Главные вкладки

    Программа предпрофильного курса МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
    элективный курс по математике (9 класс) на тему

    Козлова Зоя Александровна

    Курс предназначен дать обучающимся знание законов и логических форм мышления, сформировать навыки и умения, необходимые для релизации полученных знаний на практике

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Предпрофильный курс «Математическая(символическая) логика » рассчитан на17 часов, предполагает продолжение в 10-11 классах и позволяет учащимся 9-х классов оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Формирование логической культуры учащихся- важное условие гуманитаризации образования.  Логическая культура формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приёмов доказательного рассуждения.  

    Логическую культуру надо воспитывать. Её повышению эффективно способствует изучение основ логики.

    Соблюдение правил логики избавляет рассуждения человека от запутанности, обеспечивает доказательство истинных суждений и опровержение ложных. Правильному мышлению свойственны определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.                                                                                                                                                                                                                              

    Специфическим приёмом развития мышления является решение логических задач, логические и математические игры.

    Символическая логика отражает закономерность правильного мышления. С помощью аппарата математической(символической) логики мы можем отражать законы правильного мышления.

    Цель:

    Дать учащимся знание законов и логических форм мышления, сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике(на уроках математики, информатики, физики и др.) и в повседневной деятельности.

    Задачи:

    - способствовать созданию положительной мотивации обучения;

    - развивать у учащихся абстрактное мышление;

    - выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач.

    Учащиеся должны уметь:

    - записывать структуру суждений и ряды дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики;

    - находить отношения между математическими понятиями, используя круги Эйлера;

    - практически овладеть навыками аргументации, доказательства и опровержения;

    - выявлять логические ошибки;

    - решать логические задачи и занимательные задачи по логике;

    - применять полученные знания при самостоятельном выполнении заданий творческого характера.

    Содержание курса.

    Предмет и значение логики (2 часа)

    Предмет логика. Четыре смысла термина «логика». Формы познания. Формы чувственного познания. Ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления.

    Понятие (4 часа) 

    Понятие, как форма мышления. Существенные и несущественные признаки. Задачи на нахождение лишнего среди предметов, среди чисел. Логические приёмы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.  Отношения между понятиями. Определение понятий. Деление понятий.

    Суждения (высказывания) и элементарные логические операции над ними (6 часов)

    Понятие суждения. Простое суждение. Структура и виды суждений. Понятие логической операции. Операции высказываний: истинность и ложность высказываний, логические связки. Понятие о законах высказываний. Конъюкция высказываний. Дизъюнкция высказываний. Импликация высказываний. Эквивалентность высказываний. Отношение следствия.

    Законы логики суждений и структура математических доказательств (5 часов)

    О структуре математического доказательства. Различные виды теорем и их взаимосвязь. Прямые и обратные теоремы, обратные противоположной. Необходимость и достаточность.

        Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    Тема

    Дата по плану

    Дата фактич.

    1

    Предмет и значение логики.

    07.09

    2

    Формы познания.

    14.09

    3

    Понятие как форма мышления.

    21.09

    4

    Виды понятий.

    28.09

    5

     Отношения между понятиями. Решение задач.

    05.10

    6

    Определение понятий.  Деление понятий. Решение задач.

    12.10

    7

    О понятии суждений. Виды  суждений.

    19.10

    8

    Логические операции. Отрицание.

    26.10

    9

    Законы логики высказываний. Конъюнкция высказываний.

    09.11

    10

    Дизъюнкция высказываний.

    16.11

    11

    Импликация высказываний.

    23.11

    12

    Эквивалентность высказываний. Отношение следствия.

    30.11

    13

    Математические доказательства.

    07.12

    14

    Математические доказательства.

    14.12

    15

    Виды теорем и их взаимосвязь.

    21.12

    16

    Необходимые и достаточные условия.

    28.12

    17

    О понятии характеристического свойства.

    28.12

    Литература для учащихся:

    1. Р.Ф. Соболевский «Логические и математические игры»

    2. А.Д. Гетманова «Логические основы математики»

    Литература для учителя:

    1. А.Д. Гетманова. Методические рекомендации «Логические основы математики» , Дрофа, М. 2006.
    2. Ю.М. Колягин. Основные понятия современного школьного курса математики. М. Просвещение.
    3. И.Н. Антипов, Н.Я. Виленкин. «Избранные вопросы математики», М. Просвещение.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

    Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

    Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

    В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

    Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

    Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

    Рабочая программа дисциплины "Элементы математической логики"

    Рабочая программа дисциплины "Элементы математической логики" для студентов специальности 233015 Программирование в компьютерных системах по ФГОС...

    Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

    Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

    Программа курса математической логики

    Элементы математической логики рассматриваются и в школьном курсе математики, и в курсе информатики. Умение же логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы ...

    Программа внеурочной деятельности "Математическая логика"

    Программа расчитана на один год обучения в объеме 34 часа на учащихся в возрасте 11-12 лет....