Программа элективного курса "Математика: подготовка к ОГЭ"
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Кермякова Ольга Львовна

Элективный курс "Математика: подготовка к ОГЭ" разработан для учащихся 9-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_matematika._podgotovka_k_oge.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

с углубленным изучением восточных языков и культуры

города Южно-Сахалинска

Рабочая программа

элективного курса «Математика: подготовка к ОГЭ»

(наименование учебного предмета/курса)

для основного общего образования

(уровень, ступень образования)

2016-2017 уч. год

(срок реализации программы)

Программа разработана: на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы по учебному предмету «Математика»

Кермяковой Ольгой Львовной, учителем математики

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

г. Южно-Сахалинск

2016 г.


Пояснительная записка

        Переход старшей школы на профильное обучение определил необходимость введения предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. От определения дальнейшего направления учебной деятельности зависит не только выбор экзаменационных дисциплин, но и дальнейшие перспективы продолжения образования после окончания школы. Предпрофильная подготовка дает возможность сделать этот выбор осознанно. Одна из ее составляющих – элективный курс – предоставляет возможность не только расширить и углубить знания учащихся или компенсировать недостатки обучения по предмету, но и выбрать индивидуальную образовательную траекторию, осуществить профессиональное самоопределение. Экзамен по математике является обязательным этапом прохождения ГИА. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы контроля знаний, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В связи с тем, что в программе школьного курса математики не отведены отдельные часы на подготовку  к аттестационным испытаниям, целесообразно дополнить эту подготовку во внеурочное время. Оптимальной формой подготовки к экзамену по математике является элективный курс.

Элективный курс «Математика: подготовка к ОГЭ» помогает школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных возможностей, развивая способности прогнозирования результатов своей деятельности. А так же может быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей.

Цели элективного курса:

  1. Подготовка учащихся к дальнейшему выбору направления обучения (профиля).
  2. Формирование УУД, необходимых для успешной подготовки к сдаче экзамена.
  3. Подготовка учащихся к аттестационному испытанию по математике.
  4. Развитие мотивации учащихся для успешной самореализации в изучении предмета.
  5. Выявление и развитие математических способностей обучающихся.

Задачи элективного курса:

  1. Углубить и расширить знания учащихся в предметной области «математика» за курс 5-9 классов.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся по математике.
  3. Компенсировать недостатки обучения.
  4. Сформировать знания о специфике сдачи экзамена по математике в форме ОГЭ, технологиях решений заданий КИМ.
  5. Создать условия для мотивированного перехода учащихся от обучения к самообразованию.
  6. Создать положительный психоэмоциональный настрой учащихся перед экзаменом.

Данный элективный курс адресован ученикам 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 ч из расчета 1 ч в неделю. Срок реализации курса 1 год. Программа реализуется в два этапа. Первый – обязательный для изучения всеми, кто выбрал этот курс. Второй этап  состоит из разделов, содержащих материал, дополняющий и углубляющий основную часть курса, и разделов, продолжающих основную часть. Каждый ученик может самостоятельно выбрать дальнейшую траекторию освоения программы курса. Благодаря такому подходу, работа получает прочный фундамент, приобретает реальный смысл. Заметно увеличивается возможность  работать с сильными учениками.

Изучение элективного курса предполагается проводить в коллективной форме. Теоретический материал предполагается изложить в форме лекций, бесед. При проведении лекции возможно обсуждение возникающих по ходу изложения материала вопросов. Для организации работы учащихся на практических занятиях будут использованы индивидуальная, парная и групповая формы обучения. С целью развития навыков самообразования, удовлетворения индивидуальных интересов учеников и развития самостоятельности предлагаются домашние тренировочные и контрольные работы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования задач различного уровня сложности, так на основе различной степени самостоятельности осваивания материала.

Предполагаемые результаты.

  • личностные:
  • сформированность осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории;
  • сформированность мотивации к изучению математики;
  • готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками в образовательном процессе;
  • умение выполнять самооценку своих достижений и планировать свою дальнейшую деятельность;
  • устойчивый положительный психоэмоциональный настрой перед экзаменами;
  • предметные:
  • владение аппаратом решения различных уравнений, неравенств;
  • владение аппаратом преобразования числовых и алгебраических выражений;
  • владение аппаратом функциональных зависимостей и их преобразований;
  • владение аппаратом решения текстовых задач, задач геометрического содержания;
  • умение пользоваться математическими формулами;
  • метапредметные:
  • умение выполнять переход от частного к общему;
  • овладение общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
  • усвоение основных приемов мыслительного поиска, умение проводить аргументированные рассуждения, логические обоснования, выводы;
  • выработка умения самоконтроля времени выполнения заданий, оценки трудности заданий и разумного выбора;
  • умение использовать разнообразные информационные источники для подготовки к занятиям, выбирать нужный материал;

Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводится на каждом занятии благодаря наблюдению учителя за работой учеников, использованию самостоятельных работ, консультаций.

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение знаниями о специфике сдачи экзамена по математике в форме ОГЭ, технологиях решений заданий КИМ

2

Числовые выражения

2

0,5

1,5

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

Актуализация вычислительных навыков

3

Преобразования алгебраических выражений

3

0,5

2,5

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

Развитие  навыков тождественных преобразований

4

Уравнения.

2

0,5

1,5

Беседа, работа в парах, индивидуальная работа

Умение решать уравнения различных видов, различными способами

5

Неравенства. Системы неравенств

1

0,5

0,5

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

Умение решать неравенства различных видов, различными способами

6

Функции. Графики

1

0,5

0,5

Мини-лекция, групповая работа

Обобщение знаний о различных функциях и их свойствах, умение строить и читать графики функций

7

Геометрические фигуры и их свойства

2

0,5

1,5

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами

8

Окружность

2

0,5

1,5

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

Умение решать задачи с окружностью

9

Площади фигур

2

0,5

1,5

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа

Умение находить площади различных фигур

10

Обобщающее повторение первой части

1

1

Тестирование

Умение выполнять  задания первой части за минимальное время

11

Различные методы решения уравнений, систем уравнений, систем неравенств

3

0,5

2,5

Мини-лекция, работа в парах, индивидуальная работа

Развитие навыков преобразования алгебраических выражений, умение решать уравнения, системы уравнений, системы неравенств различными методами

12

Преобразования степенных выражений

1

0,5

0,5

Мини-лекция, индивидуальная работа

Развитие навыков преобразования степенных выражений

13

Текстовые задачи

4

1

3

Мини-лекция, групповая работа, индивидуальная работа

Умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами

14

Геометрические задачи

2

0,5

1,5

Мини-лекция, групповая работа, индивидуальная работа

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами

15

Построение графиков функций. Исследование математических моделей

2

0,5

1,5

Мини-лекция, групповая работа, индивидуальная работа

Умение строить графики функций (квадратичной, с модулем и др.), исследовать построенные модели

16

Геометрические задачи на доказательство

2

0,5

1,5

Мини-лекция, индивидуальная работа

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

17

Обобщающее повторение

3

3

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста ГИА

Содержание курса

  • Вводное занятие: ознакомление с экзаменационной работой, КИМ, справочными материалами, критериями оценивания, методическими рекомендациями по подготовке к экзамену, процедурой проведения экзамена, ресурсами по подготовке к экзамену.
  • Числовые выражения: арифметические действия с целыми числами, десятичными и обыкновенными дробями, степенями, сокращение числовых дробей, порядок действий с числами, свойства действий с числами.
  • Преобразования алгебраических выражений: числовое значение буквенного выражения, допустимые значения, тождественные преобразования, формулы сокращенного умножения, действия с многочленами и алгебраическими дробями, разложение многочлена на множители.
  • Уравнения: корни уравнения, допустимые значения, решение линейных, квадратных и неполных уравнений.
  • Неравенства. Системы неравенств: свойства числовых неравенств, решение линейных и квадратных неравенств, решение систем неравенств.
  • Функции. Графики: график и свойства линейной функции, квадратичной функции, обратной пропорциональности, функции модуля, функции квадратного корня, чтение графиков.
  • Геометрические фигуры и их свойства: угол, прямой и развернутый углы, вертикальные и смежные углы, биссектриса и ее свойства, параллельность прямых, треугольник, высота, медиана, сумма углов треугольника, равнобедренный треугольник и его свойства, прямоугольный треугольник, теорема Пифагора, многоугольники (параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция), их свойства и признаки.
  • Окружность: центральный и вписанный углы, градусная мера дуги окружности, касательная к окружности и ее свойства, вписанная и описанная окружности.
  • Площади фигур: площадь и ее свойства, площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, прямоугольного треугольника, ромба, трапеции.
  • Обобщающее повторение первой части: задания первой части экзаменационной работы по математике.
  • Различные методы решения уравнений, систем уравнений, систем неравенств: метод подстановки, метод разложения на множители, метод возведения в степень, примеры решения уравнений высших степеней, решение систем линейных уравнений методами подстановки и алгебраического сложения, решение простейших нелинейных систем, решение систем неравенств.
  • Преобразования степенных выражений: понятие степени, свойства степеней и их применение для преобразований выражений.
  • Текстовые задачи: решение задач на движение в одном направлении, противоположных направлениях, на движение по воде, на работу, на растворы и смеси, движение по окружности.
  • Геометрические задачи: подобие треугольников, признаки подобия, теорема Фалеса, синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника, решение прямоугольных треугольников, основное тригонометрическое тождество, теорема косинусов и теорема синусов, сумма углов выпуклого многоугольника, правильные многоугольники
  • Построение графиков функций. Исследование математических моделей: выделение полного квадрата трехчлена, построение параболы, гиперболы, графиков кусочно-заданных функций, графиков функций, содержащих модуль, исследование взаимного расположения прямой и графика нелинейной функции.
  • Геометрические задачи на доказательство: повторение свойств, признаков геометрических фигур, признаков равенства и подобия треугольников, решение задач на доказательство.
  • Обобщающее повторение: работа с полным объемом текста экзаменационной работы.

Методические рекомендации

При выборе методов и форм обучения необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, степень развития и саморазвития. Обучение должно быть построено на принципах сотрудничества, «от простого к сложному», интерактивности, личностно-деятельностного подхода. Элективный курс как форма внеурочной деятельности учащихся предполагает использование таких методов обучения как:

  • обзорные и установочные лекции с элементами беседы, дискуссии;
  • самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы с последующей презентацией результатов изучения;
  • информационная поддержка с помощью видеофильмов, электронных тестов, Интернет-ресурсов.

На всех типах занятий учащимся необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. Учить работать с тестами в режиме «скорости». Учить максимально использовать запас знаний, применять «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для ускорения получения ответа.

Литература

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика 2014 Учебное пособие. / А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров. – М.: Интеллект-Центр, 2014.  

Учебники математики для 5 и 6 классов. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др. – М.: Мнемозина, 2015.

Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Учебник. Задачник / А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина и др. – М.: Мнемозина, 2014.

Учебник «Геометрия 7-9» / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2014.

Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Интернет-ресурсы:

http://www.fipi.ru/

http://alexlarin.net/, http://alexlarin.com/

https://oge.sdamgia.ru/

http://егэша.рф/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию".

Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ....

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» для обучающихся 11 класса

Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых задани...

Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех пре...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознания

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех пре...

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ. Письмо"

По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах речевой д...