, что ромб похож на четырёхугольный бубен. Предполагается также другое объяснение: слово  romb означало «вращающееся тело», «веретено». В геометрию же термин вошёл потому, что сечение, проведённое в обмотанном веретене, действительно имело форму ромба.

·        СИММЕТРИЯ – слово симметрия греческого происхождения («сим» с «метрон» – мера) и буквально означает «соразмерность». В архитектуре и искусстве оно применяется также в смысле гармоничности, равновесия, красоты.

·        СИНУС – термин встречается в индийских астрономических сочинениях в IV-V вв. Заменив хорду синусом, индийцы вначале называли синус ардхаджива, то есть половина хорды («джива» – хорда, тетива лука), а позже – просто джива. Это слово было, как полагают, искажено арабами в «джайб», означающее по-арабски пазуха, выпуклость. Слово джайб было переведено в XII веке на латынь соответствующим словом sinus.

·        СТЕРЕОМЕТРИЯ – слово греческого происхождения («стереос» пространственный, «метрео» – измеряю) и встречается еще у знаменитого древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.)

·        СФЕРА – слово происходит от греческого «сфайра» – мяч.

·        ТЕОРЕМА – термин греческого происхождения («теорео» – рассматриваю, обдумываю).

·        ТОЧКА -  слово происходит от глагола «ткнуть» и означает результат прикосновения, укола.
Лобачевский говорил, что «точка» происходит от прикосновения отточенного пера, так что «точка» означает остриё гусиного пера, которым ещё писали во времена Лобачевского и, следовательно, слово образовано от глагола «точить».

 

·        ТРАНСПОРТИР – происходит от латинского  transportare – переносить, перекладывать.

 

·        ТРАПЕЦИЯ -  В «Началах» Евклида этим термином назывались все четырёхугольники, кроме квадрата, ромба и прямоугольника, а также и усечённая пирамида. Слово trapezwn по-гречески означает «столик». (Сравнивается с нашей «трапезой»).

·        ТРИГОНОМЕТРИЯ – слово произошло от греческих trigwnon - треугольник и metrew - меряю. Буквальное значение – наука об измерении треугольников. Возникновение тригонометрии связано с развитием астрономии – науки о движении небесных тел, о строении и развитии Вселенной – и географии.

 

·        ФИГУРА – латинское слово, обозначающее образ, вид, начертание. Этот термин вошёл в общее употребление, начиная с XII века. До этого наряду с ним употреблялось для того же понятия и другое латинское слово – «форма», также означающее наружный вид, внешнее очертание предмета.

·        ХОРДА – по-гречески означает «струна, стягивающая что-то, расходящееся в стороны».

·        ЦЕНТР – от латинского centrum – транскрипция древнегреческого «кентрон», означавшего колющее орудие, которым в древности подгоняли животных в упряжке, а также остриё ножки циркуля.

 

·        ЦИЛИНДР – происходит от греческого слова «килиндро» – вращаю, катаю. «Килиндрос» – свиток , валик.

 

·        ЦИРКУЛЬ – от латинского circulus – круг.

·        ЦИФРА – от арабского «сифр» – названия знака 0 (ноль).

 

·        ШАР – слово происходит от греческого «сфайра» – мяч при переходе согласных «сф» в «ш».

·        ШКАЛА – слово шкала происходит от латинского «скалэ», означающего лестницу, то, что можно пересчитать.

·        Знаки + и – возникли в торговой практике в XV веке. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он из бочки продал. Приливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер он восстановил.
Относительно происхождения знака + существует и другое объяснение.
Вместо a+b писали «a и b», по латыни: «a et b». Т.к. слово «et» («и») приходилось писать часто, то его стали сокращать: писали сначала одну букву t, которая, в конце концов, выродилась в знак «+».

·        Название знака « - », используемого для обозначения вычитания произошло от латинского слова «минус», означающего «меньше».

·        Знак умножения «x» в 1631 году ввел Аутрид. Точка в качестве умножения использовалась некоторыми математиками еще с конца XV века и до начала XVII века. В полной мере этот знак начал применять Лейбниц в 1693 году. С этого времени он вошел в обиход.

·        Знак деления «:» впервые встречается в 1633 году . В это же время знаком деления служил еще символ «¸», который встречается и сейчас в Англии и Америке. Горизонтальная черта вместо знака деления стала употребляться давно. Ею пользовались Герон и Диофант. В XII веке она встречалась у арабов. Широкое употребление горизонтальная черта нашла с XVI-XVII веков.

·        Знак = для обозначения равенства двух выражений предложил английский автор Роберт Рикорд в 1557 году в учебнике алгебры, первом на английском языке и посвящённом компании купцов, ведущих торговлю с Москвой, которым он «желает здоровья и постоянного роста прибылей в их славны поездках».

·        Знак %, как полагают, произошёл от итальянского слова cento – сто, которое писалось сокращёно c-to. До знака % оно дошло путём упрощения в скорописи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь исторических терминов для подготовки к ЕГЭ

В данном словаре даны определения наиболее часто встречающихся исторических терминов...

"Наглядный словарь математических терминов", учебный проект, 7 класс

Методический паспорт учебного проектаВид проекта:среднесрочныйПроект рассчитанна учащихся 7-х классов.Время работынад проектом:ноябрь – декабрьФорма работы:урочно - внеурочнаяИнформационно-метод...

Краткий словарь литературоведческих терминов

Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература....

Словарь исторических терминов

Наиболее часто встречаемые исторические термины по классам ...

Статья:Словарь географических терминов и названий

Очень много терминов географичеких , значение и названия........

Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.

Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....