Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка. 9 класс
презентация к уроку по математике (9 класс) на тему

Василева Марина Юрьевна

В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в государственный стандарт основной школы. Решение комбинаторных задач способствует развитию логического мышления, расширению кругозора, формированию математической культуры учащихся, возможности использования математических методов и технологий статистической обработки в различных исследованиях. 
Теория вероятностей в курсе 9 класса разработана из 15 уроков, 14 из них представлены на презентациях и 15 - контрольная работа. Данная работа содержит презентацию: Урок № 1 - Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка 
Цели: 
• Усвоить понятие комбинаторной задачи. 
• Научиться решать комбинаторные задачи полным перебором вариантов и с помощью графов. 
• Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать математические ситуации. 
Тип урока: Урок изучения нового материала. 
Ход урока. 
1. Организационный момент, постановка целей урока. 
2. Сообщение темы урока. 
3. Разбор комбинаторных задач. 
Презентация. (слайды 5–10) 
4. Формирование умений и навыков. 
Презентация. (слайды 11, 17-20) 
5. Проверка усвоения материала: 
– Какие задачи называются комбинаторными? 
– Приведите примеры ситуаций выбора комбинаций с учетом и без учета порядка элементов. 
– В чем сущность способа полного перебора вариантов? 
– Из чего состоит граф (граф-дерево) возможных вариантов? 
Презентация. (слайд 15) 
6. Подведение итогов, задание на дом. 
Презентация. (слайд 16) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_ver_ur_12.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка Урок №1 МБОУ СОШ № 167 г.НОВОСИБИРСКА УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ВАСИЛЕВА МАРИНА ЮРЬЕВНА

Слайд 2

Теория вероятностей в курсе 9 класса №урока Тема урока Проверка знаний 1 Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка 2 Комбинаторное правило умножения 3 Перестановка из п элементов конечного множества 4 Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из n элементов Самостоятельная работа 5 Размещение из N элементов по k ( k ≤ n ) 6 Комбинаторные задачи на нахождение числа размещений из п элементов по k ( k ≤ п ) Самостоятельная работа 7 Сочетание из n элементов по k ( k ≤ n ) 8 Комбинаторные задачи на нахождение числа перестановок из п элементов, сочетаний и размещений из п элементов по k ( k ≤ п ) Проверочная работа

Слайд 3

№урока Тема урока Проверка знаний 9 Относительная частота случайного события 10 Вероятность случайного события 11 Классическое определение вероятности 12 Геометрическое определение вероятности Самостоятельная работа 13 Комбинаторные методы решения вероятностных задач Проверочная работа 14 Обобщающий урок по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» 15 Контрольная работа.

Слайд 4

Цели: Усвоить понятие комбинаторной задачи Научиться решать комбинаторные задачи полным перебором вариантов, а также с помощью графов Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать математические ситуации

Слайд 5

Задача №1. Волк, коза и капуста Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, а в присутствии человека никто никого не ест. Как перевезти груз через реку? Решить старинную задачу VIII века:

Слайд 6

П олучаем следующее решение :

Слайд 7

В математике существует немало задач, в которых требуется из имеющихся элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций элементов, образованных по определенному правилу. Такие задачи называются комбинаторными, а раздел математики, занимающейся решением этих задач, называется комбинаторикой (от лат. combinare, которое означает «соединять, сочетать»). С комбинаторными задачами люди имели дело еще в глубокой древности, когда, например, они выбирали наилучшее расположение воинов во время охоты , придумывали узоры на одежде или посуде . Позже появились нарды, шахматы . Как ветвь математики комбинаторика возникла только в XVII в. В дальнейшем полем для приложения комбинаторных методов оказались биология, химия, физика . И, наконец, роль комбинаторики коренным образом изменилась с применением компьютеров: она превратилась в область, находящуюся на магистральном пути развития науки.

Слайд 8

Задача №2

Слайд 9

5 7 3 7 3 5 5 7 1 7 1 5 3 7 1 7 1 3 3 5 1 5 1 3 1 3 5 7 3 5 7 1 5 7 1 3 7 1 3 5 Дерево-граф Задача №3

Слайд 11

Формирование умений и навыков.

Слайд 12

З а д а ч а№4. В столовой предлагают два первых блюда: щи и борщ; три вторых блюда: рыба, гуляш и плов; два третьих: компот и чай. Перечислите все возможные варианты обедов из трех блюд. Проиллюстрируйте ответ, построив дерево возможных вариантов. Р е ш е н и е Первое блюдо Второе блюдо Третье блюдо Варианты обеда щ – р – к (1) щ – р – ч (2) щ – г – к (3) щ – г – ч (4) щ – п – к (5) щ – п – ч (6) б – р – к (7) б – р – ч (8) б – г – к (9) б – г – ч (10) б – п – к (11) б – п – ч (12) О т в е т: 12 вариантов. (2*3*2)

Слайд 13

Задача №5. На завтрак Вова может выбрать: плюшку, бутерброд, пряник, или кекс, а запить он может: кофе, соком, кефиром. Сколько возможных вариантов завтрака? Ответ:12. (3*4)

Слайд 14

Решите на доске и в тетрадях: № 715 № 716 № 717 № 718 № 720

Слайд 15

Итоги урока . – Какие задачи называются комбинаторными? – Приведите примеры ситуаций выбора комбинаций с учетом и без учета порядка элементов. – В чем сущность способа полного перебора вариантов? – Из чего состоит граф (граф-дерево) возможных вариантов?

Слайд 16

Домашнее задание: № 714, № 719, № 721, № 729.

Слайд 17

№ 715. В этой задаче не учитывается порядок элементов. Можно осуществлять перебор как в примере 1, а можно наглядно переставить в виде графа: В – Вера З – Зоя М – Марина П – Полина С – Светлана Ребра графа показывают связь в парах, таких ребер 10, значит, всего 10 вариантов выбора подруг.

Слайд 18

№ 716. В этой задаче при выборе пар входов порядок выбора имеет значение: АВ означает, что посетитель вошел через А, а вышел через В, а ВА означает, что вошел через В, а вышел через А. Фиксируем каждый вход по очереди и дописываем к нему в пару оставшиеся: А: АВ, АС, А D; В: ВА, ВС, В D; С: СА, СВ, С D; D: DA, DB, DC. Итого – 12 вариантов.

Слайд 19

№. 718, № 720. При решении этих задач следует обратить внимание учащихся, что если мы из цифр составляем двузначное (трехзначное) число, то нуль не может стоять на первом месте.

Слайд 20

№ 717. Заметим, что для указания способа раскладки яблок в две вазы достаточно указать способ заполнения одной вазы, поскольку все, что не попадает в первую вазу, попадает во вторую. Вообще, во всех случаях, когда п элементов нужно разбить на 2 группы, при подсчете количества способов разбиения достаточно подсчитать число способов формирования одной половины.

Слайд 21

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ : Алгебра. 9 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010 Алгебра: для 9 класса общеобразовательных учереждений/ Ю. Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С. Б. Суворова; под редакцией С.А. Телековского.-М.: Просвещение, 2009. 345×360 на ux1.eiu.edu JPG, 21 КБ 621×576 на activerain.com GIF, 23 КБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности

Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...

Таблица для учетов своих результатов для 2 класса

В этой таблице ученики вписывают свои результаты и по итогам года они могут сравнить чего они достигли. Также эта таблица помогает самостоятельно выставить себе отметку за тот или иной норматив...

Учет стиля познавательной деятельности учащихся класса при организации самостоятельной работы на уроке

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает особое место в практической работе учителя. Много опубликовано оригинальных работ о развитии логического мышления и приемов умственной деятельно...

Интерактивный задачник "Комбинаторные задачи" к учебному пособию Л.Л. Босовой "Занимательные задачи по информатике"

Данное учебное пособие можно использовать на уроках информатики, а также на дополнительных занятиях для работы с одаренными детьми....

Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики

Учет психологических особенностей учащихся при обучении грамматики...

Программа по развитию ОВЗ детей с учетом психофизических возможностей детей. 3 класс 2014 г.

Комплекс  программ,  по  предметам,  разработан  для  обучения  детей  с  ОВЗ  и  с  учетом  психофизических  возможностей  д...

Комбинаторные задачи. Комбинации с учетом и без учета порядка. 9 класс

В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в государственный стандарт основной школы. Решение комбинаторных задач способствует развитию логического мышления, расширению круго...