Математическое состязание. 6 класс.
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Мишакова Марина Петровна

Математическое состязание в 6 классе. Данное мероприятие можно провести на неделе математике в ОУ. Работа состоит из конспекта урока и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematicheskoe_sostyazanie_6kl.zip2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Мишакова Марина Петровна,

 учитель математики

МБОУ СОШ №6 г.Сасово,

6  класс

«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ»

Цель мероприятия:

  • формирование интереса у учащихся к изучению предмета математики;
  • создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;
  • расширение границ познания учащихся по математике;
  • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Оформление класса:

  1. Портреты математиков Н. И. Лобачевского, М. В. Ломоносова, С. В. Ковалевской с их высказываниями о математике.

М. В. Ломоносов:  «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». 

[2 слайд]

Н. И. Лобачевский:  «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки».

[3 слайд]

С. В. Ковалевская:  «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».     [4 слайд]

2. Математические газеты, плакаты, ребусы, забавные картинки на математические темы.

   План проведения:

  1. Представление команд.
  2. Представление жюри.
  3. Конкурс «Разминка».
  4. Стихотворение-загадка «Треугольник с квадратом».
  5. Конкурс «Шифровальщик».
  6. Вопросы болельщикам.
  7. Конкурс «Снайпер».
  8. Конкурс капитанов.
  9.  Выступление учителя-фокусника.
  10.  Заключительный конкурс «Угадай слово».
  11.  Подведение итогов и награждение.

Сценарий:

УЧИТЕЛЬ: (читает стихотворение)

Чтоб водить корабли,

Чтобы летчиком стать,

Надо много уметь,

Надо многое знать.

И при этом, вы заметьте-ка,

Главная наука нужна математика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

Где бы нам ни пригодилась МА-ТЕ-МА-ТИ-КА!

УЧИТЕЛЬ:   Дорогие ребята, уважаемые учителя, мы начинаем МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ.  

«Ох, уж эта математика!». Сколько людей она покорила, очаровала своей таинственностью и красотой.

Ведущий 1:   Сегодня вы увидите состязание знатоков математики, и узнаете много нового и интересного. Разрешите представить команды по 6-7 человек из учащихся           6  классов.   (Остальные учащиеся – болельщики и зрители).

УЧИТЕЛЬ:  За красным столиком налево

                          «Квадрат» сидит там смело.

                           Ему задачки не почем,

                           Смекалист,  будет он во всем.     [5 слайд]

УЧИТЕЛЬ:   Здесь сидит желтый «Треугольник»

                           Будет рад им каждый школьник.

                           По плечу им все заданья,

                           Не страшны им состязанья!        [6 слайд]

УЧИТЕЛЬ:  Первый тур мы объявляем,

На разминку приглашаем.

УЧИТЕЛЬ:  Конкурс первый – «Разминка». Команда за каждый правильный ответ получает 1 балл. [7 слайд]

УЧИТЕЛЬ:

Вопросы команде «Квадрат»: [8 слайд]

  1. Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
  2. Число 17 – простое или составное? (простое)
  3. Округлите 3,9 до единиц. (4)
  4. Как называется число, изображенное на координатной прямой? (координата)
  5. Результат умножения? (произведение)
  6. Расшифруйте НОК (наименьшее общее кратное)
  7. Единица с шестью нулями? (миллион)
  8. Какое число не простое, ни составное? (1)
  9. На сколько нужно умножить 2, чтобы получить 1? (0,5)
  10. Как называются числа, используемые при счете предметов? (натуральные)

УЧИТЕЛЬ:

Вопросы команде «Треугольник» [9 слайд]

  1. Как называется дробь, числитель которой больше знаменателя? (неправильная)
  2. Число 9 простое или составное? (составное)
  3. Округлите 3,4 до единиц? (3)
  4. Где на координатной прямой расположены точки с отрицательными координатами? (слева от нуля)
  5. Результат деления? (частное)
  6. Расшифруйте НОД (наибольший общий делитель)
  7. Единица с четырьмя нулями? (десять тысяч)
  8. Самое маленькое натуральное число?   (1)
  9. Назовите число обратное 3? ()
  10. Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)

УЧИТЕЛЬ: Пока судьи подсчитывают баллы, Я, зачитаю стихотворение-загадку для болельщиков и зрителей:

 «Треугольник с квадратом»

Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Не известно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
СКОЛЬКО новеньких углов?   (ВОСЕМЬ)

УЧИТЕЛЬ:

Начинаем второй конкурс под названием «Шифровальщик». В течение трех минут командам нужно расшифровать фразу великого математика. [10-11 слайд]

http://festival.1september.ru/articles/522516/img1.gif

Ключ:  

                  http://festival.1september.ru/articles/522516/img2.gif

Ответ: «Математика - царица всех наук» - так сказал великий математик

                                                                                         Карл Гаусс. [12 слайд]

УЧИТЕЛЬ:

Пока участники команд выполняют задание, предлагаю вопросы болельщикам.

1. По дороге вдоль кустов
Шло 11 хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
А вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов?
(Семь).

2. Шел Кондрат в Ленинград.
Навстречу ему 12 ребят:
У каждого – по лукошку,
В лукошке – по кошке,
У кошки – по котенку,
У котенка – по мышонку.
Задумался старый Кондрат:
“Сколько котят и мышат
ребята несут в Ленинград?”

(Глупый, глупый Кондрат! Он один шел в Ленинград, а ребята с лукошками, котятами и кошками шли навстречу ему, – в Кострому)     (НУЛЬ)

УЧИТЕЛЬ:  У некоторых ребят слово «снайпер» ассоциируется со стрельбой по воробьям из рогатки. Объявляем третий конкурс  «Снайпер». Из каждой команды выходят по одному участнику и в течение  2 минут считают, находя и показывая указкой число. [13-14 слайд]


УЧИТЕЛЬ:  Капитан подает команды, все ему доверяют, на него полагаются. Команды капитана беспрекословно должны выполняться. Сейчас мы проверим, как капитаны дают команды своим подчиненным и как они их выполняют.

УЧИТЕЛЬ:   Объявляю конкурс капитанов. Каждому капитану я буду показывать карточку с рисунком.  Он должен описать его так,  чтобы  товарищи по команде угадали, что там изображено на рисунке. За каждый правильный ответ 2 балла. Если у команды нет правильного ответа, отвечает команда соперница и зарабатывает 1 балл. [15 слайд]

Рисунки команде «Квадрат»,  на которых изображены   - гриб, цветок, отрезок, угол, круг, прямоугольник, карандаш, линейка. [16 слайд]

Рисунки команде «Треугольник»,  на которых  - дерево, кораблик, квадрат, окружность, треугольник, луч, циркуль, транспортир. [17 слайд]

УЧИТЕЛЬ:   Кто это к нам на праздник пожаловал? (В дверь зашел учитель-фокусник с большим чемоданом, в котором были разные предметы)

УЧИТЕЛЬ -Фокусник – Это я, Учитель-фокусник (показывает фокусы).

Фокус 1 – задумай число, прибавь 2, умножь результат на 3, отними 5, отними задуманное число, умножь на 2, отними 1. (Фокусник по названному ответу угадывает задуманное число) Ответ: от результата отнять 1 и разделить на 4, получится задуманное число. (ответ уч-ка – 1) : 4 = задум.число

Фокус 2 – задумай число, прибавь к нему 2 , умножь на 2, прибавь 3, отними задуманное число, прибавь 5. Ответ: отними 12, получишь задуманное число.

УЧИТЕЛЬ-ФОКУСНИК:

А что у меня в чемодане?

(Учитель-Фокусник открывает чемодан и  показывает, что у него в чемодане).

Учебник математики – настольная книга каждого ученика;

Счеты – древнее вычислительное устройство;

Калькулятор – мозги современного ученика;

Резинка (ластик) – штамп делового человека;

Шпаргалка – база данных;

Кораблик, самолетик – развлекалки на уроке.

УЧИТЕЛЬ:  И последний тур заключительный «Угадай слово». [18 слайд]

 Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.

  1. За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
  2. 3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы). [19 слайд]
  3. В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
  4. Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество). [20 слайд]

  1. Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
  2. У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ) [21 слайд]
  3. Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
  4. Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь) [22 слайд]
  5. С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
  6. Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль. (Процент). [23 слайд]
  7. Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
  8. Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок) [24 слайд]

Жюри подсчитывают баллы.

Лист Мёбиуса.


Пока жюри подводят итог, можно ребятам показать и рассказать об удивительной поверхности
лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.
Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

УЧИТЕЛЬ: (чтение заключительно стиха)

МАТЕМАТИКА [25 слайд]

Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!”

Подведение итогов, награждение. [26 слайд]  Сладкие призы всем!

УЧИТЕЛЬ:  Вот окончилось наше состязание.

СПАСИБО, все вы МОЛОДЦЫ!!!

Любопытные паузы:

Пифагор Самосский.
Пифагор считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – 10 – изображало весь мир. Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные, впервые открыл математическую теорию музыки.  В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.

Леонард Эйлер. Он обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причём мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. Парижская академия 12 раз награждала его премией. Умер он на 77- м году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз. Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей памяти, расчёты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран. Ведущие математики потратили на решение задачи несколько месяцем, а он сделал это за три дня.

ГЕНИЙ XVIII века – Леонард Эйлер. В петербургской жизни сложился как великий ученый. Леонард Эйлер (1707-1783) – швейцарский математик.
Гений Эйлера расцветает в России
. Интегральное исчисление.
Алгебра. Дифференциальное исчисление. Механика. Теория чисел.
Тригонометрия. Современное понимание логарифма.
Обозначение мнимой единицы i. Многочлены Эйлера
(слайд 35 , приложение)
Эдисон Т. Говорил
: «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения»


«Принцесса науки» - Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) (слайд 4)
«Мой долг служить науке».

  • ТЕОРИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ В ЧАСТНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ.
  • ПРОДОЛЖИЛА ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАПЛАСА О СТРУКТУРЕ КОЛЕЦ САТУРНА.
  • ЗАДАЧА О ВРАЩЕНИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА ВОКРУГ НЕПОДВИЖНОЙ ТОЧКИ.
  • ПИСАЛА СТИХИ, ПРОЗУ.

«ПРИНЦЕССА НАУКИ» - ТАК НАЗЫВАЛИ КОВАЛЕВСКУЮ В СТОКГОЛЬМЕ. ОДНАКО ПРИ ЖИЗНИ ЕЙ НЕ УДАЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ У СЕБЯ НА РОДИНЕ В РОССИИ.  ЖЕНЩИНА – УЧЕНЫЙ, ЧЛЕН-КОРЕСПОНДЕНТ  АКАДЕМИИ НАУК НЕ ИМЕЛА ПРАВА ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЗАСЕДАНИЯХ АКАДЕМИИ. ОНА СКОНЧАЛАСЬ В 41 ГОД, В САМОМ РАСЦВЕТЕ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ.

АРХИМЕД

Известный учёный Архимед. Используя свои знания по геометрии, Архимед построил огромные зеркала и с их помощью сжёг римские корабли. Знаменитый закон Архимеда гласит: тело, погружённое в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Жил Архимед в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н.э., когда его родной город осадили войска могущественного Рима. На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра.

ПЛАТОН -  
древнегреческий философ

Древнегреческий  философ-идеалист Платон (427-347) справедливо считал,  что математику должен знать каждый, кто хочет заниматься философией. При входе в его академию он сделал надпись: «Не знающий геометрии, сюда да не входит!»

ЭВАРИСТ ГАЛУА

Гениальный математик  Эварист Галуа (1811- 1832) был убит на дуэли. За пять лет до гибели Пушкина сходная смерть  на дуэли унесла молодого француза —  Эвариста Галуа.  Его мало кто знал.  К 20 годам  он успел  только поступить в Высшую Нормальную школу (это педагогический университет в Париже), но был исключен оттуда  в числе прочих “бунтарей”  в революционном 1830 году.  Казалось, что вскоре о Галуа забудут, как о многих других несостоявшихся революционерах. Но позднее выяснилось, что Галуа успел состояться как математик — да такой, каких Франция не рождала со времен Декарта. Поэтому имя юного француза стоит в одном ряду с именами  таких математиков, как Эйлер или Гаусс.

Приложение.

http://festival.1september.ru/articles/522516/img1.gif

Ключ:  

                                          http://festival.1september.ru/articles/522516/img2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические состязания

Разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся начальной школы при  пришкольном  летнем лагере....

Математическая игра "Состязание эрудитов"

Цели игры: фронтальное повторение учебного материала по математике;повышение познавательной активности  учащихся;развитие культуры общения;развитие познавательного  интереса;В игре участвуют...

Математическое состязание индейцев

Математическая игра для 6 класса по теме «Действия с обыкновенными дробями»....

Математическая игра «Состязание эрудитов»

Правила игры: в игре участвуют 2 команды по 8 человек и столько же помощников игроков от каждой команды. Игра состоит из определенного количества геймов. Помощники игроков участвуют в конкурах болельщ...

Материалы, использовавшиеся при проведения математического состязания "Вторая миссия АРГО"

Занятие проводится с целью совершенствования мировоззренческих компетенций, повышения уровня мотивации учеников, а также реализации метапредметных образовательных целей.Состязательная форма занятия, и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...

Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса

В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...