Технологическая карта урока математики в 6классе по теме: «Взаимно обратные числа»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Климкович Сергей Олегович

 

Технологическая   карта  урока  математики  в  6классе   по  теме:

«Взаимно обратные числа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая   карта  урока  математики  в  6классе   по  теме:

«Взаимно обратные числа»

Предмет

Математика

Класс

6

Автор  УМК

Н.Я, Виленкин ,В.И.Жохов , А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд

Тема  урока

Взаимно обратные числа

Тип  урока

Урок  открытия  нового знания.

Цели  деятельности

учителя

Цели:ввести понятие взаимно обратных чисел; сформировать представление о многообразии действий с числами; создать условия для отработки навыка умножать дроби, навыка нахождения чисел, обратных данным; способствовать развитию математической речи, активной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения, навыки быстрого счета, математической смекалки и интуиции.

Формировать  УУД:

Личностные:  проявление положительного отношения к урокам математики, доброжелательного отношения к сверстникам; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), передавать содержание в сжатой форме, выборочном или развернутом виде, извлекать необходимую информацию, анализировать факты и явления, строить логические рассуждения.

Планируемые  

образовательные  

результаты

Предметные:  уметь определять, является  ли  данная пара чисел взаимно обратными числами;  приводить  примеры пар взаимно обратных чисел, отбирать из множества чисел взаимно обратные друг другу,  аргументировать свой выбор;  выполнять  преобразования для нахождения одного из взаимно обратных чисел , если известно другое .  

Личностные:  уметь  осуществлять  самооценку  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности;  ориентироваться  на  успех  в  учебной  деятельности.  

Метапредметные:

Регулятивные – уметь  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;   оценивать  правильность  выполнения  действия.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы   в  действие  после  его  завершения  на  основе  его  оценки  и  учета   сделанных  ошибок;  высказывать  свое  предположение.

Коммуникативные - уметь  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

Познавательные - уметь ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  знание  от уже  известного  с  помощью  учителя ;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

Основные  понятия

Взаимно обратные числа

Ресурсы  

Н.Я, Виленкин ,В.И.Жохов , А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд –учебник  «Математика, 6», презентация

Организация  

пространства

Фронтальная,  индивидуальная,  групповая  работа.

Конспект урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащиеся

  1. Организационный момент. Мотивация. ВРЕМЯ 2 мин

Здравствуйте!

Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку … «5».
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!

Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьезную работу – мы попытаемся совершить  небольшое, но самостоятельное открытие.

И чтобы мобилизовать вашу энергию, стимулировать работу мозга и развить память, предлагаю выполнить несколько магических действий:

1.Соедините ладони перед грудью,  быстро и сильно потрите их  друг о друга. Можно поделиться энергией с соседом по парте!

2. Согните пальцы обеих рук и «расчешите»ими свою голову.

Не забудьте погладить себя!

А чтобы окончательно настроится на работу, я предлагаю вам следующее задание:

Слайд 2.

Перед вами изображение картины известного художника. Когда картину выставили в Нью –Йоркском музее современного искусства, только через 40 дней заметили, что с ней что-то не так.

Как вы думаете, что на ней изображено? Что с картиной не так и как бы вы назвали её?

Правильное название картины французского художника Анри Матисса - «Лодка». Висела в музее она вверх ногами.

Я надеюсь, что у нас на уроке таких казусов не будет. И мы приступаем с вами к работе.

Приветствуют учителя.

Выполняют упражнения,

совместно в парах.

Предлагают свои варианты названия картины и объясняют, что её изображение перевернутое.

  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

2.1.Актуализация знаний и умений учащихся. ВРЕМЯ 2,5  мин

На  парте у вас у каждого лежит лист с заданиями.

Слайд 3

Выполним задание№1

  1. Распределите  числа  15; ;   ; 2; 7 0,66; 18; 12,54; 100 в таблицу:

Натуральные

числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

Работаем  на листочках в течение 1 минуты

Работают с заданием.

Проверьте работу у друг друга.

Слайд 4

Все проверили? Если у вас все правильно, поставьте себе оценку – 5, если одна ошибка – 4, две ошибки – 3 , более 3 ошибок -2.

Проверяют работу, высказывают свои замечания, выставляют оценку.

  1. Мотивация работы.ВРЕМЯ:6 мин

Какие действия вы умеете выполнять с натуральными числами и десятичными дробями?

А какие действия вы умеете выполнять с обыкновенными дробями и смешанными числами?

А что не умеете делать?

Так вот, ребята, правило деления обыкновенных дробей и смешанных чисел вам предстоит изучить на следующих уроках математики, а для этого нужно знать одну тему, которую вы для себя сегодня откроете и изучите.

Все!

Складывать, вычитать,

умножать.

Делить.

Следующее задание вы вновь выполняете на листочках.

Решаем задание №2 самостоятельно в течение 3 минут.

Слайд 5

Учащиеся работают самостоятельно.

В-1

 •

 •

 • 5

 •4

В-2

  1.  •
  2.  •
  3. 0,5 • 2
  4. 1,25 • 0,8

Закончили работу. Обменяйтесь с соседом по парте листочками. Проверьте работу товарища. Если верно, ставим +, неверно -.

Слайд 6

Правильные ответы на слайде.

Слайд 7

Оцените работу:

5 верно выполненных заданий – «5»

4 верно выполненных задания – «4»

3 верно выполненных задания – «3»

менее 3 заданий                           - «2»

Выставите оценку в графу оценка.

Проверяют и оценивают работу.

  1. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.ВРЕМЯ: 5 мин

Слайд 8

Вернемся еще раз к самостоятельной работе. Что общего во всех этих заданиях?

Вовсех примерах ответ одинаков и равен 1.

Слайд 9

Обратимся к 1 примеру. Что можно сказать о первом  множителе? О втором? Чем они отличаются?

Предполагаемые ответы учащихся: они перевернутые и т.д.

Слайд 10

Давайте вместе выберем подходящее название  этим числам.

- перевернутые

- обратные

- взаимно обратные.

Выбор учащихся.

2.4 Постановка учебной задачи (цели) урока.

ВРЕМЯ: 5 мин

Итак, в ходе работы вы «обнаружили» новое для вас понятие «взаимно обратные числа».

Как вы думаете, какова же  тема нашего урока.

Слайд 11

Взаимно обратные числа

А цель урока?

Откройте тетради. Запишите дату урока. Классная работа и тему урока.

Изучить  взаимно обратные числа

Попробуем составить план изучения нового понятия.

План:

1.Какие числа называются взаимно обратными?

2.Как записать число, обратное  ?

3. Как найти и записать число, обратное натуральному  числу?

4. Как найти и записать число, обратное смешанному числу?

5. У всех ли чисел есть взаимно обратные?

6. Зачем нужны взаимно обратные числа?

Слайд 12

Рассуждают, предлагают свои пункты плана изучения величины,

приходят к выводу.

План составлен, нам предстоит с вами большая работа, поэтому я предлагаю вместе со мной сделать комплекс упражнений, чтобы поднять тонус  всего организма.

  1. Физкультминутка.

ВРЕМЯ: 1 мин

Комплекс упражнений.

1. Выбрать картинку для себя и глазами несколько раз проделать упражнение.

2. Легкий массаж глаз.

 (Поглаживание, похлопывание).

3. Растирание затылка и шеи сзади.

(Снимается напряжение мышц шеи, умственная усталость).

Повторяют за учителем.

4.Изучение и усвоение новых знаний и способов деятельности.

План работы известен. Давайте  выясним, как можно добыть новую информацию.

Ответы: а) прочитать в книге, б) спросить у друзей, у взрослых, в) поискать в Интернете.

Какой способ добычи информации нам более приемлем.

Ответы:  прочитать в книге, поискать в Интернете.

Чтобы работать более оперативно работать будем группами.

Правила работы в группе: говорить самому, но и слышать других. Дисциплина прежде всего.

Разбиение на группы.

Каждая группа отмечает своё задание на плане!

 Быстро распределите роли, кто чем будет заниматься.

Работать со своим вопросом  вы будете в течение

3- 5 минут.

Ваше время истекло.

Давайте заслушаем ответы групп и по ходу ответов составим схему.

Итак, мы изучили с вами новое понятие, а теперь давайте поучимся находить числа, обратные данным, играя.

Правила игры таковы. Я называю число. 1 группа называет обратное ему число, а затем свое число называет следующей группе и так по цепочке.

Время: 1 мин

Работа групп по цепочке.

Следующее задание:

Слайд 14

Выпишите в тетрадь те пары чисел, которые являются взаимно обратными:

1) и  ; 2) и  ; 3) и  ; 4) и 7; 5)2 и  ; 6)3 и 0,1

Работают в тетрадях 2-3 мин

Проверим. Слайд 15

5.Первичная проверка усвоения знаний.

Время 7 мин

Вы  сегодня много рассуждали, много нового открыли ля себя. Но для того, чтобы выяснить, все ли вам понятно, предлагаю выполнить  проверочный тест.

Время работы 5 минут.

1)Взаимно обратными называются два числа ….. , которых равно 1.

а)сумма, б) произведение, в) разность.

2) Найдите число, обратное числу 8:

а) 1, б) не знаю, в) .

3) Найдите число, обратное  :

а); б) 1,6; )44, г) 32.

4) Найдите число, обратное 4  :

а)  ; б) 5; в)  ; г)  .

5) Будут ли взаимно обратными числа 3 и 2 ?

а) да, б) нет

Решают тест

Время вышло. Возьмите в руки карандаши и проверьте себя.

Слайд 16.

Ответы: 1.б)   2.в)  3.а)   4. г)   5. б)

Оцените свою работу.

Проверяют работы и оценивают себя.

6. Итог урока

6.1 Задание на дом

Запишите домашнее задание. Решить № 591, 592.

Задание творческого характера: сочините сказку, стих или частушку про взаимно обратные числа.

Записывают задание в дневники.

6.2.Подведение итогов урока.

Время 5 мин

Вначале урока я вам говорил, что вы сегодня совершите маленькое, но собственное открытие. Так какое открытие вы сделали на уроке?

Ответы учащихся.

Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы пытались достичь на уроке.

Изучить взаимно обратные числа.

Давайте вернемся к плану, который мы составили в начале урока.

Слайд 17

Даю вам 1 минуту на то, чтобы вы подумали, что вам непонятно, что вам понравилось, и довольны ли вы своей работой.

Все ли вопросы мы смогли разобрать на сегодняшнем уроке?

Найти ответ на этот вопрос – цель следующих  уроков.

Нет. У нас остался последний вопрос.

6.3. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Учитель предлагает двум – трем учащимся высказаться по следующим вопросам:

Слайд 18

1)Доволен  ли я  своей работой на уроке?

2)Что мне было не понятно?

3)Какой момент мне больше всего понравился?

4) К обсуждению каких вопросов мне хотелось бы вернуться?

Рефлексия «Острова».

Вспомните начало нашего урока – картину «Лодка». На столах у вас маленькие лодочки магнитики. Выберите на доске остров, к которому приплыла ваша лодочка и прикрепите её.  

Затем учитель подводит итог урока, касающегося личного участия ребят в открытии нового для них знания; отмечает, кто как себя проявил и благодарит за работу учащихся.

Высказывания учащихся.

Выбирают остров и прикрепляют кораблик.

Высказывают своё мнение о выборе своего решения - почему кораблик приплыл к острову.

Используемые материалы:

  1. Учебник Виленкина Н.Я. «Математика 6 класс», изд. М:2013
  2. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я «Математика 6 класс», изд. М:2011
  3. http://pedsovet.su/load/34-1-0-34426
  4. Дидактические материалы к учебнику Виленкина Н.Я. – Попов М.А. М:2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.

Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок1

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок1...

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок2

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок2...

Урок - смотр знаний по теме: “Взаимно обратные числа. Деление”.

Обобщение, систематизация знаний. Урок контроля....

Технологическая карта урока алгебры в 6 классе по теме: «Взаимно обратные числа» .

Технологическая карта урока  составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ....

Технологические карты уроков на тему "Взаимно обратные числа"

Разобраны два урока из курса 6-го класса на тему "Взаимно обратные числа"...