Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф»)
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК   А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф»)  включают в себя конспект и презентацию к  уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буланова Анна Валентиновна,  учитель математики  ГБОУ СОШ № 639 Невского района Санкт-Петербурга

Тема: «Деление десятичной дроби на натуральное число»

Класс: 5

Тип урока: урок закрепления знаний

Цели урока:

Предметные: провести актуализацию знаний по теме «Десятичные дроби, деление десятичной дроби на натуральное число», создать условия для воспроизведения и коррекции опорных знаний обучающихся; закрепить навыки деления десятичных дробей на натуральные числа в ходе решения  более сложных заданий.

Метапредметные: 

регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

 

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в парах  и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Формы работы учащихся — индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ресурсное обеспечение урока: учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,  мультимедиа проектор, компьютер, смарт-телефоны, раздаточный материал для групповой работы.

Этап урока

Назначение этапов урока

Время (минуты)

1

Организационное начало

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Оформление рабочих тетрадей: дата, запись слов «Классная работа».

Проверка домашнего задания в парах.

4

2

Актуализация знаний

Актуализация  учебного содержания,  необходимое  и достаточное для восприятия нового материала. Создание условий  для активной деятельности обучающихся  на уроке при изучении нового материала (фронтальная работа при выполнении устных вычислений)

1

3

Мотивация

Мотивация обучающихся на работу с материалами урока. Подведение к формулированию темы урока, с использованием ИКТ технологий:

7

4

Целеполагание и планирование

Формулирование обучающимися темы урока, целей и задач каждого участника образовательного процесса.

1

5

Включение знаний в систему знаний

Создание  условий для воспроизведения и коррекции опорных знаний обучающихся на примере различного дидактического материала при фронтальной и групповой работах; закрепление  навыков деления десятичных дробей на натуральные числа в ходе решения  более сложных заданий  при индивидуальной работе и работе в парах.

29

6

Рефлексия

Заполнение «Листка настроения».

2

7

Домашнее задание

Запись и объяснение  домашнего задания.

1

Итого: 45

Технологическая карта

Содержание урока

1. Организационные начало.

Учитель: Доброе утро. Я рада всех вас видеть. Все подготовились к уроку. Желаю успеха и хорошего настроения.

2. Проверка домашнего задания.

 (На перемене ученики вписывают ключевые моменты решения номеров домашней работы в заготовку на обороте доски).

Обмен тетрадями  в парах. Проверка.  Выставление  оценок и  «смайликов» соседу по парте.

3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Оформление рабочих тетрадей: дата, запись слов «Классная работа».

1.Вспомним  все вместе действия с десятичными дробями и вычислим устно.

2. А теперь  в наш современный компьютерный век, используя возможности ваших гаджетов,  предлагаю вам выполнить следующие задания на выбор:

  • Кроссворд
  • Игра «Крестики – нолики»
  • Тест

4. Целеполагание и планирование урока.

3.Ребята, со всеми заданиями вы справились на отлично,  не было затруднений при выполнении данной работы?  Какое действие объективно вызывает пока трудности? Как думаете, какова тема нашего урока? Какова цель урока?  (обучающиеся дают свое толкование целей).

Девизом нашего урока могут быть такие слова:

«Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»

Попробуем заметить важные вещи. Они помогут нам лучше разбираться в изучаемой теме. (7 минут);

Задание №1. Найдите закономерность образования ряда и назовите следующий элемент ряда

а) 1,3;    2;    2,7;    3,4;  …         (+ 0,7    след. 4,1)

б) 9,5;     8,7;       7,9;         7,1;  …   (– 0,8       след. 6,3)

в) 0,2;    0,6;     1,8;     5,4;    16,2;  …      (·3     след. 48,6)

Задание №2. Расставьте в следующих равенствах запятые:

а)   2,7 + 23=5         

б)   8,23 – 623 = 2

в)   54 – 22 = 51,8

г)   309 + 51 = 8,19        

д)   234,56:100 = 23456

е)   16 · 50 = 80

Задание №3. Зная, что336:7=48, найдите частное:

33,6:7

3,36:7

0,336:7

0,00336:7

Задание №4. Не решая примеров, определите, сколько знаков будет в целой части. Докажите своё предположение.

437,6: 8 = 54,7                      45,78: 14 = 3,27

2811,8: 34 = 82,7                      1124,7: 68 = 16,54

416,52: 78 = 5,34                      19,17: 45 = 0,426

30: 80 = 0,375                      19: 50 = 0,38

Задание №5.  Группа из 4 человек  заполняют ячейки в цепочке (цепочки написаны на карточках), передавая карточки друг другу. (5 минут)

             32,4 : 4  =

8,1

: 9 =

0,9

: 2 =

0,45

: 5 =

0,09

: 18 =

0,005

             10,5 : 5  =

2,1

: 3 =

0,7

: 2 =

0,35

: 7 =

0,05

: 25 =

0,002

     

             22,4 : 4  =

5,6

: 8 =

0,7

: 2 =

0,35

: 5 =  

0,07

: 14 =

0,005

             25,5 : 5  =

5,1

: 3 =

1,7

: 2 =

0,85

: 17  

0,05

: 25 =

0,002

5. Включение знаний в систему знаний.

Ребята!  Нами была проведена серьезная подготовительная работа. Теперь пришло время действовать, применять знания в решении различных задач!

Задание №6.   Обучающиеся работа индивидуально, выполняя записи в своих тетрадях. (1 минута)

 Периметр равностороннего треугольника равен 18,24 дм. Какова длина стороны треугольника?  

  (сторона треугольника 18,24: 3 = 6,08 дм). Оформление геометрических задач соответствует

Задание №7.  Обучающиеся работа индивидуально, выполняя записи в своих тетрадях.(1 минута)

 Площадь прямоугольника 270,4 см2. Найдите длину прямоугольника, если его ширина равна 13 см.     (270,4: 13 = 20,8 см)

Задание №8. Обучающиеся работают  в парах, выполняя записи в своих тетрадях.(5 минут)

 Объясните почему верно равенство.  Представить обыкновенную дробь в виде десятичной. Сформулируйте правило перевода обыкновенной дроби в десятичную. Всегда возможно выполнить такой перевод?

  = 0,017                 =  0,28                     = 0,6                           = 3,025            =

  = 0,07                    = 0,12                        = 0,2                           = 4,06          =

  = 0,006                = 0,36                          = 0,7                         = 7,075           =

Задание №9  Выполним задание №969 по учебнику с записью на доске и в тетрадях (решение 1)2) на доске, в3),4) сравним ответы). (5 минут)

  1. 3,6:9 + 0,18·5=
  2. 70,28:14 – 32,8:10 + 10,58:23=
  3. 47,04 – 47,04:(46+ 38)=
  4. (140 – 12,32):42 + 3,15*16=

Задание №10   Выполним задание № 971 по учебнику с записью на доске и в тетрадях (решение 1)-4) на доске, в5),6) сравним ответы).

 (5 минут)

  1. х *13=132,6

4)  9,728х + 7,272х=4,08

  1. 64,6:х=17

5)  38,6х – 16,6х = 14,74

  1. х: 14,5 = 4,6

6) 1,2х + 4,6х – 2,8х = 0,15

Задание №11  Выполним задание № 982(задача) по учебнику с записью на доске и в тетрадях.

6. Рефлексия.

 Ребята! Вы замечательно поработали. Этот материал пригодится вам в следующих классах.

Ответьте на вопросы:

  • Какие знания понадобились тебе на уроке?
  • Что понравилось на уроке больше всего?
  • Где во время урока у тебя все получалось хорошо?
  • Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке?

У каждого учащегося есть картинки для рефлексии "Листок настроения".

Картинки по запросу картинки хорошее настроение на уроке математики

7. Домашняя работа.

№№ 970, 974, 972, 983

Поблагодарим друг друга за хорошую работу. СПАСИБО за урок!

Литература:

УМК  А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф») учебник «Математика 5 класс».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 5 классе Действия с десятичными дробями

Слайд 2

Вычислите устно 1) 1,4 + 2,8 = 2) 5,05 – 0,5 = 3) 0,77 + 0,13 = 4) 5 – 0,7 = 5) 8,3 * 2 = 6) 6,73 * 10 = 7) 8,9 * 0,1 = 8) 16,8:4 = 9) 2,7:3 = 10) 0,03:5 = 4,2 4,55 0,9 4,3 16,6 67,3 0,89 4,2 0,9 0,006

Слайд 3

Игра «Крестики-нолики» по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» Предмет: математика Класс: 9 Учитель: Буланова А.В.

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока

Слайд 5

Вопрос №1 Запись числа, в которой целая часть отделена от дробной запятой, называется А) десятичная дробь Б) обыкновенная дробь В) натуральное число Г) надо спросить у друга

Слайд 6

Вопрос №2 Запись числа, в которой есть дробная черта, называется А) десятичная дробь Б) обыкновенная дробь В) натуральное число Г) надо спросить у друга

Слайд 7

Вопрос №3 Равные части целого называются А) дроби Б) знаменатели В) доли Г) надо спросить у друга

Слайд 8

Вопрос №4 Действие нахождения приближенного числа называется А) округление Б) прикидка В) сравнение Г) надо спросить у друга

Слайд 9

Вопрос №5 Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо: А) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую , перенести запятую вправо на столько десятичных знаков, сколько их в делимом Б) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую В ) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую, перенести запятую влево на столько десятичных знаков, сколько их в делимом Г) надо спросить у друга

Слайд 10

Вопрос №6 Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: А) умножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые, в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их стоит после запятых в обоих множителях вместе Б ) умножить их как натуральные числа, не обращая внимания на запятые В ) умножить их целые части друг на друга, дробные части друг на друга и результаты сложить Г) надо спросить у друга

Слайд 11

Вопрос №7 Результатом действия умножения называется А) частное Б) сумма В) произведение Г) надо спросить у друга

Слайд 12

Вопрос №8 Число, которое используется при счете называется А) многозначное число Б) однозначное число В) натуральное число Г) надо спросить у друга

Слайд 13

Вопрос №9 Математическое действие, результат которого называется частным А) вычитание Б) деление В) сравнение Г) надо спросить у друга

Слайд 14

Девиз урока «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» Тема урока Деление десятичных дробей на натуральное число

Слайд 15

Задание №1. Найдите закономерность образования ряда и назовите следующий элемент ряда. а) 1,3; 2; 2,7; 3,4; … б) 9,5; 8,7; 7,9; 7,1; … в) 0,2; 0,6; 1,8; 5,4; 16,2; … 4,1 6,3 48,6

Слайд 16

Задание №2. Расставьте в следующих равенствах запятые: а) 27 + 2,3 = 5 б) 8,23 – 623 = 2 в) 54 – 2,2 = 518 г) 309 + 5,1 =819 д) 234,56:100 = 23456 е) 16 · 50 = 80 а) 2,7 + 2,3=5 б) 8,23 – 6,23 = 2 в) 54 – 2,2 = 51,8 г) 3,09 + 5,1 = 8,19 д ) 234,56:100 = 2,3456 е) 1,6 · 50 = 80

Слайд 17

Задание №3. Зная, что336:7=48, найдите частное: 33,6:7 = 3,36:7 = 0,336:7 = 0,00336:7 = 4,8 4,8 0,48 0,048 0,00048

Слайд 18

Задание №4. Не решая примеров, определите, сколько знаков будет в целой части. Докажите своё предположение. 437,6 : 8 = 547 45,78 : 14 = 327 2811,8 : 34 = 827 1124,72 : 68 = 1654 416,52 : 78 = 534 19,17 : 45 = 426 30 : 80 = 375 19 : 50 = 38 Задание №4. Не решая примеров, определите, сколько знаков будет в целой части. Докажите своё предположение. 437,6 : 8 = 54,7 45,78 : 14 = 3,27 2811,8 : 34 = 82,7 1124,72 : 68 = 16,54 416,52 : 78 = 5,34 19,17 : 45 = 0,426 30 : 80 = 0,375 19 : 50 = 0,38

Слайд 19

Объясните почему верно равенство. Представить обыкновенную дробь в виде десятичной. Сформулируйте правило перевода обыкновенной дроби в десятичную. Всегда возможно выполнить такой перевод?

Слайд 20

Домашняя работа №№ 970, 974, 972, 983

Слайд 21

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"...

технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Методическая разработка урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода...

Урок математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа".

Задачи  урока:Образовательные:      - ознакомить учащихся с правилом деления десятичной дроби на натуральное число...

Обобщающий урок в 5 классе "Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число"

Обобщающий урок  в 5 классе "Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число"...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» с применением технология проблемно-диалогического обучения

Урок по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обуче...