Внеклассное мероприятие по математике "Последний герой"
методическая разработка по математике (5, 6 класс) на тему

Ткаченко Сергей Николаевич

Внеклассное мероприятие по математике "Последний герой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledniy_geroy.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по математике "Последний герой"

Мероприятие разработано учителем математики Ткаченко Сергеем Николаевичем, МБОУ СОШ №11 х. Южного Курганинского района Краснодарского края

Цели:

 образовательная: закрепление математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и при изучении смежных дисциплин.

развивающая: развить умение работать  с линейкой, транспортиром и циркулем; анализировать условия задачи; познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

воспитательная: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний; развивать коммуникативные способности учащихся.

Формируемые УУД:

познавательные: формирование у игроков символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии;

регулятивные:  умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий, умение ставить перед собой учебную задачу; умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и  его продукта;  прогнозирование результата и уровня усвоения; осознание уровня и качества усвоения результата

коммуникативные: формирование компетентности в общении, умение правильно формулировать вопросы, выслушивать, анализировать, оценивать другую точку зрения, структурировать и записывать собранные данные, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

личностные: готовность и способность игроков к саморазвитию и личностному самоопределению, сформировать  их мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Участники и их количество: учащиеся 5 класса, участвуют 2 команды (количество  участников зависит от количества испытаний в игре), данный вариант игры предлагает провести ее в одном классе (30 человек), 2 команды по 7 человек.

Место проведения: кабинет математики (если 1 класс) или актовый зал (если параллель)

Оборудование: компьютер,  проектор, экран, конвертики с примерами, тесты, шифровки, ватманы с таблицами, разрезанные геометрические фигуры (зеленый квадрат, синий прямоугольник), 34 бейджа  (7-зеленый квадрат и № 1-7; 7-синий прямоугольник и №1-7; 10-АРХИМЕДЫ и №1-10), слайды с картинками из учебника, листы в клетку, фломастеры, линейки 5 шт, карандаши 5 шт, ластики 5 шт, ручки 30 шт,  рыбки с задачами и скрепками, удочки с магнитами, стаканы 3 шт,  ложки 3 шт, мензурка, сосуд (ведерко) с водой, подсвечник со свечей, спички, маленькие листочки бумаги, 2 сосуда для голосований.

Правила игры: Мы проживем одну «робинзонаду» не за 45 дней, а 45 минут. И последний герой у нас обязательно будет. И мы узнаем о нем сегодня. Приз для последнего героя останется сюрпризом до конца игры.

План подготовки

  1. Дать задание ученикам за неделю нарисовать «Остров математики» (формат  А 4).
  2. Красочно оформить кабинет.
  3. Подобрать музыку.
  4. Подготовить бейджи.
  5. Распечатать задания.
  6. Подготовить ватманы с заданием.
  7. Приготовить все для «рыбалки»: удочки с магнитами, рыбки на скрепках с уравнениями и задачами, аквариум.
  8. Приготовить оборудование: стаканы, ложки, мензурки, линейки, циркули, карандаши, стёрки, транспортиры, фломастеры, ручки, листы для черновиков, листки для голосования, сосуды  для голосования, подсвечник, свеча, спички.
  9. Собрать перед проведением игры рисунки и отсканировать их для презентации.
  10.  Выбрать из «слабых»  учеников двух помощников.
  11. Подготовить оценочные листы для жюри.

                                            Ход игры

Звучит песня «Последний герой» (группы «БИ-2») из одноименного телевизионного проекта. На экране эмблема.

Ведущий: Друзья мои! Сегодня на нашем острове «Математика» собрались смелые, отважные люди, которых не пугают ни какие трудности. Они любят математику и готовы к любым испытаниям. Я знаю, что вы верите, в удачу и готовы помериться силами друг с другом. Сейчас мы выберем команды, а пока я представлю вам жюри нашей игры:

Председатель:____________________________________________________________________

Члены жюри:1___________________________________________ учитель математики

                           2___________________________________________  учитель математики

                           3___________________________________________ ученик _____ класса

                           4___________________________________________ ученик _____ класса

Итак для того чтобы попасть в команду надо решить  за 3 минуты 25 примеров.

Раздаются помощником конвертики с примерами, по сигналу все вскрывают конвертики и начинают решать.

Первые 14 человек правильно решившие примеры становятся участниками игры и получают от второго помощника цветную (синюю или зеленую) геометрическую фигуру.

Ведущий: И так вот мы и определили участников игры, их 14 человек, им надо, поделится на племена.

Ведущий: У вас у каждого в руках геометрическая фигура. Вам надо из них собрать другую, большую и одного цвета.  Та группа, которая быстрее выполнит  задание, получает 1 балл.

Вот у нас и получилось два  племени. «Зеленый квадрат» и «Синий прямоугольник». Попрошу помощников раздать бейджи игрокам.

Испытание 1. «Тесты»[1]

Ведущий: У меня на столе лежат билеты с заданиями, в которых даны четыре ответа для выбора, среди которых один верный. Вы поочередно должны вытянуть билет, громко прочитать его и дать устный ответ. Оценивание происходит так: если дан ответ с первой попытки-5 баллов, со второй попытки-3 балла, с третьей-1 балл.

Из игры в каждой команде выбывает тот, кто наберет меньшее число баллов.

Каждое племя строится и выполняет задание.

(Осталось 12 игроков)

Испытание 2.  «Шифровка»[2]

Ведущий: Первое испытание заключается в том, что вам нужно суметь прочитать слова, которые зашифрованы. Победит та команда, которая первой сумеет прочитать как можно больше слов. Время на расшифровку 5 минут. Проигравшая команда расстанется с одним игроком.

Помощники раздают командам задание. Удар гонга.

Ведущий: Пока команды выполняют задание у меня просьба к зрителям. Мы сейчас посмотрим рисунки ребят на тему «Остров математики» и я вас попрошу  тайно проголосовать за понравившийся вам рисунок. Для этого укажите на листочке № понравившегося вам рисунка.  Помощники пройдут по рядам с чашей для голосования, а члены жюри подсчитают голоса и в конце игры огласят победителя конкурса.

На экране показывается слайдшоу из рисунков ребят.

Удар гонга. Ведущий считает правильно разгаданные слова.

Ведущий: Теперь мы знаем, кто хорошо знает определения, кто внимательно читал учебник «Математика 5». Одно плохо-с кем- то из вас придется сейчас расстаться. Победившей команде можно, расслабится.  Проигравших прошу к жертвенному огню.

Удар гонга. Зажигается свеча.

Ведущий: Каждый из вас наедине с огнем должен принять решение. На листочках вы должны написать №  игрока, который покинет игру.

Участники подходят к столу и пишут № игрока. Помощник достает листочки и передает жюри, которое считает голоса и объявляет № игрока,  покидающего игру.  

Ведущий: Решение принято.

Звучит удар гонга. Помощник гасит свечу.

(Осталось 11 игроков)

Испытание 3. «Кто быстрее?»[3]

Ведущий: Следующее задание, кто быстрее заполнит таблицу на ватмане. Время на испытание 4 минуты, завершается испытание по сигналу гонга.

Звучит удар гонга.  Испытание началось.

Ведущий: Уважаемые зрители теперь вопрос к вам: Почему-то число 7 очень полюбилось народу и вошло в его песни и поговорки. Итак, кто больше сможет назвать поговорок с числом 7? Самый активный получит приз.

Седьмой квас на гуще

Семеро капралов, да один рядовой.

Семеро не один, в обиду не дадим.

Семеро одного не ждут.

Семеро одну соломинку подымают.

Семеро по зайцам, а шкурки нет.

Семеро с ложкой, а один с сошкой.

Семь бед — один ответ.

Семь верст до небес, и все лесом.

Семь верст киселя хлебать.

Семь верст не крюк (...не околица).

Семь дел в одни руки не берут.

Семь деревень, а лошадка одна.

Семь лет мак не родил, а голода не было.

Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.

Семь перемен, а все редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.

Семь раз отмерь — один отрежь.

Семь раз, по-твоему, да хоть раз, по-моему.

Семь рек осушила, холста не смочила.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки — врозь.

Семь четвергов, и все в пятницу.  

Звучит удар гонга.  Испытание закончилось.

Жюри определяет самого активного зрителя и вручает приз.

Затем ведущий вместе со зрителями считает число правильных ответов. Для этого на экране показывается таблица с правильными ответами. То племя, у которого меньше число правильных ответов проиграло. Оно выбирает выбывающего игрока у жертвенного огня.

(Осталось  10 игроков)

Ведущий: Друзья мои вас остается все меньше и меньше. Пришла пора объединится, чтобы вместе выжить. А вот в борьбе за место под солнцем, то есть за главный приз, каждый теперь будет биться в одиночку. Итак, ваше племя теперь называется «Архимеды». Прошу снять ваши эмблемы и номера и надеть новые, объединяющее вас в одно племя. Время идет страсти накаляются. В следующем испытании лишь силой знаний можно завоевать себе личный оберег и остаться в игре. Итак вас ждет четвертое испытание-«Знатоки учебника». Вам предлагаются билеты с рисунками из учебника. Вы берете билет и объясняете изображенный рисунок. Каждому из вас достанется два билета. Проиграет тот, кто даст неверное объяснение. Время выполнения 5 минут.

Испытание 4. «Знатоки учебника»[4]

Звучит удар гонга.  Испытание началось.

Ведущий: Друзья мои, зрители и болельщики, пока команды выполняют задание, я хочу вас познакомить с открытием поразительной красоты.

Представим себе поверхность и сидящего на ней муравья. Удастся ли муравью доползти до обратной стороны поверхности – образно говоря, до её изнанки, - не перелезая через край? Конечно же, нет!

Первый пример односторонней поверхности, в любое место которой может доползти муравей, не перелезая через край, привел Мёбиус в 1858г.

Август Фердинанд Мёбиус[5] (1790-1868) – ученик «короля» математиков Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие, кому математика обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. И Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX века.

В возрасте 68 лет Мёбиусу удалось сделать открытие поразительной красоты. Это открытие односторонних поверхностей, одна из которых – лист Мёбиуса (или лента). Мёбиус придумал ленту, когда наблюдал за горничной, неправильно одевшей на шею  свой платок.

Изготовим лист Мёбиуса: возьмите бумажную полоску – длинный узкий прямоугольник АВС (удобные размеры: длина 30 см, ширина 3 см). Перекрутив один конец полоски на 180º, склейте из нее кольцо (точки  А и С, В и D). Модель готова.  Лист Мебиуса преподнесет вам сюрприз, если вы попытаетесь его разрезать. Разрежьте лист по центральной линии. Что у вас получилось? Вместо того, чтобы развалиться на два куска, лента разворачивается в длинную связанную замкнутую полоску. Полученную после первого разреза ленту снова разрежьте по центральной линии. Перед последним сжатием ножниц попробуйте угадать, что будет?

На экране слайд шоу.

Звучит удар гонга.  Испытание закончилось.

Ведущий: В игре останется 5 первых, правильно давших ответ. Прошу жюри определить пятерку сильнейших.

Испытание 5. «Экспериментальное»

Ведущий: Теперь вас пятеро, и каждый из вас желает стать последним героем. Но игра есть игра. У аборигенов, живущих на этом острове, есть одна история, рассказанная римским архитектором Витрувием, Архимед, решая задачу царя Гиерона о золотой короне, как то пришел в баню и там, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекает такое количество воды, каков объем его тела, погруженного в ванну. Выяснив ценность этого факта, он, недолго думая выскочил с радостью из ванны. Он бежал  домой голым и громко и кричал одно и то же по-гречески: «Эврика, эврика!» (Нашел, нашел!) Сейчас вас ждет пятое испытание - «Экспериментальное». Вы выступите в роли первооткрывателей. Ваша задача - из имеющегося оборудования выбрать то, что потребуется вам для решения поставленной задачи. Задание на 5 минут.

Помощники приносят листы с заданием. Звучит удар гонга.  Испытание началось.

Ведущий: Ну а сейчас попросим жюри подвести итоги конкурса рисунков и объявить победителя.

 

Звучит удар гонга.  Испытание закончилось. Остается тройка первых справившихся с заданием.

Ведущий: На этом состязании фортуна отвернулась от игроков под номерами, №__ и №__. Они покидают остров прямо сейчас. Вас осталось трое. Обидно уходить с острова, когда до финала рукой подать. Но третий должен уйти. Такое правило. Вот только кто из вас станет этим третьим? Это мы узнаем очень скоро. Итак шестое испытание-«Кто ловчее?».

Испытание 6. «Кто ловчей?»

Ведущий: Вы должны добыть как можно больше воды (наносить ее ложкой в стакан). Время на выполнение 2 минуты.

Помощники с помощью мензурок определяют у кого меньше всего воды. Итоги и прощание с проигравшим игроком.

Ведущий: Вот мы с вами и дошли до финала. Через несколько минут станет известно, кто из вас последний герой. На мой взгляд, вы оба уже герои, потому что сумели в жесткой борьбе остаться в живых и выйти на финальную прямую. Но правила нашей игры диктуют свои условия – герой может быть только один. Итак, последнее седьмое испытание.

Испытание 7.  «Рыбалка»[6]

Помощники выносят аквариум с рыбками и удочки.

Ведущий: Итак, последнее испытание, игроку надо поймать рыбку и на доске решить задание, до первого проигрыша или кто быстрее.

 

Ведущий подводит итоги и объявляет победителя.

Жюри награждает победителя игры. Вручает приз. Так же вручаются благодарственные письма помощникам.

Использованная литература:

1. Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассное мероприятие для 5-6 классов «Математическая рулетка». Швиммер Галина Евгеньевна. http://festival.1september.ru/articles/526545

2.  Сайт Предметные внеклассные мероприятия. Внеклассное мероприятие по математике и информатике "Занимательный калейдоскоп" для учащихся 5-9 классов (учитель математики  и информатики Оводова Е.Г.). http://school-morocco.narod.ru/DswMedia/kaleydoskop.rar

3. Изображение рыбки: http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=azdUkSlmpzmw-M&tbnid=olF7irwQKeVNLM:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fclubs.ya.ru%2F4611686018427463759%2F&ei=sHxOUuyDLYT54QS7roDoCQ&psig=AFQjCNHNPgPrOMZGj51wbJN2jED__pEDSw&ust=1380961819412024

4. Уравнение 5 класс - Школьный помощник. http://school-assistant.ru/?predmet=matematika&theme=uravnenie

5. «Математика. 5 класс»: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я., В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-31-е изд., М.: Мнемозина, 2013.

6.  http://900igr.net/kartinki/geometrija/List-Mjobiusa/008-Mjobius-Avgust-Ferdinand.html

7. Сборник диагностических работ по математике для 5-6 классов, под редакцией Р.Б. Копелевич « Просвещение-Юг» Краснодар 2010.

8.Тетрадь для повторения «Математика на досуге 5-6 класс», часть 1, автор-состовитель Валерия Николаева. «Просвещение-Юг» 2013.


[1] Сборник диагностических работ по математике для 5-6 классов,под редакцией Р.Б. Копелевич « Просвещение-Юг» Краснодар 2010

[2] «Математика. 5 класс»: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я., В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-31-е изд., М.: Мнемозина, 2013.

[3] 1. Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассное мероприятие для 5-6 классов «Математическая рулетка». Швиммер Галина Евгеньевна. http://festival.1september.ru/articles/526545

2.  Сайт Предметные внеклассные мероприятия. Внеклассное мероприятие по математике и информатике "Занимательный калейдоскоп" для учащихся 5-9 классов (учитель математики  и информатики Оводова Е.Г.). http://school morocco.narod.ru/DswMedia/kaleydoskop.rar

[4] «Математика. 5 класс»: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я., В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-31-е изд., М.: Мнемозина, 2013.

[5] http://900igr.net/kartinki/geometrija/List-Mjobiusa/008-Mjobius-Avgust-Ferdinand.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по предметам естественно-математического цикла "Последний герой"

Это игра проводится как внеклассное мероприятие по предметам естественно-математического цикла. Включает в себя ряд заданий из разных областей: математики, биологии, географии, информатики....

Внеклассное мероприятие Открытое заседание клуба: «Строгановское наследие» Тема: Павел Александрович Строганов – герой Отечественной войны 1812 года.

Внеклассное мероприятие проводиться в виде классного часа и показывает результат определенного периода работы клуба " Строгановское наследие". Проводиться в виде демонстрации материала, полученного в ...

"Последний герой" (внеклассное мероприятие по русскому языку)

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Последний герой" Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов. Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Презентация к внеклассному мероприятию "Последний герой"

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку и литературе для 7 класса "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие. Игра "Последний герой".

Внеклассное мероприятие по математике проводится  по аналогии телевизионной игры Последний герой. В игре участвуют две команды, которые в течение 48 минут состязаются друг с другом в решении мате...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»

Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....