Десятичная запись дробных чисел 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Викулова Наталья Сергеевна

Открытый урок. Десятичная запись дробных чисел. 5 класс. 2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.docx96.04 КБ
Office presentation icon desyatichnaya_zapis_drobnyh_chisel.ppt864.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 5 класс

Тема: десятичная запись дробных чисел

Тип урока: открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с десятичной дробью;
  • учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.

Развивающие:

  • развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.

Оборудование урока:

Мультимедийный проектор с экраном для демонстрации презентации, магнитная доска, карточки с десятичными дробями и буквами.

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 минуты) (слайд 1)

Будь внимательней, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2. Устная работа (фронтальная работа с классом, актуализация опорных знаний) (5 минут)

1. Выделите целую часть из числа. (слайд 2)

2. Представьте число в виде неправильной дроби

3. Для украшения актового зала к празднику купили http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2367.gifшаров. Среди них http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2368.gif красных. Какую часть составляют красные шары? (http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2369.gif)( слайд 3)
4. В магазин привезли 
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2370.gifкартофеля. До обеда продали http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2371.gif всего количества. Сколько картофеля продали до обеда? (http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2372.gif) (слайд 4)
5.
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2379.gif солдат построились в ряд. Все они дружно идут на парад. http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2380.gif было усатых. Сколько было безусых солдат? (http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2381.gif)(слайд 5)

3. Сообщение темы урока  (слайд 6) (7 минут)

На слайде записаны дроби:

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2382.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2383.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2384.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2385.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2386.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2387.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2388.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2389.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2390.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2391.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2392.gif

- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (
У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (
Правильные и неправильные)

- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин (слайд 7) предложил ограничиться в практических задачах только десятичными дробями и придумал для них более короткую и удобную запись, (слайд 8) например:

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2393.gif     http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2394.gif     http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2395.gif      http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2396.gif (Возникает проблема)

- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Откройте пожалуйста тетради. Запишите число, классная работа и тему урока: “Десятичная запись дробных чисел” (слайд 9).
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто догадался, какие именно дроби мы можем записать в виде десятичных дробей?
(слайд 10).

Эти дроби перед вами.
Полюбуйтесь ими сами.
В знаменателе, смотри – 
Единица и нули.

4. Работа по новой теме. (10 минут)

- Как записать дробные числа по-другому?

Числа со знаменателями http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2397.gifи т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой. Например, http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2398.gif http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2399.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2400.gif   (Я пишу на доске, а ребята у себя в тетради)

- Посмотрите на таблицу (слайд 11).

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2401.gif

1

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2403.gif

1

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2405.gif

2

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2407.gif

2

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2409.gif

3

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2411.gif

3

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2413.gif

3

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2415.gif

3

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2417.gif

4

?

4

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2420.gif

5

?

5

- Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа? 
(выберите верный вариант)

А. 0,037 
Б. 0,0037 
В. 0,37

А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216

- Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому.

Давайте с Вами разберем правила записи десятичных дробей (слайд 12)

  • Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.
  • Записать целую часть (она может быть равна нулю).
  • Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
  • Записать числитель дробной части

- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.) (слайд 13)

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2423.gif (М)  http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2424.gif (А)  http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2425.gif(Г)  http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2426.gif (Н)  http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2427.gif (И)
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2428.gif (Ц)   http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2429.gif (К)   http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2430.gif (И)
http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2431.gif (Й)           МАГНИЦКИЙ (слайд 14)

Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд).

“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.

Историческая справка. (слайд 15)

- Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.    28 43 илиhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2432.gif

Физкультминутка

Раз: согнуться – разогнуться

Два: нагнуться – подтянуться

Три: в ладони три хлопка,  головою три кивка

На четыре: руки шире. Пять, шесть: тихо сесть. Семь, восемь: лень отбросим

5. Закрепление изученного материала (12 минут)

1. Работа в тетради (самостоятельно).

- Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями. (слайд 16)

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2433.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2434.gif

Проверка (слайд 17)

- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными (слайд 18)

http://festival.1september.ru/articles/520086/Image2435.gifhttp://festival.1september.ru/articles/520086/Image2436.gif

Проверка (слайд 19)

2. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби. На доске записано число. Учитель переставляет запятую в этом числе, тем самым превращает одну десятичную дробь в другую. Задача учеников прочитать получившиеся дроби (слайд 20)

3. Выполнение упражнения по учебнику.

№ 1145, 1147

6. Подведение итогов урока – рефлексия (5 минут)

На слайде записаны фразы. Задача учеников продолжить их. (слайд 21)

Я понял……...
Я узнал………
Я смог…..
Меня удивило…..
Я попробую…….
Мне надо повторить……

Выставление оценок.

7. Домашнее задание (1 минута)

п. 30 ? с. 181, №1166(а), 1167.

Когда-то были необычными

Для вас все дроби десятичные

Задача для преподавателя:

Чтоб вы умели отличать

Числители и знаменатели

И с целыми не перемешать.

Зачем спросите дроби эти,

И вам ответят даже дети:

Когда к вам в гости на порог

Пришли попробовать пирог.

Я смело всем даю зарок

Про дроби вспомните урок.

5. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевелиться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх рука и вниз рука.

Подтянули их слегка

Быстро поменяли руки.

Нам сегодня не до скуки.

Крутим – вертим головой

Разминаем шею.

И на месте мы шагаем

Ноги выше поднимаем

Подтянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед

И за парты мы вернулись –

Вновь урок у нас идет!

Тренировочная самостоятельная работа по карточкам

  1. Дана десятичная дробь 4789,042. Укажите цифру, которая записана
  • в разряде десятков –
  • в разряде десятых –
  • в разряде сотых –
  • в разряде сотен –
  • в разряде тысячных –
  • в разряде тысяч –

  1. Запишите в виде десятичной дроби число:
  1. 6 целых 6 десятых 3) 3 целых 183 тысячных
  2. 15 целых 25 сотых 4) 0 целых 8 тысячных
  1. Запишите в виде десятичной дроби

http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_1715932f.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_m219ab5f5.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_m453ed22a.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_404e45c0.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_303e6c90.gif 5http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_89d1194.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_m40b6ebe7.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_m31b1cd14.gif http://doc4web.ru/uploads/files/35/35044/hello_html_265250b5.gif

Итог урока

  1. Что мы сегодня изучили?
  2. Что означает число в записи десятичной дроби, стоящей перед запятой?
  3. Что означает число, стоящее после запятой?

Когда-то были необычными

Для вас все дроби десятичные

Задача для преподавателя:

Чтоб вы умели отличать

Числители и знаменатели

И с целыми не перемешать.

Зачем спросите дроби эти,

И вам ответят даже дети:

Когда к вам в гости на порог

Пришли попробовать пирог.

Я смело всем даю зарок

Про дроби вспомните урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгожданный дан звонок, Начинается урок ! - Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок ? Всё ли на месте, Всё ли в порядке. Ручка , книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5».

Слайд 2

Выполните задания 1. Выделите целую часть из числа: 27 8 = 5 3 3 8 34 = 41 4 = 2. Представьте число в виде неправильной дроби: 6 4 5 10 1 4 5 1 6 = 31 6 12 7 10 = 127 10

Слайд 3

Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров. Среди них 19 красных. Какую часть составляют красные шары?

Слайд 7

Симон Стевин (1548 – 1620) Симон Стевин (1548 – 1620)

Слайд 8

Симон Стевин (1548 – 1620)

Слайд 9

17.02.2015 г. Классная работа Десятичная запись дробных чисел

Слайд 11

Дробное число Количество нулей в знаменателе Десятичная дробь Количество цифр после запятой 1 0,6 1 2 4,03 2 3 0,115 3 3 2,008 3 4 4 5 5 А. 0,037 Б. 0,0037 В. 0,37 А. 3,5216 Б. 0,035216 В. 0,35216 0,0037 0,35216 ? ?

Слайд 12

Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой. Записать целую часть (она может быть равна нулю). Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной. Записать числитель дробной части.

Слайд 14

«Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков». Л.Ф. Магницкий (1669-1739) 1703 г.

Слайд 15

Гияс-ад-дин Джамшид ибн Масуд аль-Каши ( 1380 — 22 июня 1429) — один из крупнейших математиков и астрономов XV века, сотрудник Улугбека, один из руководителей Самаркандской обсерватории. Опубликовал первое систематическое изложение теории десятичных дробей. 28,43 записывал так 28 43 или 28 ǀ 43

Слайд 20

5 0 2 9 1

Слайд 21

Я понял……... Я узнал……… Я смог….. Меня удивило….. Я попробую……. Мне надо повторить……

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п. 30 С. 180 № 1166(а), 1167.

Слайд 23

Когда-то были необычными Для вас все дроби десятичные Задача для преподавателя: Чтоб вы умели отличать Числители и знаменатели И с целыми не перемешать. Зачем спросите дроби эти, И вам ответят даже дети: Когда к вам в гости на порог Пришли попробовать пирог. Я смело всем даю зарок Про дроби вспомните урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел

Это первый урок в 5 классе в разделе  "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...

презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел

Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...

Разработка урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

Разработка содержит конспект урока, электронную презентацию, Демонстрационный и раздаточный материал....

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль". Математика 5 класс. Тема "Десятичная запись дробных чисел".

Урок по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел" содержит конспект урока и презентацию.Цели урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со...

Десятичная запись дробных чисел. Математика, 5 класс

Урок объяснения нового материала...