Конспект урока по математике в 5 классе "Десятичная система записи натуральных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Новик Елена Владимировна

Десятичная система записи нат чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8._desyatichnaya_sistema_zapisi_naturalnyh_chisel.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Десятичная система записи натуральных чисел. Чтение, запись натуральных чисел

Цель урока:

  1. Повторить и систематизировать базовые знания о натуральных числах, и вспомнить какие числа называются многозначными и как разбивать многозначные числа на группы (классы), полученные в начальной школе.
  2. Способствовать развитию математической мысли учащихся и навыков самостоятельной работы; внимания.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Доброе приветствие учителя.

- Проверка готовности класса к уроку (наличие тетрадей, учебников и др.), домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания.

- Проверка домашнего задания. До начала урока ребята выносят домашнее задание на доску (три номера и трое учащихся у доски).

III. Актуализация опорных знаний (устный счет).

53 - 49 = 4

75 - 56 = 19

78 - 69 = 9

26 + 66 = 92

59 + 14 = 73

83 - 25 = 58

45 + 35 = 80

44 + 17 = 61

43 - 17 = 26

27 + 25 = 52

44 + 37 = 81

56 + 36 = 92

69 + 13 = 82

48 : 24 = 2

87 : 29 = 3

48 : 16 = 3

63 : 21 = 3

82 : 82 = 1

22 : 11 = 2

84 : 21 = 4

12 : 6 = 2

20 : 5 = 2

40 : 8 = 5

42 : 6 = 7

88 : 44 = 2

24 : 6 = 4

63 : 9 = 7

45 : 15 = 3

69 : 23 = 3

75 : 25 = 3

IV. Повторение таблицы разрядов.

Деятельность учителя:

Деятельность учащегося:

Материал для повторения: Если запись натурального числа состоит из одной цифры, то его называют однозначным. Приведите пример двузначных, трехзначных чисел.

Примеры двузначных чисел: 23, 47, 89 и т.д.

Примеры трехзначных чисел: 231, 543, 678 и т.д.

Двузначные, трехзначные, четырехзначные и т.д. числа называются многозначными.

Для чтения многозначных чисел их разбивают, начиная справа, на группы по три цифры. Эти группы называют классами. Рассмотрим таблицу разрядов.

Таблица разрядов

класс

миллиардов

миллионов

тысяч

единиц

разряд

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

число

Деятельность учителя (продолжение):

Деятельность учащегося (продолжение):

Но в любом числе цифры записываются не просто так. Каждая цифра что-то обозначает. А всё потому, что каждая цифра стоит на своем месте, которое называется разрядом – вспомнили?

Задание № 1: запишем число – 1358.

Давайте вспомним, как называются разряды?

1 3 5 8

единицы сотни десятки единицы

тысяч

Задание № 2: 57102 – назовите разряды?

5 7 1 0 2

десятки единицы сотни десятки единицы

тысяч тысяч

Вопрос № 1: А скольки значное число мы записали?

4-х-значное, 5-ти-значное.

Вопрос № 2: Что нужно сделать, чтобы прочитать многозначное число?

Разбить на классы справа по 3 цифры, прочитать по-порядку слева.

Вопрос № 3: Назовите классы?

Класс единиц, тысяч, миллионов, миллиардов.

Вопрос № 4: Что обозначает ноль в записи числа?

Цифра 0 означает отсутствие единиц разряда в десятичной записи числа.

V. Тренировочные упражнения.

1. Игра «Крестики-нолики»

Правила игры: На заготовке 3х3 расставлены цифры от 1 до 9. Каждая цифра – номер вопроса. Читается вопрос и ответ к нему. Если ответ верный, то в клетке с соответствующим номером ставится – Х, если ответ неверный, то ставится О.

Вопросы:

  1. 123 – в числе 2 десятка (верно).
  2. 518 – в числе 1 сотня (неверно, 5 сотен).
  3. 3117 – в числе 1 единица тысяч (неверно, 3 единицы тысяч).
  4. 5000027 – в числе 5 единиц тысяч (неверно, 0 единиц тысяч).
  5. 17803 – в числе 7 единиц тысяч (верно).
  6. 35318 – в числе 5 единиц (неверно, 8 единиц).
  7. 40003 – в числе 4 сотни (неверно, 0 сотен).
  8. 100310 – в числе 0 сотня тысяч (неверно, 1 сотен тысяч).
  9. 1718311 –в числе 1 единица миллионов (верно).

Игровое поле:

Группа 14

Итоговое поле:

Группа 37

(Проверка ответов совместно с обсуждением каждого ответа + работа в парах – оценка выставляется соседом по парте).

2. Упражнения.

Деятельность учителя:

Деятельность учащегося:

А) Запишите числа в «столбик»: друг под другом через клетку:

- число, в котором 8 ед. 3-его разряда и 6 ед. 1-ого разряда;

- 43 ед. I класса и 3 ед. II класса;

- 1 ед. 5-ого разряда, 1 ед. 3-его разряда и 7 ед. 1-ого разряда;

- 208 ед. II класса и 15 ед. I класса;

Ответы:

А) 806

3043

10107

208015

Б) Выберите верное утверждение:

1) числа в столбике расположены без всякого порядка;

2) числа в столбике расположены в порядке увеличения;

3) числа в столбике расположены в порядке уменьшения.

Ответ:

2) числа в столбике расположены в порядке увеличения;

В) Подчеркните одной чертой единицы I класса, двумя чертами единицы II класса. Сравните количество единиц I класса с количеством единиц II класса в каждом числе. В каком числе единиц I класса больше, чем единиц II класса?

(10107 , 3043 и 806)

Вопрос: Что можно сказать о числе 208015?

(в нём единиц I класса меньше, чем единиц II класса)

3. Слуховой диктант.

Деятельность учителя (читает):

Деятельность учащегося:

Прослушайте текст и выпишите из него все числа. Один ученик работает у доски.

Хобот слона состоит из сорока тысяч мускулов и очень чуток. С помощью хобота слон может поднимать груз до одной тысячи килограммов. Бивни его достигают четырёх метров и весят сто пятьдесят килограммов каждый. Это толстокожее животное очень спокойно. Сердце его делает всего двадцать пять ударов в минуту.

Ответ: Получается ряд чисел: 40000, 1000, 4м, 150кг, 25 ударов /мин.

VI. Физкультминутка.

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VII. Работа на уроке по учебнику:

Учебник: №4 (устно), №12, №23 (смотреть в учебник 5 класса).

VIII.Домашнее задание: Учебник: №28, №29, №30.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

- Чему сегодня научились на уроке?

Рефлексия.

Ребята, я прошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке: (каждому выдаётся лицо, ребятам необходимо нарисовать рот).

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/15/s_58c9059ca5101/s586931_2_3.png

- Я работал (а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал (а) себя уверенно.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/15/s_58c9059ca5101/s586931_2_5.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/15/s_58c9059ca5101/s586931_2_4.png

- Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/15/s_58c9059ca5101/s586931_2_6.png

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/15/s_58c9059ca5101/s586931_2_7.png

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе "Округление натуральных чисел."

Тип урока: Урок закрепления  материалом.       Формы работы учащихся: фронтальная работа, математический...

Открытый урок по математике в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Урок сказка  путешествие  "Умножение натуральных чисел и его свойства"  5 класс  Н.Я. Виленкин...

Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел_5 класс_первый урок математики

Урок изучения нового материала, схемы, задания для устной работы....

АМО-урок по математике 5 класс "Свойства сложения натуральных чисел"

Данный  урок  в образовательной программе 5 класса входит в раздел "Натуральные числа и действия над ними" и является вторым уроком по теме:"Сложение натуральных чисел и его с...

Урок по теме «Десятичная система записи натуральных чисел»

Конспект урока по математикк по теме «Десятичная система записи натуральных чисел» к учебнику Никольского...

Десятичная система записи натуральных чисел

Конспект урока по теме "Десятичная система записи натуральных чисел" (по учебнику С. М. Никольского)...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Десятичная система записи натуральных чисел"

Технологическая карта урока математики в 5 классе к учебнику авторов С.М.никольского и др....