Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса
рабочая программа по математике (7 класс) на тему

Елисеева Татьяна Вадимовна

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_matematike_7d_klass.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №7

   

«Согласовано»

Председатель МО

Н.А. Филиппова

Протокол № ___

от «____»____20 ____ г.

«Принята»

На педагогическом совете

Протокол № ______ от«____»____20_____ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШИ №7

Н.В.Никитская

«___»____20_____ г.

Рабочая программа

по  учебному предмету «Математика»  

для обучающихся 7д класса

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Елисеева Т.В.

учитель математики

первой  квалификационной категории

Москва  2014г.

                                               

Содержание

1

Паспорт рабочей программы  

3

2

Пояснительная записка  

4

3

Содержание программы учебного предмета

7

4

Требования к уровню подготовки учащихся

13

6

Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

15

7

Лист внесения изменений

16

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся  7д класса ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида №7».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  170 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  5 часов  в неделю.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой  (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк).
  • Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
  • Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н. Малофеева.

 

Общая характеристика предмета

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
  • контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированный подход,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устный счет.
  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
  • Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
  • Измерительные и графические работы.

Методология преподавания математики

При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).

Математическое образование в 7 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).

Содержание программы учебного курса

Темы программы представлены в тематическом планировании.

7 класс  I четверть

Тема

Нумерация чисел в пределах 10000

1

Состав числа. Таблица классов и разрядов

2

Разрядные слагаемые

3

Сравнение чисел

4

Присчитывание и отсчитывание разрядных единиц

5

Г.м. Виды линий

6

Разностное и кратное сравнение

7

Округление чисел

8

Итоговый урок «Нумерация чисел в пределах 10000»

Числа, полученные при измерении величин

9

Сравнение чисел, полученных при измерении величин

10

Г.м. Сложение и вычитание отрезков

11,12

Действия с числами, полученными при измерении величин

13

Числа, полученные при измерении мерами времени

Сложение и вычитание  многозначных чисел

14

Сложение многозначных чисел

15

Г.м. Построение ломаных линий

16

Вычитание многозначных чисел

17

Нахождение неизвестных компонентов

18

Проверка сложения и вычитания

19

Сложение и вычитание многозначных чисел

20

Г.м. Нахождение длины ломаной линии

21

Контрольная работа

22

Работа над ошибками

Умножение и деление на однозначное число

23

Умножение двузначных чисел

24

Деление двузначных чисел

25

Г.м. Углы. Виды углов

26

Умножение трехзначных чисел

27

Умножение четырехзначных чисел

28

Умножение пятизначных чисел

29

Умножение многозначных чисел

30

Г.м. Взаимное положение прямых на плоскости

31

Деление трехзначных чисел

32

Деление четырехзначных чисел

33

Деление пятизначных чисел

34

Деление шестизначных чисел

35

Г.м. Окружность. Круг

36

Деление многозначных чисел

37

Умножение и деление многозначных чисел

38

Контрольная работа

39

Работа над ошибками

40

Г.м. Линии в круге

41,42

Деление с остатком

43

Кратное сравнение чисел

44

Итоговый урок «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное»

45

Г.м. Построение окружностей по заданному радиусу, диаметру

Итого за I четверть 45 ч

7 класс  II четверть

Тема

Умножение и деление на 10, 100, 1000

46

Умножение на 10, 100, 1000

47

Деление на 10, 100, 1000

48

Деление с остатком на 10, 100, 1000

Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

49

Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами длины

50

Г.м. Многоугольники

51

Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами стоимости

52

Преобразование, сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами массы

Умножение и деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число

53

Умножение чисел, полученных при измерении единицами стоимости, на однозначное число

54

Деление чисел, полученных при измерении единицами стоимости, на однозначное число

55

Г.м. Виды треугольников

56

Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами длины, на однозначное число

57

Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами массы, на однозначное число

58

Умножение и деление именованных чисел на однозначное число

59

Контрольная работа

60

Г.м. Высота треугольника.

61

Работа над ошибками

Умножение и деление именованных чисел на 10, 100, 1000

62

Умножение именованных чисел на 10, 100, 1000

63

Деление именованных чисел на 10, 100, 1000

Умножение и деление на круглые десятки

64

Умножение на круглые десятки

65

Г.м. Параллелограмм. Построение. Элементы. Высота

66

Деление на круглые десятки

67

Деление с остатком на круглые десятки

Умножение и деление именованных чисел на круглые десятки

68

Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами стоимости, на круглые десятки

69

Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами длины, на круглые десятки

70

Г.м. Ромб. Построение. Элементы

71

Умножение и деление чисел, полученных при измерении единицами массы, на круглые десятки

72

Умножение и деление целых чисел

73

Умножение и деление именованных чисел

74

Контрольная работа

75

Г.м. Сравнение параллелограмма и ромба

76

Работа над ошибками

77

Умножение и деление на однозначное число

78

Умножение и деление на круглые десятки

79

Итоговый урок «Умножение и деление именованных чисел»

80

Г.м. Периметр многоугольников

 Итого за II четверть 35 ч

7д класс  III четверть

Тема

Умножение и деление на двузначное число.

81

Умножение на двузначное число

82,83

Деление на двузначное число

84

Проверка деления умножением

85

Г.м. Взаимное положение окружностей

86

Порядок действий

87

Проверка умножения делением

88

Умножение и деление на двузначное число

89

Деление с остатком на двузначное число

90

Г.м. Взаимное положение многоугольников

Умножение и деление именованных чисел на двузначное число.

91

Умножение чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на двузначное число

92

Деление чисел, полученных при измерении мерами стоимости, на двузначное число

93

Умножение чисел, полученных при измерении мерами длины, на двузначное число

94

Деление чисел, полученных при измерении мерами длины, на двузначное число

95

Г.м. Осевая симметрия

96

Умножение чисел, полученных при измерении мерами массы, на двузначное число

97

Деление чисел, полученных при измерении мерами массы, на двузначное число

98

Умножение и деление именованных чисел на двузначное число.

99

Контрольная работа

100

Г.м. Построение треугольников в осевой симметрии

101

Работа над ошибками

Обыкновенные дроби

102

Образование, чтение, запись и сравнение обыкновенных дробей

103

Преобразование обыкновенных дробей

104

Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел

105

Г.м. Построение прямоугольников в осевой симметрии

106

Сложение и вычитание смешанных чисел

107,108,

109

Приведение дробей к общему знаменателю

110

Г.м. Построение окружностей в осевой симметрии

111,112

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Десятичные дроби

113

Получение, запись и чтение десятичных дробей

114

Г.м. Центральная симметрия

115

Сравнение десятичных дробей

116,117

Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями

118

Г.м. Построение треугольников в центральной симметрии

119,120

Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями

121

Контрольная работа.

122

Работа над ошибками

123

Г.м. Построение прямоугольников в центральной симметрии

124

Запись чисел, полученных при измерении мерами стоимости, в виде десятичных дробей

125

Запись чисел, полученных при измерении мерами длины, в виде десятичных дробей

126

Запись чисел, полученных при измерении мерами массы, в виде десятичных дробей

127

Итоговый урок «Действия с десятичными дробями»

128

Г.м. Построение окружностей в центральной симметрии

Итого за III четверть 48 ч

7д класс  IV четверть

Тема

Повторение. Нахождение дроби от числа. Римская нумерация.

129

Нахождение дроби от числа

130,131

Нахождение десятичной дроби от числа

132

Г.м. Построение отрезков

133

Римская нумерация

Действия с числами, полученными при измерении мерами времени

134

Меры времени

135

Сложение чисел с мерами времени

136

Вычитание чисел с мерами времени

137

Г.м. Построение многоугольников (треугольника, квадрата)

138

Действия с числами, полученными при измерении мерами времени

139

Задачи на нахождение продолжительности событий

Задачи на движение

140

Задачи на встречное движение

141

Задачи на движение в противоположных направлениях

142

Г.м. Построение многоугольников (ромба, параллелограмма)

143

Задачи на движение  в одном направлении

144

Задачи на движение

145

Контрольная работа

146

Работа над ошибками

147

Г.м. Нахождение периметра многоугольников

Сложение и вычитание чисел

148

Сложение и вычитание многозначных чисел

149

Сложение и вычитание десятичных дробей

150

Сложение и вычитание именованных чисел

151

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Умножение и деление чисел

152

Умножение и деление целых чисел  на однозначное число

153

Умножение и деление целых чисел  на двузначное число

154

Г.м. Построение фигур, симметричных относительно оси симметрии

155

Умножение и деление именованных чисел на однозначное число

156

Умножение и деление именованных чисел на двузначное число

157

Все действия с числами

158

Контрольная работа

159

Г.м. Построение фигур, симметричных относительно центра симметрии

160

Работа над ошибками

161

Нахождение неизвестных компонентов

162

Проверка умножения

163

Проверка деления

164

Г.м. Построение симметричных фигур

165

Проверка математических действий

166

Действия с именованными числами

167

Итоговый урок «Все действия в пределах 100000».

168

Г.м. Построение симметричных фигур

Итого за IV четверть 40 ч

Итого за год 168 ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд в пределах 1000000;

- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;

- элементы десятичной дроби;

- место десятичных дробей в нумерационной таблице;

- симметричные предметы, геометрические фигуры;

- виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения.

Учащиеся должны уметь:

- умножать и делить числа в пределах 1000000 на двузначное число;

- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные);

- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;

- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;

- решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;

- вычислять периметр многоугольника;

- находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии, строить симметричные фигуры.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Не обязательно:

- складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;

- производить вычисления с числами в пределах 1000000;

- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;

- решать составные задачи в три-четыре арифметических действия;

- строить параллелограмм, ромб.


Перечень учебно – методического обеспечения образовательного

процесса

                                                   Основная литература:

  1. Т.В.Алышева. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.
  2.  Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). Москва: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
  3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
  4. М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Т.В.Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.
  2. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль / авт.- сост.            С. Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005
  5. Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.

Медиаресурсы:

Представлены на сайте  www.prosv.ru/umk/adapt0-9

Лист внесения изменений

Класс

Дата

Количество не проведённых уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с умеренной степенью умственной отсталости

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (разработана специальной (коррекционной) шк...