ДОКЛАД по теме: «Развитие математических способностей учащихся при решении задачи С1»
материал по алгебре (10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Чернышевская СОШ Высокогорского района Республики Татарстан
ДОКЛАД
по теме:
«Развитие математических способностей
учащихся при решении задачи С1»
Выступила:
учитель математики
Мавлютова Ч. Х.
Октябрь, 2011 год
Задача С1 представляет собой уравнение или систему уравнений. Ключевым признаком этой задачи является необходимость отбора корней. Задача С1 ─ самая простая задача второй части ЕГЭ по математике. Решение этой задачи должно быть доступно любому прилежному ученику. В связи с этим возрастает роль учителя при подготовке учащихся к решению задачи С1.
Для решения задачи С1 нужно знать методы решения следующих уравнений: иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические.
Основная идея решения иррационального уравнения ─ освобождение от иррациональности, к которому приводят:
- Равносильные преобразования.
- Переход к уравнению-следствию (с обязательной проверкой корней).
- Замена переменной.
Основные методы решения показательных уравнений: метод группировки, метод разложения на множители, метод замены переменной.
Основная идея решения логарифмического уравнения ─ сведение его к одному или нескольким простейшим уравнениям следующими методами:
- Равносильные преобразования.
- Переход к уравнению-следствию.
- Разложение на множители.
- Замена переменной.
- Применение свойств функций.
Основная идея решения тригонометрического уравнения ─ сведение его к одному или нескольким простейшим уравнениям, каждое из которых легко решается с помощью единичной окружности. Существуют следующие виды и методы решения тригонометрических уравнений, а именно:
- Уравнения, сводимые к простейшим.
- Уравнения, решаемые с применением формул удвоенного аргумента.
- Уравнения, решаемые с применением формул преобразования суммы в произведение и произведения в сумму.
- Равенство двух одноименных тригонометрических уравнений.
- Понижение степени.
- Разложение на множители.
- Введение вспомогательного аргумента (замена переменной).
Решение тригонометрических уравнений связан с отбором корней.
Существуют следующие способы решения систем уравнений:
- Метод подстановки.
- Замена переменной.
- Метод алгебраического сложения (вычитания).
- Метод умножения (деления).
- Разложение на множители.
При решении систем, содержащих иррациональные уравнения, также освобождаются от иррациональности. Методы решения систем, содержащих показательные и тригонометрические уравнения, те же: алгебраическое сложение, замена переменной, подстановка.
В системах, содержащих тригонометрические уравнения, отбор корней связан либо с ограниченностью синуса, косинуса и тангенса, либо с наличием корней четной степени или алгебраических дробей. А в системах, содержащих показательные уравнения, такая особенность: при замене нужно учитывать положительность выражения a в степени f (x).
При решении систем логарифмических уравнений часто удается, избавившись от логарифма, заменить уравнения системы рациональными.
Итак, чтобы успешно решить задачу С1, учащиеся должны владеть основными методами решения как уравнений, так и систем уравнений. В частности, они должны знать методы решения тригонометрических уравнений и должны уметь отбирать корни. А успешный отбор корней связан со знанием числовой окружности. Поэтому с первых уроков изучения тригонометрии учитель должен вести целенаправленную работу, чтобы у учащихся были крепкие знания по числовой окружности. В дальнейшем, изучение всей тригонометрии должно быть связано с работой по числовой окружности.
Таким образом, роль учителя при подготовке к ЕГЭ состоит не в натаскивании учащихся к решению какой-либо задачи, а в детальном изучении каждой темы, так как при решении задачи С1 нужны знания по многим темам курса алгебры 10-11 классов.
Изучение тригонометрии, как правило, начинается с изучения единичной окружности. Я в своей работе уделяю очень большое внимание к изучению этой темы. В планировании на изучение единичной окружности уделяю достаточное количество часов. В своей работе я делаю акцент на то, чтобы учащиеся не занимались зубрежкой материала, а чтобы у них были крепкие знания по тригонометрии. Единичную окружность мы изучаем по макету, а учащиеся делают индивидуальные макеты. После каждой темы я задаю детям индивидуальные задания и принимаю у них зачет. Кроме этого, дети сами составляют тестовые задания с ответами. Впоследствии шаг за шагом, при изучении каждой темы мы обращаемся к единичной окружности. Иными словами, на каждом уроке мы обращаемся к единичной окружности. Большое внимание уделяю повторению формул тригонометрии, принимаю зачеты по формулам. Вся эта работа приводит к развитию математических способностей учащихся. Некоторые учащиеся начинают представлять единичную окружность и отвечать на вопросы. Только благодаря такой работе можно научить детей решать уравнения, вычислять значения тригонометрических функций, решать различные задачи по тригонометрии, в том числе задачи ЕГЭ.
При решении задачи С1 я стараюсь выбирать задания с каким-то «подвохом», различные по способу решения и содержанию. Некоторые задачи я задаю на дом. И делаю тщательный анализ каждой задачи. Всегда повторяем методы решения тригонометрических уравнений на конкретных примерах.
Подводя итоги, можно сказать, что только систематическая работа учителя позволяет научить детей решить задачу С1 и получить высокие показатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".
В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной деятельности для развития творческих способностей учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....
Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».
При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...
Доклад на тему: «Развитие мыслительной деятельности учащихся с недостатками слуха на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения»
Опыт, описанный в докладе будет интересен педагогам коррекционных школ первого и второго вида...
Применение математического моделирования в решении задач по физике.
Создание графических и математических моделей при решении задач по физике поможет приобрести более глубокое понимание физических законов и устройства окружающего мира. Станет отличным подспорьем для п...
Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».
*Влияние на познавательный интерес учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании ег...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...