Измерение углов
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

·         познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;

·         научить пользоваться им и измерять углы;

·         продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;

·         развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

·         развивать внимание, воображение учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_5_kass.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Задачи:

  • познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
  • научить пользоваться им и измерять углы;
  • продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать внимание, воображение учащихся.

Оборудование: презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир, раздаточный материал.

Проблемный вопрос: как измерить углы с помощью транспортира? (Какие нужно выполнять условия, чтобы точно измерить градусную меру угла транспортиром?)

Тезис: «Точность нас не подведёт».

Ход урока

I. Организационный момент

Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.(Слайд 2)

II. Устный счет

а) Математический ребус.

Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока (Рисунок 1 - Приложение 2).

Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз (Слайд 3, Рисунок 2).

б) Исследование градусной меры угла.

— А сейчас вас ждет следующее задание. На доске записаны углы.

— На какие группы их можно разбить?


https://open-lesson.net/uploads/files/2014-10/2_10.png

Какого вида не хватает? 

Истинно или ложно моё высказывание?

  • все существующие углы прямые (ложно);
  • нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить  (ложно);
  • угол, меньший прямого – это острый (истинно);
  • угол, меньший тупого - развернутый (ложно);
  • все ученики 5 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).

Физминутка

- Вы хорошо потрудились, а теперь дадим немного отдохнуть нашему телу. Встаньте и покажите руками углы, которые я буду называть.

-тупой угол

-развернутый угол

-прямой угол

-острый угол

-Хорошо, прошу садиться.

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете что сегодня мы научимся делать?

ТРАНСПОРТИР 

1. История возникновения транспортира. (рассказ заранее подготовленного ученика)

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. (Слайд 5, Рисунок 4)

Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР. (Слайд 6, Рисунок 5)

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы. (Слайд 7)

IV. Постановка проблемы

Практическая работа. (Слайд 8)

Каждому ученику выдается листок с изображением  угла. (у всех одинаково)

Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира.

— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)

Теперь мы научились измерять углы, запишем  определение на стр.101

V. Первичное закрепление

а) Найдите ошибки в измерении углов. (Слайд 15, Таблица 2)

Проблемная ситуация.

Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?

http://festival.1september.ru/articles/518919/img2.gif

В классе: № 385, 386, 388, 389

VI. Итог урока

На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

— Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

  1. Знать как пользоваться транспортиром
  2. Уметь точно определять градусную меру угла.
  3. Уметь правильно определять вид угла.

— Где вам может пригодится это умение ? (Слайд 20)

6.Рефлексия.

-Чтоб фундамент заложить,  какой угол надо отложить? (развернутый)

-Чтобы дом построить прочный – стены,  под каким углом?  (прямым)

-Чтобы крыша не текла,  мы построим угол?.. (тупой)

-Что было наиболее трудным на уроке?

-Как можно еще использовать полученные знания на уроке?

VII. Домашнее задание

390, 391


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углы. Виды углов. Измерение углов

Систематизация и обобщение знаний по теме «Углы», расширение кругозора обучающихся....

Урок математики в 5 классе по теме:"Виды углов и измерение углов с помощью транспортира"

Цели и задачи: образовательные – формирование умений и навыков применения теоретических знаний при решении задач; развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность, логическое мышление ...

Разработка урока математики 5 кл по теме "Углы. Измерения углов"

Представлен конспект урока математики (5 кла) по теме "Построение и измерение углов", мультимедийная презентация, и самоанализ урока....

ЦОР (цифровой образовательный ресурс) рекомендуется использовать при изучении темы "Измерение углов" для отработки навыков определения видов углов 5 класс.

Методическое сопровождение к уроку математикипо УМК Н.Я Виленкин «Математика 5-6 кл»  в 5 классе на тему «Измерение углов. Транспортир».Автор: учитель математики и информатики Кукса Лю...

Виды углов. Измерение углов.

Урок соответствует требованиям  ФГОС ООО...

"Величина угла.Измерение углов" (математика, 5 класс)

Конспект урока по теме "Величина угла. Измерение углов"  по математике для 5 класса по учебнику "Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс" авторов: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б....

Презентация к уроку "Величина угла. Измерение углов" (5 класс)

Презентация к уроку "Величина угла. Измерение углов"  математика, 5 класс...