Статья на тему: " Диагностика и развитие математических способностей."
статья по математике по теме

Бейлина Наталья Игоревна

Способности к математике - развивать их у детей интенсивными методиками  или диагностировать, отыскивая способных учеников как драгоценные, редко встречающиеся камни...Ответ на этот вопрос всегда будет неоднозначен. Размышлениями на эту тему хотелось бы поделиться в небольшой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposobnosti_k_matematike_-_razvitie_i_diagnostika.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Способности – диагностика или воспитание…

Цель хорошего образования – дать человеку возможность быть полезным, востребованным, жить в ладу с окружающим миром. Но этот мир противоречив и многогранен. Проблемы, которые встают на пути каждого выпускника могут стать решенными задачами и ступенью к дальнейшему росту, или препятствием на жизненном пути.

Поэтому часто родители пытаются как можно раньше определить сферу интересов и способностей своего ребенка и направить все силы и средства на его развитие в определенной  области знаний пренебрегая остальными. Но знаем ли мы, когда и как проявятся способности и склонности ребенка, которые позволят стать ему счастливым, заниматься своим делом по призванию?

«Нам сказали, что у него нет способностей к математике…»-говорит мне мама, приводя ребенка в пятый класс. «В нашей семье никто не знает и не любит математику, поэтому не надо давать слишком сложных задач» - слышу я  от родителей и учеников седьмого, пятого, а иногда и начальных классов. Это ошибка.

Во-первых, мы не можем оценить способности, возможности человека, пока он не сформирован полностью. А произойдет окончательное созревание личности только к двадцати годам, а в некоторых случаях и позднее. И до этого момента мы должны создавать условия, активно стимулировать и наблюдать развитие ребенка.

Во-вторых, нет ни одного раздела школьной программы, который оказался бы недоступным для ученика, добросовестно и регулярно выполняющего задания по предмету. Авторитетное свидетельство известного математика академика А.Н.Колмогорова гласит: «Необходимость специальных способностей для изучения и понимания математики часто преувеличивают…Обычные средние человеческие способности вполне достаточны, чтобы при хорошем руководстве или по хорошим книгам… усвоить математику, преподаваемую в средней школе.»

Но из всего этого совсем не следует, что всех учеников можно обучать одинаково легко. Здесь совершенно неодинакова мера «вложения труда». При самой лучшей организации методики обучения ученик будет продвигаться успешнее и быстрее в какой-нибудь одной области, чем в другой, а в одной и той же области одни ученики будут продвигаться успешнее и достигнут больших высот, чем другие. Эти параметры успеха непостоянны и не неизменны.

Способности не есть нечто раз и навсегда определенное, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения и нельзя заранее точно предвидеть, как далеко пойдет это развитие. Скорость мышления, объем памяти, темпы развития, трудолюбие, утомляемость, индивидуально-психологические различия – все это влияет на успешность обучения школьника. Объяснение различных успехов при прочих равных условиях следует искать в особенностях самого ученика.

К сожалению, современные формы контроля и оценивания знаний детей не всегда учитывают эти индивидуальные особенности. Доказано, что крайне неинформативна проверка знаний и умений в тестовой форме, автоматизированная обработка ответов, т.к.не показывает особенностей мышления ребенка. Получая «голый»  ответ на бланке мы не видим рассуждения, а значит не можем оценить логику человека. Кроме того, ограничение по времени отнимает возможность продемонстрировать свои способности детям с медленным, но глубоким характером освоения материала. А их знания, как правило более прочны и основательны.

Что касается определения, выявления способностей, склонностей к отдельным предметам, в частности к математике, конечно следует обращать внимание, когда школьник получает явное удовольствие от решения задач, меньше устает при равных объемах заданий по другим предметам, умеет самостоятельно рассуждать и доказывать, не повторяя чужих мыслей, может найти несколько решений задачи и выбрать более экономный. Важно, что быстрота выполнения заданий не играет особой роли. Мы видим детей, медлительных до крайности, но очень способных, и наоборот, быстро решающих на заданную тему, но не сохраняющих смысл и содержание пройденного.

И, конечно, зафиксировав определенные успехи в данный момент у ребенка, мы не можем рассчитывать, что именно в этой области знаний он добьется максимального результата. Нужно стремиться в возможной степени развивать все его способности, уделяя при этом внимание развитию ведущих(характерных для данного ученика)способностей, как основам его будущей профессиональной направленности.

 Следовательно нет и не может быть дилеммы – воспитывать способности или отбирать способных. Нужно и  то и  другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Как поддержать развитие способностей одарённого ребенка в школьных условиях"

Статья и презентация были подготовлены к выступлению на региональной конференции по теме "Одарённые дети", содержит материал из практики учителя русского языка Анисимовой О.В. и учителя истории Фатян ...

Статья «Развитие математических способностей детей первой младшей группы в процессе организации игровой деятельности».

В большинстве образовательных систем, со времен Древней Греции математическое образование играет ведущую роль, поскольку способствует развитию логики....

Консультация на тему «Игровые приемы в развитии математических способностей у детей с ЗПР»

Консультация послужит хорошим помощником в организации занятийИспользование игровых приемов сделают занятие интересным и доступным для детей....

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»

Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, психологов, воспитателей ДОУ, родителей...