Урок математики для 6 класса по теме «»Столбчатые диаграммы»
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Шолохова Татьяна Николаевна

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_6_klass.docx106.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок математики для 6 класса по теме «»Столбчатые диаграммы»

Шолохова Т.Н., учитель математики

ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского р-на Санкт-Петербурга

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для изучения обучающимися разных способов представления информации: с помощью таблиц, диаграмм и графиков.

Задачи:

  • обучающие: знакомство с некоторыми приемами сбора информации, отработка умений чтения таблиц, диаграмм, графиков, знакомство с приемами  составления таблиц, построения диаграмм и графиков.
  • развивающие:  реализация принципов связи теории и практики, развитие аргументированной речи, доказательного воспроизведения в процессе деятельности, развитие умственных операций (прием создания образа, перенос знаний, обобщение, сравнение, анализ, синтез).
  • воспитывающие: развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать, воспитание рациональной организации бюджета времени.

Планируемые результаты освоения темы:

- личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- метапредметные умения:

  • познавательные – извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления.
  • регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; умение слушать, дополнять, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
  • коммуникативные –уметь участвовать в диалоге; умение осознанно использовать речевые средства; умение точно излагать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

- предметные: умение читать и  составлять таблицы, диаграммы, графики

Подход к обучению: дифференцированный

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: вербальные – речь учителя; визуальные – презентация учителя, ТСО- мультимедийный проектор; учебник

Образовательные ресурсы: учебник – Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 6 класс. М.: Мнемозина, 2013.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа, ТСО

Методы контроля: визуальный, устный письменный

Технологическая карта урока

Этап

технологии развивающего

 обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места

Естественное действие

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

 (№ 1437(б), 1439 см. Приложение № 1).

Устная разминка «Блиц-турнир» (см. Приложение №2)

Формулирует тему урока «Столбчатые диаграммы»

Проверяют свои  диаграммы, проговаривают план решения задачи

Заполняют карточки для «Блиц-турнира»

Р.: принимать и сохранять учебное задание

П.: Умение работать самостоятельно, видеть свои ошибки.

Самоопределение к деятельности

Предлагает учащимся проблемную ситуацию: Очень часто в жизни важно знать мнения и взгляды людей по самым разным вопросам. Для этого проводят специальные опросы населения, или опросы общественного мнения. Полученную при этом информацию обычно изображают в виде таблиц,  диаграмм или графиков.

Задача. Исследование настроения учащихся перед самостоятельной работой

Настроение

Голос ученика

Уверенность в успехе

Беспокойство

Испуг (страх)

Безразличие

Поставьте галочку напротив одного выбранного ответа.

Используя таблицу, отвечают на вопросы:

1.Сколько ребят, уверены в себе?

2.Сколько ребят испытывают беспокойство?

3.Какое преобладает настроение?

4. Есть ли безразличные ученики в вашем классе?

Л.: определять потребности в освоении учебной темы.

К.: участвовать в диалоге. С достаточной полнотой выражать свои мысли.

Освоение информации по проблеме

Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Построение столбчатой диаграммы по данным таблицы: выбрать название осей для построения столбчатой диаграммы

Отвечают на те же вопросы по диаграмме.

Строят столбчатую диаграмму

П.: переводить информацию в разные формы предъявления.

Р.: проговаривать последовательность действий на уроке

К.: внимательно слушать и слышать одноклассников

Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы. Предлагает учащимся индивидуально выполнить задание (см. Приложение № 3)

Визуальный контроль за ходом выполнения задания.

Выполняют диагностическое задание.

Представляют учителю результаты своей работы для проверки

Р.: принимать и сохранять учебное задание

Улучшенное действие

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Учебно-познавательная деятельность

Задача. Рассмотрим пример, когда данные можно изобразить в виде круговой диаграммы.

 В школьные годы для детей наиболее нужен четырёхразовый режим питания: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%; обед – 40%; ужин -20% дневного рациона. Чтобы построить круговую диаграмму данные заносим в таблицу.

По данным таблицы круговую диаграмму легко построить на

компьютере (слайд презентации)

А теперь построим столбчатую диаграмму в тетради.

Учащиеся заполняют таблицу

Первый завтрак

25%

Второй завтрак

15%

Обед

40%

Ужин

20%

Строят столбчатую диаграмму в тетради.

П.: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления.

К.: с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р.: проговаривать последовательность действий на уроке.  

Закрепление изученного материала. Фронтальный опрос учащихся

- Для каких целей составляются таблицы, строятся диаграммы, графики?

- Приведите примеры различных таблиц, которыми вы пользуетесь.

- Как устроена таблица? Назовите ее элементы.

- Какие виды диаграмм вы знаете?

- Объясните, как строится столбчатая диаграмма? Круговая диаграмма?

- Как получают информацию для таблиц, диаграмм и графиков?

Отвечают на вопросы учителя

Преодолевать затруднения

Домашнее задание

№ 1437(а), № 1438, № 1440(б, г)

Рефлексивная деятельность

Рефлексия

Подведение итогов.

Организация рефлексии: Прошу вас оценить результат урока, используя сигнальные карточки.

Зеленый цвет – я удовлетворен уроком, получил хорошую оценку.

Желтый цвет – урок был интересен, полезен для меня.

Красный цвет – пользы от урока я получил мало.

Л.: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К.: с достаточной полнотой выражать свои мысли

Р.:принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивать результат

Приложение №1

Проверка домашнего задания.

№ 1437(б)


№ 1439

  1. 35,3-10,2=25,1 (м2) надо оклеить
  2. 25,1*0,01= 0,251 = 0,3 (кг) клея
  3. 25,1*0,25=6,275=7 (рулонов) обоев
  4. 25,1*0,07=1,757=1,8(кг) газетной бумаги
  5. 25,1*0,09=2,259=2,3 (кг) крахмала

Приложение № 2

2. Блиц - турнир 

  1. Сколько цифр вы знаете?
  2. Какое число является ни простым, ни составным?
  3. Наименьшее семизначное число?
  4. Сотая часть числа?
  5. Прибор для измерения углов?
  6. Сколько см в 7/25 метра?
  7. Сколько секунд в ¾ минуты?
  8. При умножении на какое число результат не меняется?
  9. Сколько лет в 7/20 века?
  10. Наименьшее простое число?
  11. Сумма длин всех сторон многоугольника
  12. Какую часть суток составляют 8 ч?
  13. Сколько нулей в записи числа миллион?
  14. Когда произведение равно нулю?
  15. Что больше 2 м или 201 см?
  16. Радиус окружности 6 см. Чему равен диаметр?
  17. Какую часть часа составляют 20 минут?
  18. Наибольшее отрицательное целое число?
  19. Найти 1 % от центнера.
  20. Корень уравнения IхI= -1 равен 1 или -1

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

1

1000000

процент

транспортир

28

45

1

35

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

периметр

1/3

6

Множитель 0

201 см

12 см

1/3

-1

1 кг

нет

Приложение № 3

Тест. Столбчатые диаграммы

Вариант 1

На диаграмме (рис. 1) показано количество осадков, выпавших в течение недели. По горизонтали указываются дни недели, по вертикали - количество выпавших в этот день осадков (в миллиметрах).

Рис. 1

Используя диаграмму, определите:

В какой день выпало наибольшее количество осадков?

Ответ:        .

Сколько миллиметров осадков выпало в четверг?

Ответ:        .

Сколько дней за период наблюдения выпадало менее 2 мм осадков?

Ответ:        .

В течение четырех месяцев проводился опрос общественного мнения жителей района по вопросу строительства развлекательного комплекса. Данные о распределении голосов «за», «против», «не знаю» представили на диаграммах, которые для наглядности объединили в одну (рис. 2).

        Месяцы       январь        февраль               март                апрель

Ряд 1 - «за»                Ряд        2        -        «против»            Ряд 3 - «не знаю»

Рис. 2

Используя диаграмму, определите:

Сколько процентов, опрошенных в январе, не определили свое отношение к строительству?

Ответ:        .

На сколько больше процентов опрошенных высказались за строительство комплекса в апреле, чем в январе?

Ответ:        .

Сколько месяцев процент опрошенных, высказывавшихся против строительства, был не менее 40?

Ответ:        .

Тест. Столбчатые диаграммы
Вариант 2

На диаграмме (рис. 1) показано количество осадков, выпавших в течение недели. По горизонтали указываются дни недели, по вертикали - количество выпавших в этот день  осадков (в миллиметрах).

        понедельник  вторник     среда    четверг    пятница  суббота   воскресенье

Рис. 1

Используя диаграмму, определите:

В какой день выпало наименьшее количество осадков?

Ответ        .

Сколько миллиметров осадков выпало в пятницу?

Ответ:        .

Сколько дней за период наблюдения выпадало более 6 мм осадков?

Ответ:        .

В течение четырех месяцев проводился опрос общественного мнения жителей района по вопросу строительства торгового комплекса. Данные о распределении голосов «за», «против», «не знаю» представили на диаграммах, которые для наглядности объединили в одну (рис. 2).

Месяцы январь             февраль                        март                                апрель

Ряд 1 - «за»  Ряд 2 - «против» Ряд 3 - «не знаю»

Рис. 2

Используя диаграмму, определите:

Сколько процентов, опрошенных в апреле, не определили свое отношение к строительству?

Ответ: _________________________.

На сколько больше процентов опрошенных высказались за строительство комплекса в январе,

чем в марте?

Ответ ________________________________.

Сколько месяцев процент опрошенных, высказывавшихся против строительства, был не более 40?

Ответ: _______________________________

Приложение № 4

Работу выполнила

учитель математики

ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Шолохова Т.Н.

Технология развивающего обучения.

В начале 30-х годов XX в. Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках пси- хологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В. Занковым, который в 50 – 60-х годах разработал систему интенсивного все- стороннего развития для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику. Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения  ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения. Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением (В.В. Давыдов). Под развивающим обучением пони- мается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
 Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

  •     вне деятельности нет развития;
  •   знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть    обязательные условия их дальнейшего психического развития;
  •   ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

Условия достижения

  • Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию –  достраиванию – к решению – к действию;
  • Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
  •  Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
  • Освоение новой педагогической  позиции «педагогического менеджера»;
  •  Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную  деятельность учащихся;
  • Слияние учебной и внеурочной деятельности.


Организация учебной деятельности в рамках технологии развивающего обучения 
Объяснение нового материала           Этап постановки учебной задачи (УЗ)
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу.

Методические приемы: 

  •  Использование специально отобранного дидактического материла (внешне должны быть похожи на задания, выполняемые учениками с успехом)  для обнаружения проблемы.
  • Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
  • Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
  • Исследовательский проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теории вероятностей в 6 классе по теме «Столбчатые диаграммы».

Разработка содержит обоснование для проведения уроков по курсу "Теория вероятностей" в 5-6 классах; конспект урока математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"....

Урок математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"

По типу данный урок - урок открытия новых знаний . Составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит материалы раздела "Реальная математика" Презентация к уроку прилагается...

План - конспект урока математики в 6 классе по теме: "Столбчатые диаграммы"

План - конспект урока математики в 6 классе: "Столбчатые диаграммы".Цели данного урока: ввестипонятия столбчатых и круговых диаграмм; ознакомить с принципом построения столбчатых и круговых диаграмм, ...

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Столбчатые диаграммы"

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме:" Столбчатые диаграммы".Презентация  содержит 14 слайдов к уроку и 6 слайдов с творческими работами учащихся 6 клксса. Данная презентац...

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи урока:Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;Учить сра...

Фрагмент технологической карты урока в 5 классе по теме "Столбчатые диаграммы".

Задача 5 класса, решаемая с помощью столбчатых дмаграмм с антикоррупционным содержанием....

Урок математики 5 класс по теме «Круговые диаграммы»

Урок математики по теме «Круговые диаграммы»5 класс.  (Разработала учитель 1 квалификационной категории МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа» Гусева Валентина...