Урок - практикум по наглядной геометрии для 6 класса по теме "Окружность, круг и конус."
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему

Лапотникова Ирина Николаевна

Интересное практическое занятие, на котором ученики 6 класса, применив все свои знания об окружности, должны смоделировать геометрическое тело – конус. На основе конуса ребята  изготовят поделки под названием «Новогодняя ёлочка», а для украшения ёлочек они могут применять свою фантазию. Инструменты и материалы для изготовления  поделок: листы (ф. А4) цветной (зелёной) бумаги, цветное конфетти, клей, линейка, циркуль, транспортир, ножницы, карандаш, ластик. В конце урока ученики сами определяют лучшую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок - практикум для 6 класса91.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практикум

 по наглядной геометрии для 6 класса.

Автор:  Лапотникова И. Н.

учитель математики  СПб ГБУЗ

«Детский санаторий «Солнечное».

Т е м а   у р о к а:

«Изготовление поделки «Новогодняя ёлочка».

Учебный предмет:   Наглядная геометрия.

Форма учебной работы: Урок – практикум. Индивидуальная форма работы.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Уровень образования школьников: 6 класс.

Ц е л и   у р о к а

Образовательные:  сформировать умения и навыки

  • распознавать в окружающем мире геометрические фигуры;
  • измерять с помощью инструментов и строить отрезки, заданной длины, и углы, заданной величины;
  • моделировать геометрические объекты, используя бумагу, и изготавливать пространственные фигуры из развёрток.

Развивающие: 

  • развитие мыслительной деятельности;
  • развитие творческой деятельности.

Воспитательные: 

  • воспитание сознательного отношения к учебному труду;
  • формирование самостоятельности;
  • формирование эстетических навыков;
  • развитие интереса к математике.

З а д а ч и   у р о к а :

  • выработка геометрического умения выполнять построение окружности с помощью циркуля по заданному алгоритму;
  • овладение практическими навыками измерения отрезков с помощью  циркуля и линейки;
  • овладение практическими навыками построения углов с помощью транспортира;
  • конструирование и изготовление модели конуса.

Оборудование:  интерактивная доска.

Материалы и инструменты:  листы (ф. А4) цветной (зелёной) бумаги, цветное конфетти, клей, линейка, циркуль, транспортир, ножницы, карандаш, ластик.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Повторение теоретического материала по темам «Окружность. Конус».       (5 мин.)
  3. Закрепление теоретического материала: моделирование и изготовление поделки «Новогодняя ёлочка». (35 мин.)
  4. Подведение итогов урока. Выбор самой красивой и аккуратной поделки «Ёлочка.»       (2 мин.)
  5. Выставление оценок. (1 мин.)

Ход урока:

1.Учитель сообщает ученикам, что им предстоит интересное практическое занятие, на котором они, применив все свои знания об окружности, смоделируют геометрическое тело – конус. На основе конуса ребята будут изготавливать поделки под названием «Новогодняя ёлочка», а для украшения ёлочек они могут применить свою фантазию. Инструменты и материалы для изготовления  поделок лежат у каждого на столе.

2.Учитель задаёт ученикам вопросы:

  • Что называется окружностью?
  • Какой инструмент необходим для построения окружности?
  • Что такое круг и чем он отличается от понятия «окружность»?
  • Какие линии можно провести внутри круга?

Учитель объясняет, что область, лежащая между двумя радиусами, называется круговым сектором. И если этот сектор вырезать из круга, а затем радиусы соединить, то получится геометрическое тело – конус. Конус в переводе с греческого «konos» означает «сосновая шишка». Конус состоит из вершины, боковой поверхности и основания, представляющего из себя круг. (Учитель на интерактивной доске демонстрирует круг с выделенным на нём круговым сектором и конус.)

3.Учитель просит взять в руки лист зелёной бумаги и измерить линейкой его ширину. Затем разделить этот размер на два, а результат округлить до единиц.

У всех результат должен получиться – 10 см, это будет радиус окружности.

R = 10 см 

Учитель просит приступить к выполнению задания по изготовлению модели конуса в следующем порядке:

  • Отмерить циркулем на линейке 10 см.
  • Установить циркуль в центр листа и начертить   окружность .
  • Вырезать ножницами круг.
  • Начертить по линейке в полученном круге радиус.

Измерить радиус линейкой для проверки точности выполненных действий.

  • Отложить с помощью транспортира от данного радиуса центральный угол, равный 60 градусам (можно отложить любой другой угол).
  • Провести биссектрису данного угла.
  • Выполнить сгибы на круге по проведенным трём радиусам.
  • Намазать клеем выделенный круговой сектор по зелёной стороне и склеить так, чтобы радиусы, являющиеся сторонами сектора, совпали. Получили геометрическое тело, называемое конусом. 
  • Отрезать лишний склеенный материал так, чтобы конус был устойчивым.
  • Наклеить цветные кружочки конфетти на конус. (Ученики должны наклеить конфетти по своему придуманному рисунку.) 

4. «Новогодние ёлочки» готовы.Учитель просит закончить  работу, сложить инструменты и материалы и предлагает ученикам высказать своё мнение об уроке. Затем дети разглядывают  поделки, выбрают самую красивую работу и делятся впечатлениями от урока: что им понравилось, чему новому они научились.

5.Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к уроку наглядная геометрия 5 класс

Представлены презентации к урокам по наглядной геометрии 5 класс...

Презентация к уроку наглядная геометрия 5 класс

Представлена презентация к уроку "Треугольная пирамида. Её свойства. Пирамида Хеопса."...

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 5 класс (Шарыгин И.Ф.)

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 5 класс (Шарыгин И.Ф.)...

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 6 класс (Шарыгин И.Ф.)

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 6 класс (Шарыгин И.Ф.)...

Урок-исследование в рамках факультатива "Наглядная геометрия" 6 класс

Тема урока: Исследование геометрических фигур (многоугольников и многогранников) на наличие в них диагоналей.Урок - исследование составлен с учетом ФГОС ООО и предполагает приобретение учащимися ...

Урок ОНЗ по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия (5 класс)

УМК А.Г.Мерзляк и др. Математика 5 класс. Урок открытия новых знаний (в рамках системно-деятельностного подхода) является примером применения данной технологии при отсутствии возможности использования...

"Танграм". Урок по наглядной геометрии. 5 класс

Урок по наглядной геометрии в 5 классе...