Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Власкина Наталья Викторовна

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-познавательной  компетентности учащихся

на уроках математики

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения,

-классификация объектов

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Действия учителя позволяющие сформировать учебно-познавательную компетентность учащихся:

1. учащиеся с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает учащихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает учащихся приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке учащихся, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5.Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учащимися определяет цель урока.

6.Учитель включает учащихся в открытие новых знаний.

7. Учитель учит учащихся тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления учащихся. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит учащихся оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и учащийся общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит учащихся планировать свою работу и свой досуг.


Виды заданий, формирующие учебно-познавательную компетентность учащихся:

  • «Найди отличия» (можно задать их количество);
  • «Поиск лишнего»;
  • «Лабиринты»;
  • «Цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

Этап II( на примере темы « Доли и дроби»)

Учебно-познавательная деятельность

Цели:

Научить школьников:

  • видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации;
  • приводить примеры долей из повседневной жизни;
  • понимать сущность алгоритмических предписаний по правильному чтению обыкновенных дробей и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Учитель:

Слышали ли вы когда-нибудь раньше слово доля? С чем ассоциировалось это слово? Использовали ли вы его в своей речи?

Вот как объясняется понятие «доля» в толковом словаре:

  1. Часть чего-нибудь.
  2. Часть, полученная при дележе, распределении.
  3. Участь, судьба.
  4. Русская единица массы, употреблявшаяся до введения метрической системы мер, равная 1/96 золотника или 44 мг.

В словаре приведено несколько значений слова доля. Для математики важнее первое и второе значения: часть чего-нибудь и часть, полученная при дележе, распределении.

Задание 1. Нарисуйте в тетради отрезок длиной 12 см. Отметьте середину отрезка точкой. Как можно назвать части, на которые мы разделили отрезок поставленной точкой?

(полверевки, половинки)

Учитель:

А еще эту половину можно назвать «вторая доля». Половина – это самая известная из долей. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите, пожалуйста, такие слова.

(полчаса, полкилометра, полбатона, полдня… и т.д.)

Задание 2. На схеме каждую долю разделите пополам. На сколько частей разделили отрезок? Заштрихуйте одну часть. Как мы ее назовем?

(четвертая доля, четвертая часть)

Учитель:

А как нам эту долю записать? Как обозначить на письме, что это – одна вторая доля, а это – одна четвертая доля?

В математике половину записывают так:

 – дробь, число 1 – числитель дроби, число 2 – знаменатель дроби

Задание 3. На схеме под полученными отрезками запишите их доли соответствующими дробями.

Задание 4. Как записать дробью заштрихованную часть круга и квадрата? Сделайте вывод о том, как записывают дробь. Что обозначает числитель и знаменатель дроби.

«Доли. Обыкновенные дроби». Урок в нестандартной форме.

http://rusedu.ru/detail_5924.html

Форма работы (фронтальная):

Ученики на интерактивной доске делают подписи и рассказывают, почему именно так написали дроби. Например: Знаменатель 8 показывает, что круг разделили на 8 равных частей, а числитель 1 показывает, что одну такую часть заштриховали.

Учитель:

 А сейчас будем учиться читать дроби, и в этом нам поможет памятка.

«Доли. Обыкновенные дроби». Презентация (слайды 14, 15).

http://rusedu.ru/detail_5924.html 

Форма работы (фронтальная):

Ученики по-очереди, сверяясь каждый раз с памяткой, называют дроби (можно памятки распечатать и положить на каждую парту). Когда один из учеников называет дробь, остальные поднимают зеленую карточку, если согласны с данным ответом, и красную, если не согласны.

Задание 5. Запишите в виде обыкновенной дроби.

  1. Три шестых.
  2. Одна треть.
  3. Половина.
  4. Семь десятых.
  5. Одиннадцать сотых.
  6. Три четверти.
  7. Одиннадцать сорок восьмых.

Форма работы (индивидуальная):

Ученики работают в тетрадях.

Учитель: 

Поменяйтесь тетрадями и в соответствии с указанными критериями поставьте оценку своему товарищу по парте.

«Доли. Обыкновенные дроби». Презентация (слайд 25).

http://rusedu.ru/detail_5924.html 

Форма работы (в паре):

После диктанта ученики меняются тетрадями и в соответствии с указанными на слайде критериями выставляют оценку своему товарищу по парте.

Задание 6. Решите задачу. Клоуну предложили записать цифрами две дроби:

  1. четыре тысяча вторых;
  2. четыре тысячи вторых.

«Так ведь это одна и та же дробь!» – захохотал клоун. Но ему объяснили, что он невнимателен. Запишите названные дроби верно.

Задание 7. Запишите дробь, у которой числитель равен значению выражения 5883 : 37 – 2852 : 46,

а знаменатель – значению выражения

43 (95 – 32) : 21.

Форма работы (индивидуальная):

Ученики выполняют задания на применение полученных знаний, используя их в новых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Презентация "Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

На протяжении почти 10 лет я занимаюсь проблемой активизации учебно - познавательной деятельности учащихся на уроках математики. С каждым годом становится все труднее заинтересовать детей к изучению т...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...