Интегрированный урок «Победить Наполеона» (Сложение и вычитание целых чисел)
план-конспект урока по математике (8 класс) на тему

Епишева Наталья Анатольевна

Знакомить с историческим событием 200-летием Отечественной войны 1812г; развивать логическое мышление и навыки счета; учить делать самостоятельные выводы; корригировать память, мышление, речь; воспитывать чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pobedit_napoleona.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 8 класс

Интегрированный урок «Победить Наполеона»

(Сложение и вычитание целых чисел)  

Цель: знакомить с историческим событием 200-летием Отечественной войны 1812г; развивать логическое мышление и навыки счета; учить делать самостоятельные выводы; корригировать память, мышление, речь; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:  карточка «Отечественная война», карточки с датами 1812 – 2012, портреты М.И.Кутузова, Наполеона Бонапарта, П.И.Багратиона, М.Б.Барклай-де-Толля, А.И.Тормасова, стихотворение «Бородино», листы для записи название битв и количество участников битв, потерь со стороны французов и русских.

Ход урока

1. Орг момент.

2. Подготовка к работе над темой:

  • кто такой полководец?
  • назовите знакомых вам из истории полководцев;
  • какую круглую дату будем отмечать в этом году?
  • с кем воевали русские в этой войне?

 3. Работа над темой:

Учитель: до июня 1812г Наполеон покорил Австралию, одержал победу над Пруссией, захватил итальянские, польские земли и начал подготовку к нападению на Россию самую большую территорию богатую природными ресурсами.

Ведущий 1: Наполеон смог сосредоточить против России около 450тыс. солдат, в число которых, кроме французов, принимали участие итальянцы, поляки, немцы и голландцы. Русская имела большую армию, но не могла быстро мобилизовать войска из-за плохих дорог и обширной территории (запись в тетрадях).

Учитель: сколько было солдат в армии Наполеона? (запись на листе 450тыс; 20 тыс.; 450тыс. + 20тыс. = 470тыс.). Сколько было иностранцев? (470тыс. – 90тыс. = 380тыс.).

Ведущий 2: Царь Александр I тоже готовился к войне. На западной границе страны была сосредоточена русская армия в 210тыс. солдат. Длина западной границы 640км. Русские силы были разделены на 3 армии. Первой армией командовал  Барклай-де-Толле (показ его портрета). Эта армия защищала дорогу на Петербург. Второй армией командовал  П.И.Багратион (показ портрета), она должна была противостоять Наполеону на Московском направлении. Третьей армией командовал А.И.Тормасов (показ портрета), она защищала дорогу на Киев.

 Учитель: (запись на листе: 45тыс. солдат /число солдат армии Барклай-де-Толле/, 153тыс./число солдат армии Багратиона/, 25тыс./солдат армии Тормасова/. Подсчитать численность русской армии).

Ведущий 3: Утром 24 июня 1812г французская армия переправилась через реку Неман и вступила на территорию России. Так как французы напали неожиданно, они быстро продвигались вперед. Трем русским армиям надо соединяться, иначе каждую из них наполеон мог разбить поодиночке. Через два месяца после нападения русской армия (постепенно объединяющаяся) с кровопролитными боями была отброшена к Смоленску.

Ведущий 4: под Смоленском соединились армии Барклая-де-Толле и Багратиона. Состоялось первое крупное сражение, которое длилось два дня.

Учитель: на начало битвы у французов было 180тыс. погибло 20тыс. (подсчитать сколько осталось французских солдат, а в таблицу записать 160тыс.). С русской стороны на начало битвы в армии Багратиона было 76тыс. солдат и в армии  Барклая-де-Толле 34тыс. (подсчитать количество солдат на начало битвы, заполнить таблицу; подсчитать на сколько меньше солдат было в русской армии). Силы были неравными, русская армия вынуждена было отступить.

Ведущий 1: с начала войны с Наполеоном русской армии пришлось постоянно отступать, но это помогло сохранить русские войска для последующих сражений. А в постоянных стычках и мелких боях русские солдаты и офицеры накапливали боевой опыт борьбы с противником.

Ведущий 2: жители городов и сел бросали дома и уходили вместе с войсками. Они были недовольны отступлением русских войск, стали объединяться в отряды, которые самостоятельно боролись против французов. В городах формировались народные ополчения, собирали средства для армии, продовольствия. Поэтому с первых же дней эта война стала Отечественной (работа с карточкой).

Учитель: после Смоленской битвы отношение между генералами Багратионом и  Барклая-де-Толле становились все напряженнее. Царь и его окружение были недовольны постоянным отступлением русских войск. И под давлением двора и военных начальников Александр I вынужден был назначить главнокомандующим М.И.Кутузова (показ портрета).

Ведущий 3: Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от села Бородино (в 110км от Москвы), хотя он понимал, что перевес сил на стороне противника.

Учитель: армия французов накануне битвы имела 135тыс. солдат и 587 пушек, в армии русских насчитывалось 120тыс. солдат и 640 пушек (занести данные в таблицу).

Ведущий 4: 7сентября 1812г началось Бородинское сражение. 6 часов длилась эта битва. Силы русских солдат убывали, подкрепления не было, после небольшой передышки бой продолжался еще два часа. Французы не выдержали натиска и стойкости русских солдат и отступили на исходные позиции.

Учитель: потеря французов 58тыс. человек, русских 46тыс. (занести данные в таблицу. Подсчитать оставшееся количество солдат и записать в таблицу).

Ведущий 1: в этом сражении не было победителей, но русская армия доказала, что она может сражаться с непобедимой армией Наполеона. Уверенность Бонапарта в победе над Россией была поколеблена.

Ведущий 2: 8 сентября Кутузов приказал отступать, 14 сентября русская армия прошла через Москву, а вечером этого же дня в опустошенную Москву вступил Наполеон, без боя. Ночью город был охвачен пожаром, который бушевал 4 дня. Огнем было уничтожена большая часть Москвы. И Наполеон оказался в западне: негде было разместить солдат после пожаров, не было фуража, продовольствия.

Учитель: Кутузов проведя войска через Москву отвел их на старую Калужскую дорогу. Откуда совершал неоднократные набеги на французов, нанеся им потери: 4тыс. солдат и 38 пушек. До 1 ноября больших сражений не было. Солдаты русской армии отдохнули, а французы к этому времени физически и морально ослабли. Армия Кутузова насчитывала к этому времени 97тыс. регулярных войск, 20тыс. казаков и более 20тыс. ратников-ополченцев. Сколько было солдат? (подсчитать и записать в таблицу). Наполеон имел под рукой 70тыс. боеспособных солдат, кавалерии почти не было, а артиллерия была слабее русской (занести данные в таблицу). На сколько была сильнее русская армия? (посчитать устно).

Ведущий 3: Наполеон отступил до Смоленска, ожидая отставших, он рассчитывал отдохнуть в Смоленске, но продовольствие было разграблено своими же солдатами, а собрать продовольствие у русских крестьян не смог. Русский авангард сильно потрепал замыкающие корпуса наполеоновской армии, так что к 17 ноября, когда Наполеон покидал Смоленск, у него осталось 50тыс. солдат, 5тыс. кавалерии и столько же раненых и больных. К тому же началась ранняя зима: выпал глубокий снег, ударили сильные морозы.

Ведущий 4: 24 ноября Наполеон подошел к реке Березине навели 2 моста через реку и 26-27 переправился на западный берег. Не дожидаясь переправы всей огромной толпы отставших французов, состоявшей из раненых, обмороженных, потерявших оружие, Наполеон приказал 29 ноября сжечь мосты.

Учитель: переправившись через Березину Наполеон избежал полного разгрома в условиях значительного перевеса русских сил. Сильные морозы окончательно истребили и без того ослабленных голодом французов. Преследование русских войск не дало возможности собраться с силами. 6 декабря Наполеон покинул армию, отправившись в Париж набирать новых солдат взамен погибших в Росси. Из 470тыс. элитной гвардии, вошедшей в Россию с императором, через полгода осталось несколько сотен солдат. Отечественная война 1812г. Завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся «Великой армии».

4. Закрепление темы:

1. Когда началась Отечественная война? Почему она так называется?

2. Почему Барклай-де-Толле в начале войны начал отступать?

3. Где произошло первое крупное сражение?

4. Кто был назначен главнокомандующим русской армии?

5. Когда произошла Бородинская битва?

6. Почему Кутузов оставил Москву?

7. Почему пребывание  наполеоновской армии в Москве стало началом ее гибели?

8. Кто помогал в разгроме армии Наполеона?

9.Что стало с армией Наполеона во время отступления?

10. Когда закончилась Отечественная война русского народа против нашествия Наполеона?

11. Почему русский народ одержал победу над армией Наполеона? Сколько дней длилась война? (165 дней).

Дети при ответах пользуются составленной таблицей. Награждаются ученики, ответившие на большие число вопросов.

Учитель: подвиги и бессмертное мужество защитников Отечества никогда не будет забыты. Много памятников на Бородинском поле (показ) большинство созданы на народные средства. Создан музей, где хранят орудия, ружья, сабли, полковые знамена; создан на Бородинском поле женский монастырь и церковь. Тысячи русских приезжают сюда, чтобы почтить память солдат, отдавших жизнь за родину.

5. Итог урока:

- какую историческую дату отмечают в этом году?

- почему война была Отечественной?

- почему русский народ одержал победу над французами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000 с переходом через разряд»

Урок в 5 классе коррекционной школы. Проводится в нетрадиционной форме, в виде сказочного  математического турнира....

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

Представлен ход урока и презентация к нему с краеведческим материалом Лесного района...

Открытый урок по математике "Сложение и вычитание целых чисел" 6 класс. Хруцкая Н. А.

Открытый урок по математике "Сложение и вычитание целых чисел" 6 класс. Хруцкая Н. А....

Открытый урок в 6 классе по математике на тему «Вычитание целых чисел»

Открытый урок в 6 классе по математике  на тему «Вычитание целых чисел»...

урок математики в 8 классе коррекционной школы "Сложение и вычитание целых чисел"

Коррекционно-развивающий урок в 8 классе в школе 8 вида...