Статья "Роль тестового контроля в подготовке к ГИА"
статья по математике на тему

Носова Мария Александровна

Статья поможет познакомиться  учителю  с разными видами тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zakone_rossiyskoy_federatsi2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль тестового контроля в подготовке к ГИА

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения воспитания в интересах личности, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательный цензов). В соответствующих статьях этого закона уточняется, что образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых и вводимых государственных образовательных стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий. Таким образом, образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки.

Инструментом, позволяющим получить необходимую качественную информацию об уровне обученности выпускников, является контрольно-измерительный материал (КИМ), составленный профессиональными тестологами Центра тестирования Министерства образования РФ.

Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую), тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля можно использовать в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга. В зависимости от целей определяется вид тестового контроля.

Для внутришкольных целей необходимо использовать тематические, диагностические тесты. Учитель в текущей работе может использовать локальные базовые тесты. Для внешнего контроля используются итоговые и рубежные тесты.

В результате тестирования учащихся учитель получает оперативную и объективную информацию о причинах того или иного достижения. Являясь составной частью системы обучения, тестовый контроль содействует не только выявлению уровня учебных достижений, но и эффективному научному управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Технологией тестирования должны овладеть и учителя и ученики. Данная технология облегчает работу педагога: он имеет оперативную информацию и корректирует пробелы в знаниях, стимулирует интерес к учению, обучает школьника выбирать правильную «стратегию тестирования», готовит выпускника психологически к итоговому тестированию на ЕГЭ.

Надлежащая работа над тестами выявит у учащихся пробелы в знаниях, обнаружит «провальные темы», поможет правильно спланировать подготовку к экзамену и, стало быть, обрести уверенность в готовности к ЕГЭ.

Тестирование – специфический метод контроля. Тест- проверка не только знаний, но и скорости мышления, сообразительности, быстроты реакций.

Необходимая для тестирования сноровка достигается упражнениями.

Предлагая тест учащимся, учитель должен объяснить четко и подробно цель тестирования, тип текста, его размер, время тестирования, уровня сложности и систему оценивания (правило подсчета баллов). Обучая тестированию, необходимо учить ребят тактике:

  • Решать задачи в удобной для вас последовательности;
  • Работать без излишней торопливости: лучше сделать медленно, но правильно;
  • Если ваш ответ не совпадает ни с одним из указанных, ищите ошибку в решении;
  • Не пытайтесь угадывать ответ;
  • Внимательно прочитайте задания еще раз после того, как решили, тогда только записывайте ответ;
  • Помните правило: поспешай не торопясь;
  • Оставьте время для проверки своей работы.

Подведение итогов дает учителю три списка задач:

а) задачи, которые решили все;

б) задачи, которые не решил никто;

в) остальные.

Разбор задач надо начинать со списка б). Подробные решения этих задач проводит учитель. Для разбора задачи из списка в) нужно вызвать к доске одного из школьников, решивших ее. Учителю важна статистика неверных ответов на задачу. Нужно иметь в виду, что каждый указанный неверный ответ – это стандартная ошибка в решении.

Если тестирование дало плохой результат – повторите его. Результат повторного тестирования, как правило, уже сильно отличается от первоначального.

 Не сомневайтесь, что данный материал поможет ученику проверить свои знания, прибавит уверенности в собственных силах, даст необходимую при подготовке к ЕГЭ практику решения тестовых заданий.

В этой связи представляется целесообразным в процессе преподавания наряду с традиционными методами и формами проверки знаний учащихся органично включать тестовые формы контроля, используя разнообразные виды заданий (с выбором ответа, с кратким ответом или развернутым ответом)

Повышению уровня математической подготовки выпускников средней школы будут способствовать:

  • Корректировка стандарта школьного математического образования с учетом значимости каждого включаемого элемента содержания и требования к его усвоению для обеспечения успешной адаптации в современном обществе и продолжения образования выпускником средней школы;
  • Эффективная реализация принципа уровневой дифференциации в процессе преподавания в классе любого профиля, которая призвана способствовать достижению уровня обязательной подготовки, отвечающей профилю класса, учащимся, не ориентированным на более глубокое изучению математики, а также продвижению учащихся, имеющих возможности и желание усваивать математику на более высоком уровне; Существенное изменение отношения к преподаванию геометрии в средней школе, где настоящее время не Предусматривается обязательный выпускной экзамен по курсам основной и средней школы, усвоение которых контролируется в рамках ЕГЭ. Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по математике осуществляется в течение всего периода их обучения в средней школе.

Культуре вычислений обучают школьников в 5-6 классах, и если они обучены рациональным приемам вычислений, умеют устно и оперативно считать, то это залог успеха и на ЕГЭ. Периодом целесообразной подготовки выпускников является последний год их обучения. Этот период можно условно разделить на две части.

Первая часть-до выхода двух основных документов:

Спецификация экзаменационной работы по математике для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы на текущий год и Демонстрационный вариант экзаменационной работы на текущий год (иногда говорят  <<демоверсия>>).

Вторая часть-после опубликования этих двух важных документов.

Первая часть подготовки целесообразно осуществлять, основываясь на материалах ЕГЭ прошлых лет. Во второй части подготовка должна быть более целенаправленной и ее следует ориентировать в соответствии с двумя вышеназванными документами.

Основную часть подготовительной работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов, в проверочных работах, то есть в случаях не столь эмоционально напряженных.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации овладевать собственными эмоциями. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя.

Считаю полезным проведение зачетной итоговой работы по алгебре и началам анализа по форме ЕГЭ в 10 классе. Оценивать такую работу легко. Задания составлены так, что все ученики, стравившиеся с разделом А, имеют только базовые знания, решившие задания из раздела В-имеют хорошие знания, могут решать задания повышенной сложности.

Справившиеся с заданиями С (или частью таких заданий) могут получить отличную оценку за работу. Систему оценивания учитель может определить самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности класса.


Список, используемой литературы.

  1. Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков, К.А. Краснянская. Единый государственный экзамен 2014:Контрольно-измерительные материалы. М.: Просвещение, 2015г.
  2. В.Н. Студенецкая. Математика. Система подготовки учащихся к ЕГЭ:Пособие для учителя. Волгоград: Учитель, 2014г.
  3. Б.В.Соболь, И.Ю. Виноградова, Е.В. Рашидова. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013г.
  4. Ф.Ф.Лысенко, В.Ю.Калашников, Г.Г.Клово и др. Подготовка к ЕГЭ по математике. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2012г.
  5. З.Н.Альхова. Геометрия. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре 7-й класс. Саратов: Лицей, 2013г.
  6. З.Н.Альхова. Проверочные работы с элементами тестирования по алгебре 7-й класс. Саратов: Лицей, 2013г.
  7. Н.В.Бурмистрова, Н.Г.Старостенкова. Проверочные работы с элементами тестирования 8-й класс. Саратов: Лицей, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "тестовый контроль на уроках физики"

Тестовый контрольна уроках физики.     Методика использования тестов на уроках физики.Положительные и отрицательные стороны применения этой методической разработки. Даны 17 тестов ...

Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .

Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...

выпускная квалификационная работа "Тестовый контроль на уроках истории - как форма текущего и итогового контроля"

  В основу работы положена гипотеза, согласно которой использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по истории. Воспитывает ценностное отношение к у...

Статья «Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах»

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...

Публикация по теме: "Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах"

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...

Публикация по теме: "Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах"

Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...