Проблемное обучение как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся
учебно-методический материал по математике (5, 6, 7 класс) по теме

Из опыта работы учителя математики: как  используя методы проблемного обучения повысить мотивацию к изучению математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_seminar.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Проблемное обучение как способ повышения

учебно-познавательной активности учащихся

В последние годы существенно изменились приоритеты образования. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационнойи других сферах. На мой взгляд, именно использование методов проблемного обучения является наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления и творчества учащихся. К. Паустовский говорил : « Прорыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует творческого мышления.

Цель семинара: показать особенности развития активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках.

Сущность проблемного обучения  сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности.

Достоинства и недостатки проблемного обучения.

Достоинством проблемного обучения является  обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочности усвоения знаний и творческого их применение  на  практике, а недостатком то, что такое обучение  в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.

 Проблемное обучение способствует формированию мотивации достижения успеха, но, в то же время, требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения;  развивает мыслительные способности учащихся, но не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей учащихся, так как базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не на творческой деятельности.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.  Если к проблемной ситуации добавить самостоятельную активную деятельность, у нас получится творческое овладение знаниями. А это и есть формула проблемного обучения.

Что же включает в себя проблемная ситуация?

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в процессе деятельности. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов. В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели; чтобы овладеть вниманием современных учеников, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методик развивающего обучения. Новые знания всегда базируются на предшествующих.

Наибольшая эффективность при этом достигается введением несложных  приёмов создания проблемной ситуации (Слайды ).

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) противоречиями.

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

 

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

1.  Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

1.  Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

2.  Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

4. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока. На устном счете занимательные задания, которые развивают мышление учащихся и способствуют активизации их познавательной деятельности. Рассмотрим  примеры.

- На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 м друг от друга. Вся линейка растянулась на 25м. сколько было учеников? (26)

- Вдоль забора поставили 10 столбов через каждые 2 метра. Какова длина забора? 918 м)

- Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)

- Сколько земли в яме длиной 1 м, шириной 1 м, глубиной 1 м? (Нисколько, это же яма).

- В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом из этих классов? (задача не имеет решения)

“Открытие” детьми нового знания строится на основе определённой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию: «Найди лишнее», «Раздели на группы, сравни и укажи отличия», задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

(Слайд) Ситуация «Выбор». Прочитайте числа:. ,, , , ,  Что заметили? Какие действия с данными числами можно выполнить? Составьте примеры на сложение и вычитание. Выполним их.

(Слайд 12.) Ситуация «Удивление» развивает мышление, воображение, память.

- Сколько квадратов Вы видите на чертеже? (27)

- Какую часть большого квадрата составляет самый маленький? ()

- Рассмотри квадрат в центре, состоящий из 9 маленьких квадратов. Какую часть большого квадрата он составляет? ()

(Слайд.) На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи.  Ситуация «Неопределенность» помогает ученику сосредоточиться, проанализировать ситуацию.

(Слайд) Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно учитель предлагает учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами “добывают” необходимые сведения, т. е. более самостоятельно ведут исследования. Так, при изучении темы «Сумма п-членов арифметической прогрессии», ставлю задачу:

- Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

 Младшим школьникам нравится выступать в роли учителя. Поэтому на этапе закрепления знаний использую прием «корректирование и редактирование».

(Слайд)  Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией “затруднения” в деятельности. Возникает проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без  изученного на уроке нового материала.

  1. Практическая работа. Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой:

а) – 6 + (-2) = -8

б) -2,5 + (-4) = - 6,5

в) – 3 + (-4) = - 7

г) – 2,5 + (-1,5) = - 4

д) – 1+ (-5) = -6

Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог (Слайд):

- Сравните данные выражения. Что общего?

- Чем отличается?

- Посмотрите на первое выражение. Как получить 8, не учитывая знаков. Что сложили?

- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

Проверьте правильность своего вывода с правилом в учебнике.

№ 1045 на стр. 177 (1 ст. по цепочке проговария решение, 2 ст. под контролем учителя – один у доски, 3 ст. – самостоятельно)

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала, что способствует повышению уровня качества знаний.

При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучения, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает внимание более длительное время.         Все это способствует созданию прочных связей в коре головного мозга, а следовательно, лучшему усвоению фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно-следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разрозненность фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Проблемная ситуация, таким образом, наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнять одну из самых важных задач школьного обучения: активизировать познавательную деятельность учащихся с целью повышения познавательных мотивов.  Практика показывают, что использование проблемных ситуаций способствует  активному развитию каждого ребенка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду.. Свое сообщение хочется  закончить такими словами Л. Толстого:

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках физики.

В данной работе рассматривается технология проблемного обучения, применяемая на уроках физики....

Проблемный и исследовательский эксперимент как способ развития познавательной активности учащихся

Выполнение эксперимента - это важнейшая составляющая каждого урока химии. Как подобрать к уроку проблемный или исследовательский эксперимент рассмвтривается в данной статье....

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить»....