Работа со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики
статья по математике на тему

Максимова Наталья Владимировна

Статья содержит методические рекомендации по предупреждению неуспеваемости при обучении математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы со слабоуспевающими и трудными учениками на уроках математики учителя Максимовой Н. В.

Не все ученики способны с одинаковой эффективностью осваивать учебную программу. Слабоуспевающие  дети есть в каждом классе.

Соглашусь со многими педагогическими работниками, которые считают, что полностью побороть плохую успеваемость – утопия. Поэтому стоит вернуться к основному вопросу: как помочь слабоуспевающему или неуспевающему учащемуся?  Самое важное в работе с таким ребенком – выявление причин плохой учебы и индивидуальная  работа.

Учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспешности  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Только совместные усилия учителя-предметника, родителей, социально-психологической службы школы и классного руководителя и воспитателя способны решить проблему неуспеваемости.

Поделюсь опытом своей педагогической деятельности на уроках математики.

Цели:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики;

-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха.

План работы со слабоуспевающими  учащимися

Мероприятия

Срок

1

 Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,  воспитателем, психологом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3

 Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4

 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

 

В течение учебного года.

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

7

 Поставить в известность классного руководителя, воспитателя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9

Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учеников.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Для  повышения работоспособности на уроке использую  разнообразные виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу физминутки,  всегда  помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Применению дифференцированный подход в обучении:

  1. Вариативные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Ещё я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2 – 3 примера по теме, я вызываю 3 – 4 человека к доске, даю им индивидуально – дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 – 2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

 Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества.

В своей работе считаю необходимым применение  современной технологии – технологии «полного усвоения».

Суть технологии «полного усвоения» выражается  в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успеют выучить, и поэтому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик   получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не до конца понятных формулировок. Понимая трудности учащихся «нематематического уровня», применяю разнообразные «методические уловки», мнемонические правила. Приведу пример: избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» - с буквы «м».

Также на уроках использую жизненные явления, решаем задачи прикладного типа. Использую  исторический и занимательный материал. Организовываю практические работы с элементами исследования.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

  • Решение проблемных ситуаций;
  • Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • Организация сотрудничества, использование командных  форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
  • Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа.

Важным шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:

  • Контроль подготовленности учащихся;
  • Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
  • Предложение учащимся примерного плана ответа;
  • Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть явления;
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
  • Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;
  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
  • Напоминание приема и способа выполнения задания;
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
  •  Более тщательный контроль их деятельности, указание на  ошибки, проверка, исправления;
  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Несколько рекомендаций для учителей, которые хотят помочь отстающим:

  1. Используйте современные методы
  2. Вовлекайте в групповую работу
  3. Дайте план ответе, разрешите пользоваться учебником
  4. Будьте доброжелательны
  5. Уделите чуть больше внимания
  6. Не критикуйте
  7. Нужно верить в каждого и стремиться передать эту веру им


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

Этт документ содержит методические рекомендации учителю при работе со слабоуспевающими учениками. Также представлен алгоритм действия учителя для отработки материала на каждом этапе урока....

Технология работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

В материале названы виды работ, психологические и дидактические условия реализации данных технологий, Показаны варианты дифференции и индивидуализации обучения, а также описаны сами технологии обучени...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках математики

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс...

Выступление на тему: «Работа с трудными учениками на уроке английского языка»

Работа с трудными учениками на уроках английского языка...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками...

Ссылка на электронную доску для работы с учениками на уроке математики пятого класса

Ссылка на электронную доску для работы с учениками на уроке математики пятого класса по теме - многогранники, прямоугольный параллелепипед, куб, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, куб...