Урок-путешествие по математике к "Острову натуральных чисел" по теме "Упрощение выражений"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Аверкина Елена Витальевна

Урок содержит не только математические задачи, но и игровые элементы, и исторические справки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_5_klass.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по математике к «Острову натуральных чисел» в 5 классе по теме «Упрощение выражений».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения по применению распределительного   свойства умножения относительно сложения и относительно вычитания при упрощении выражений.

Развитие вычислительных навыков, умений и навыков логического мышления, памяти; навыков применения рациональных способов решения задач и уравнений; повышение интереса к предмету.

Воспитание внимательности, взаимовыручки, коллективизма.

Эпиграф урока: …Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.

      Б. Паскаль.

Наглядные пособия: Плакат с эпиграфом, карта «Путешествие к острову натуральных чисел» (магнитная доска: корабль, две акулы, коралловые рифы, остров с числами), устные упражнения, ответы на предложенный учащимся тест в электронном виде, распределительное свойство умножения на доске.

Ход урока:

  1. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Завершая изучение темы «Упрощение выражений», мы отправимся с вами в путешествие на этом прекрасном корабле с алыми парусами к острову натуральных чисел, в котором нас ждут серьёзные испытания.  Если эти испытания мы преодолеем, то можно считать, что трудности в изучении нашей темы мы преодолели.

А что такое натуральные числа?

Что мы знаем про число «0»?

Сообщение ученика: (историческая справка)

Что такое «ничего»? Пустое место. Но есть несколько версий об обозначении «ничего» цифрой. Разные значки для обозначения «ничего» были придуманы и в Древнем Вавилоне, и среди индейцев майя в Америке, и только кто-то из мудрецов Индостана обозначил «ничего» кружком, которым пользуется весь мир до сих пор. Так появился ноль. Ноль – число, само по себе примечательное. К какому числу его не прибавь, число не изменится. На какое число его не умножь, будет снова ноль. Сам он делится на любое число. Зато делить на него нельзя: разве можно разделить что-то на ноль частей? Если бы это удалось, как из ноля частей сложить вновь то, что мы разделили? Чтобы избежать этих неприятностей, деление на ноль запретили.

Ученик:

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим,

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что ноль ничто.

С двумя нулями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки – целых двести.

  1. Устно:

Мне надо выяснить вашу готовность к испытанию.

  1. Цепочка: (51/17)80+160-50)*2= 700
  2. Решите анаграммы: муженеони (умножение), ослич (число), трапа (парта),  Какое слово лишнее?
  3. Картинка: 5 в квадрате, 9 в кружочке, 6 в треугольнике (показать 3 секунды)

ответить на вопросы:

Какое число лежит между двумя другими?

Чему равна сумма чисел?

В какой фигуре число «5»?

  1. Повторить свойства умножения, Для чего нам эти свойства нужны?

Итак, вы готовы. Но готов ли ваш корабль? Нам необходимо проверить исправность корабля и устранить все неполадки.

Найти ошибки:

24x+1=25х;

28*73-28*63=28(73+63);

4*20=24х.

Корабль к выходу из гавани готов! Ваши тетради – это судовые журналы! Оформили записи в тетрадях: дата, тема.

  1. Закрепление:
  1. Нам надо узнать, сколько времени продлится наше путешествие? Решить уравнение.

Вопросы: Что такое уравнение?

                  Что значит решить уравнение?

                  Что такое корень уравнения?

  1. Экипажу предстоит рассчитать, сколько километров флотилия должна проплыть? Решить задачу с помощью уравнения.
  2. У нас на пути гигантские акулы. Чтобы их уничтожить, нам предлагают составить по предложению два уравнения и решить их.
  3. Что мешает нам подойти к острову? (Рифы) Что такое рифы? Чтобы благополучно обойти рифы, решим задачу на части.
  1. Тест.

Последняя наша задача – найти спокойную бухту, куда причалит наш корабль.

На столе приготовлены   двух вариантов и карточки для ответов. (Тест рассчитан на 4 минуты)

Посмотрим, с какими результатами мы высаживаемся на остров натуральных чисел.

(Выставить оценки за ответы у доски. Выяснить предварительные результаты тестирования.)

  1. Заключение.

Мы на острове. Что мы здесь видим? (Сундук с числами).

А что случилось с числом 13? (Его выкинули.)

Почему? (Чертова дюжина.)

Учитель:

Англичанин Симпсон, проживающий на 13 этаже в 13 квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13-ого числа. Он пошёл на матч и с горя все свои сбережения поставил на одного из игроков. Симпсон выиграл 91000 долларов (6000000 рублей).

 

Ученик: Мы не верим суеверьям,

                  Числам всем открыты двери.

                 И с числом 13

                 Нам нельзя расстаться.

1 ученик: Почему торжественно вокруг?

   Слышите, как быстро смолкла речь?

  Это о царице всех наук

   Мы вели сегодня с вами речь.

2 ученик: Не случайно ей такой почёт.

                  Это ей дано давать советы.

                  Как хороший выполнить расчёт

                  Для постройки здания, ракеты.

3 ученик: Есть о математике молва,

                  Что она в порядок ум приводит.

                  Потому хорошие слова

                  Часто говорят о ней в народе.

4 ученик: Ты нам, математика, даёшь

                   Для победы трудностей закалку.

                  Учится с тобою молодёжь

                   Развивать и волю, и смекалку.

5 ученик: И за то, что в творческом труде

                  Выручаешь в рудные минуты,

                  Мы сегодня искренне тебе

                  Посылаем гром аплодисментов.

Учитель: О, ученики времён!

                  Дружней вас не сыскать!

                  Урок сегодня завершён,

                  Но каждый должен знать:

                  Познание, упорство, труд

                  К успеху в жизни приведут!

Записали домашнее задание. Спасибо! Урок окончен.

Тест.

1 вариант. (2 вариант)

  1. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом в 2 раза больше. Сколько кг картофеля было в двух мешках? а) х; б) 2х; в) 3х.  (В одной пачке было у тетрадей, а в другой пачке в 3 раза меньше. Сколько тетрадей было в двух пачках? а) 3у; б) 3+у; в) 4у.)
  2. Вася решил а задач, а Миша – на 4 задачи больше. Сколько задач решил Миша? а) 4а; б) а+4; в) а-4. (Таня съела  m конфет, а Лена – на 5 конфет меньше. Сколько конфет съела Лена?  а) 5m;  б) m-5;  в) m+5.)
  3. Даны два выражения:

9*(856+342) и 9*856+9*342. (7*(785-685) и 7*785-7*685.)

Какое выражение больше? а) равны; б) первое; в) второе.

  1. Решите уравнения:

2х+6х=72;  (11х-3х=88.)

а) 64;  б) 8; в) 9.  (а)80; б) 9; в) 11.)

5. Составьте уравнение:

5х больше 3х на 18. (3а меньше 8а на 15.)

а) 5х+3х=18; б) 3х-5х=18; в) 5х-3х=18. (а) 3а+8а=15; б) 3а-8а=15; в) 8а-3а=15.)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну математики

Урок: Путешествие в страну математикаСистематизация и обобщение изученного   материала за курс 6-го класса. (Урок проводится в конце учебного года.)Цель путешествия:- выработать умение слуша...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии.Тип урока: Интегрированный.Форма: Урок-путешествие.Цели урока:·         Повторить содержание важнейших понятий ...

урок -путешествие по учебнику математики С.А. Козловой, А.Г.Рубина 5 класс

урок по теме: "Умножение дробей"  для 5 класса построен в виде путешествия, в рамках технологии проблемного обучения...

Презентация к уроку "Путешествие по стране "Математика"

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"...

Конспект урока "Путешествие в сказку" (Действия с натуральными числами) 5 класс

Урок математики  в нетрадиционной форме с приложением тематической презентации....