Урок - практикум "Климатические графики и диаграммы"
план-конспект урока по математике (8 класс) на тему

Комбинированный урок, подготовленный учителем математики и географии, где используются знанния учеников по обоим предметам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyi_urok_1.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практикум:

«Климатические графики и диаграммы»

(математика – география)

8 класс

Тип урока: комбинированный

(используются материалы онлайн вебинара)

Учитель математики: Шлепянова Х. Х.

Учитель географии: Аракелян Л. В.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

 

На тему: «ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА РОССИИ»

(МАТЕМАТИКА – ГЕОГРАФИЯ)

8 класс

Ученики должны знать: понятия: «масштаб», «линейная функция», все понятия темы климат, климатообразующие факторы.

Ученики должны уметь: определять тип климата по цифровым данным климатических диаграмм, работать с картами разного содержания, выполнять построения графиков и столбчатых диаграмм , читать в определенном масштабе и анализировать их, работать в нетрадиционной обстановке.

Оборудование: чертежные принадлежности, физическая и климатическая карты России, учебные атласы для 8-9 классов.- М.: Дрофа, 2000 (на каждый  стол атласы),.

Ход урока

I. Организационный момент. 

МАТЕМАТИК (Шлепянова Х.Х.). Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Задачи нашего урока – научиться строить и анализировать климатограммы, применяя знания, полученные на уроках математики.  Давайте  с вами правильно построим климатограммы. Для этого вам необходимо вспомнить, что такое масштаб и правила построения столбчатых диаграмм.  

1. Давайте вспомним, что такое масштаб.  

2. Определите по физической карте атласов расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.  

3. А теперь более сложная задача: постройте график хода температуры за апрель2016 г. для нашего города. Ведь график дает более четкую картину явления, он легче читается и анализируется.

Среднесуточные температуры за апрель в Санкт-Петербурге. 

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сред. Темп.

-9о

-9о

-7о

-5о

-7о

-3о

-2о

0о

-1о

0о

Дата

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Сред. темп

+1о

+2о

+5о

+7о

+7о

+9о

+6о

+5о

+6о

+9о

Дата

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Сред. Темп.

+2о

+3о

+5о

+7о

+8о

+9о

+8о

+7о

+10о

+9о

+11о

Для анализа нам потребуется понятие линейной функции, а точнее ее график.

1. Какая функция называется линейной? (Линейная функция – это функция вида y = kx + b, где k ≠ 0, а х – любое число.) 

2. Что является графиком линейной функции? (Графиком линейной функции является прямая, если функция неограниченная; отрезок или луч, если функция ограничена; если b = 0, графиком является прямая, проходящая через начало координат.)

3. От чего зависит угол наклона прямой оси OX?

(К > 0 – функция возрастает

 К < 0 – функция убывает)

4. Сколько точек плоскости достаточно для построения линейной функции? (Две.)

Сделайте вывод

(график хода годовой температуры будет представлять из себя ломаную, которая своими звеньями представляет кусочные графики различных линейных функций.)

А теперь давайте вместе построим климатограммы (график хода температуры и столбчатые диаграммы количества осадков за апрель 2016 года для Санкт-Петербурга.

Фронтальная работа с иллюстрацией на доске.

Количество осадков (мм) за апрель

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол. Осад.

0

0

5

6

0

0

0

2

0

0

Дата

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Кол. Осад

2

3

4

0

0

0

0

0

2

2

Дата

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Кол. осад

3

2

1

0

0

0

1

2

0

0

0

ГЕОГРАФ ( Аракелян Л.В. ) Ребята, давайте повторим все понятия по теме «Климат». У нас сегодня работают 4 команды. Каждая команда получает карточки с вопросами и готовит ответы на них. (Раздаются карточки)

карточка № 1

1. Что такое климат?

2. Назовите типы пород, характерные для каждого климатического пояса.

3. На контурной карте покажите направление движения воздушных масс, приносящих осадки на территорию России.

карточка №2

1. В каких климатических поясах находится Россия?  

2. Какие факторы определяют ее климат?  

3. На контурной карте покажите направление движения воздушных масс, приносящих осадки на территорию России.    

Карточка №3

1. Какие типы воздушных масс формируют климат нашей страны?  

2. Что такое атмосферный фронт? Где он образуется?  

3. На контурной карте покажите направление движения воздушных масс, приносящих осадки на территорию России.  

Карточка №4

1. Расскажите об образовании теплого и холодного атмосферных фронтов.  

2. Что такое циклон и антициклон? Какие типы погод для них характерны?  

3. На контурной карте покажите направление движения воздушных масс, приносящих осадки.

(Обсуждение, работа с контурными картами, ответы на вопросы.)  

Итак, ребята, мы с вами повторили основные характеристики климата России и факторы, его определяющие.  

А теперь скажите, чем отличается климат западной части России от климата восточной части?  

В чем вы видите причину этих различий?  

А сейчас представьте, что в результате мощных движений земной коры вдоль западной границы нашей страны выросли горы. высотой до 5000 м.  Как изменится климат нашей страны? Что произойдет?  

А теперь иная картина. Дальний Восток не горный, а равнинный. К каким изменениям климата это приведет?  

- Ребята, назовите и покажите место, где расположен полюс холода северного полушария.( Город Оймякон)  

- А почему здесь происходит такое сильное вымораживание поверхности? 

Итак, ребята сделайте вывод: какие факторы, формирующие климат, являются главенствующими? Большую роль в формировании климата играет и коэффициент увлажнения .

Кув.--- это отношение годовой суммы осадков (О) к испаряемости (И) за этот период.

Kyв. =   , запишем это с помощью математической формулы.

Чем меньше Kyв. тем суше климат

                                              Kyв.  = 1 - нормальное увлажнение.

                                              Kyв. > 1 - избыточное увлажнение.

                                              Кув. < 1 - недостаточное увлажнение.  

  • Вычислите Кув. для разных природных зон.   (Практическая работа на основе карт атласа и в тетради для 8 класса «Шаг за шагом».)  
  • Откройте тетради на с. 35. Перед вами таблица, где даны сведения о количестве осадков за год и испаряемости для лесотундры, лесостепи, степи и полупустынь.  
  • Вычислите Кув. и сделайте вывод. Вывод запишите в тетрадь.  
  • Почему в Западной Сибири при меньшем количестве осадков, чем на Восточно-Европейской равнине происходит процесс заболачивания территории? Назовите все причины.    

МАТЕМАТИК (Шлепянова Х. Х.) Каждая бригада получила таблицу с данными количества осадков и средних температур по месяцам за год. Ваша задача – самостоятельно выбрать масштаб и построить столбчатые диаграммы, а так же график годового хода температур, учитывая тот факт, что у вас будут две параллельные оси ОY. Слева на оси отложите значения температур, а на правой оси – количество осадков.

(Самостоятельная работа на карточках, после окончания работы карточки сдают, учитель математики проверяет и выставляет оценки.)              

Карточки для бригад

Средние месячные температуры воздуха в 2016 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

-15о

-7о

-3,3о

9,6о

15,8о

18,6о

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

24,6о

21,4о

13,6о

6о

2,7о

-6,9о

Среднегодовая - ?

А о (амплитуда) - ?

Среднее месячное количество осадков (мм) в 2016 г.

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

год

26

28

35

20

30

42

34

25

23

29

30

380

360

ГЕОГРАФ ( Аракелян Л.В. ) А сейчас определите по климатическим картам суммарную радиацию и коэффициент увлажнения для Северного Урала, Юга Сахалина и Волгограда. Используйте для этого необходимые карты атласа, карту учебника «Суммарная солнечная радиация».

Сведения запишите в таблицу тетради. Ну а теперь немного поиграем. Я приготовила вам кроссворд по номенклатуре России. (Разгадываем кроссворд.)

1У

Р

2 А

Л

Л

Т

 3У

4 В

А

Л

Ы

И

Й

Л

Ю

 5 П

Р

Й

6 В

О

7 Л

Ж

8 С

9 К

10А

11Я

И

Е

А

А

Л

Н

Т

Н

Я

В

А

А

И

А

Н

К

А

М

Ы

А

Н

З

  1. Горы, разделяющие две части света.
  2. Горы на юге Сибири.
  3. Небольшая возвышенность в европейской части России.
  4. Река в Сибири.
  5. Возвышенность в европейской части России.
  6. Река в Сибири.
  7. Одна из великих сибирских рек.
  8. Горы на юге Сибири.
  9. Горы на юге России.
  10. Река в Сибири, приток реки №7.
  11. Река на северо-востоке Сибири.

ГЕОГРАФ ( Аракелян Л.В. ) Ну что же, ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! (выставляются оценки.)

МАТЕМАТИК (Шлепянова Х. Х.) Самостоятельная работа показала, что успешно справились с работой бригады № 2, 3, 4. А вот бригада №1 недостаточно продумала масштаб, поэтому им не удалось правильно разместить столбчатые диаграммы на формате листа. Поэтому у них оценка 4. У остальных – 5.

Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики 7 класс "Диаграммы и графики"

Уурок информатики в 7 классе по теме «Графики и диаграммы». Творческое название темы урока «Кто мы? Какие мы?».Данный урок разработан с учётом поурочного планирования по учебникуЛ.П.Босова «Инфо...

Урок: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.».

Урок обобщения и закрепления умений  по построению диаграмм в Excel. Урок построен на географическом материале. Урок можно проводить в 7 классе (УМК Босова), а также при изучении электронных табл...

Урок Информатика и ИКТ Тема: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

Разработка урока и презентация по информатике и ИКТ в 9 кл. по теме: Деловая графика. Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel...

Презентация к уроку на тему: "Постороение диаграмм и графиков"

Презентация выполнена в офисной программе Power Point. Предназначена для преподавателей информатики. Данная работа окажет помошь в подготовке к уроку...

План-конспект урока по теме "Деловая графика. Построение диаграмм". 9 класс

Урок на тему «Деловая графика. Построение диаграмм» разработан для учащихся 9 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ, 9 класс»  (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Рус...

Конспект урока по информатике на тему «Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»

Конспект урока по информатикена тему:«Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных»...