Главные вкладки

    Урок Умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс
    план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

    Маслова Елизавета Андреевна

    урок математики в 6 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon umnozhenie_i_delenie_obyknovennyh_drobey.doc231.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

    Урок математики в 6 классе

    Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представлений об умножении и делении обыкновенных дробей, сокращении дробей.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Личностные: осознают важность и необходимость знаний для человека.

    Предметные: умеют решать задачи повышенной сложности и логические задачи на умножение и деление обыкновенных дробей.

    Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия): познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач; регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; умеют давать оценку фактам, информации, процессам, определять их актуальность; коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Сценарий урока

    I. Устный счет.

    1. Вычислите:

    Ответы: а) 2; б) 10; в) 4.

    2. Между цифрами в левой части равенств поставьте знаки «+», «-», «•» , «:» и скобки так, чтобы равенства стали верными.

    а)        1  2  3 = 1;        д) 1  2  3  4  5  6  7 = 1;

    б)1 2 3 4=1;        е)12345678=1;

    в)12345=1;        ж)123456789= 1.

    г)        1  2  3  4  5  6 = 1;

    Решение:

    а)        (1 + 2): 3 = 1;        д) 12 + 3 + 4-(5 + 6 + 7) = 1;

    б)12:3:4=1;        е) (12 : 3 : 4) • (56 : 7 : 8) = 1;

    в)        12 : (3 + 4 + 5) = 1;        ж) (12 • 3 : 4): (56 : 7 : 8 • 9) = 1.

    г)        (12 + 3): (4 +5+ 6)= 1;

    II. Из истории дробных чисел.

    -В 1659 году немецкий математик Йоханн Ран ввел для обозначения деления знак В 1684 году знак деления в виде двоеточия ввел немецкий математик, философ, физик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Черту деления «-» впервые применил итальянский математик Леонардо Пизанский еще в 1202 году. Сами дробные числа были известны в Египте 4000 лет тому назад. И дописывали их тогда только с единичным числителем:

    Римляне пользовались дробями со знаменателями 12, их называли унциями. Когда говорили «5 унций», то имели в виду дробь

    Леонардо Пизанский в 1202 году ввел слово «дробь» и первым стал использовать современную запись дробей:

    Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд - греческий монах, ученый, математик.

    1. Решение старинных задач.

    -Рассмотрите древнерусскую метрологию денежных единиц:

    1 рубль = 100 копеек;        алтын = 3 копейки;

    полтина = 50 копеек;        грош = 2 копейки;

    полуполтина = 25 копеек;        1 копейка;

    гривенник = 10 копеек;        I денежка = полкопейки;

    полушка = четверть копейки.

    -Решитезадачу-прибаутку: Алеша - три гроша, Да шейка - копейка, Да алтын - голова, Да по три денежки нога: Вот и вся ему цена.

    • Посчитайте, сколько копеек стоит Алеша. (13 копеек.)
    • Решите задачу-колыбельную:

    А тари, тари, тари!        Куплю Маше башмаки,

    Куплю Маше янтари,        Останутся грошики,

    Останутся деньги,        Куплю Маше ложки,

    Куплю Маше серьги,        Останутся полушки,

    Останутся пятаки,        Куплю Маше подушки.

    • Сколько стоят серьги? (Денежка, полкопейки.)
    • Сколько стоят башмаки? (Пятак, 5 копеек.)
    • А ложки сколько стоят? (Грош, 2 копейки.)
    • Подушки стоят...? (Полушка, четверть копейки.)
    • Самый дорогой подарок после янтарей? (Башмаки.)
    • И самый недорогой? (Подушка.)
    • В первом учебнике математики «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого встречаются задачи на денежные единицы:

    Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по два алтына и семь полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?

    Решение:

    1 алтын = 3 копейки = 12 полушек.

    1. 2 алтына 7 полушек =12-2 + 7 = 31 (полушка) - стоит один гусь;
    2. 96 : 2 = 48 (гусей) - половина всех гусей;
    3. 31-48        = 1488 (полушек);
    4. 2 алтына = 24 полушки;
    5. 24 - 1 =23 (полушки) - цена гуся из второй половины;
    6. 23        • 48= 1104 (полушки);
    7. 1488 + 1104 = 2592 (полушки) = 2592 : 2 = 648 (копеек). Ответ: 648 копеек = 6 рублей 48 копеек.
    1. Работа в группах.

    Первой группе предложить решить задачи в грошах, второй - в алтынах, третьей - в полушках, четвертой - в гривенниках, пятой - в рублях.

    • Рассмотрите древнерусскую денежную метрологию в дробях:


    V. Итог урока. Рефлексия.

    - Какие правила повторили на уроке?

    - Что нового узнали?

    - Оцените свою работу и работу своей группы.

    Домашнее задание: Решить задачу «Странные покупки»

    Странные покупки

    Однажды в архиве Министерства иностранных дел (МИД) России был найден любопытный документ. В нем один из сотрудников посольства, находящегося на территории одной из стран Ближнего Востока, отсчитывался о покупке тканей сделанной на восточном базаре.

    Отчет о сделанных покупках

    №п/п

    Товар

    Длина

    Сумма

    1

    Бархат

    5 ба

    100 долларов

    2

    Атлас

    20 битт

    88 долларов

    3

    Шелк

    18 аяков

    50 долларов

    4

    Муар

    5 кулачей

    120 долларов

    5

    Золотая ткань

    15 тасу

    200 долларов

    Всего

    ___________ метров

    558 долларов

    Помогите закончить отчет. Сколько метров тканей купил сотрудник нашего посольства? Что вы знаете об этих единицах длины?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей", 6 класс

    Цель: Систематизировать знания учащихся по данной теме и подготовиться к контрольной работе.Презентация предназначена для закрепления курса математики «Умножение и деление обыкновенных дробей». Презен...

    Обобщающий урок по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей", 6 класс

    Математика — один из главных предметов в школе. Но спросите учеников и родителей о школьной программе и в ответ услышите «Мой ребенок гуманитарий. Зачем ему в таком объеме математика?»Плоха не математ...

    Урок математики в 6 классе.Тема урока: «Умножение и деление обыкновенных дробей».

    Представлен  конспект  урока в 6-м классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» на этапе обобщающего повторения темы. Показано применение различных  методов контроля ...

    Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).

    Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....