Окружность.Круг.Шар.Сфера
план-конспект по математике по теме

Бурцева Оксана Геннадьевна

Технологическая карта урока в 5 классе по учебнику Никольского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnlogicheskaya_karta.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  в  5  классе по теме                       «Окружность.Круг.Шар.Сфера.»

)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

математика

Класс

5

Тема урока

Окружность и круг

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель темы

  • Учить обучающихся формулировать тему и цели урока;
  • учить распознавать геометрические фигуры «окружность» ,«круг», «шар», «сфера» ,«видеть» радиус и диаметр, уметь их находить;
  • учить построению окружности с помощью циркуля;
  • учить учеников подводить итог урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Формировать теоретическое и практическое представление об окружности , круге, шаре,сфере

как о геометрических фигурах, их элементах;                              2. Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);

3.Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

1. Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

2. Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

Учебник С.М. Никольский «Математика. 5 класс»;

Раздаточный материал.

Чертёжные инструменты.

Планируемый результат

  • Различать окружность, круг,шар,круг
  • находить радиус ,диаметр,хорду на окружности;
  • правильно употреблять в речи математические понятия;
  • правильно чертить окружность с помощью циркуля;
  • знать соотношение между радиусом и диаметром.

Основные понятия

Окружность, круг, шар, сфера; центр, радиус, диаметр, хорда, циркуль.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП Оргмомент.

Цель – активизация учащихся.

Деятельность учителя

-Как известно   успешность любого урока  зависит от его начала, от эмоционального настроя.

-Вот и я предлагаю вам начать наш урок с игры «Доброе утро».

-Я буду говорить слова «Доброе утро», а те, кого это касается  помашут мне рукой:

Доброе  утро всем, у кого сейчас  хорошее настроение.

Доброе  утро , у кого день рождения зимой или весной.

Доброе  утро  всем , кто родился  летом или осенью.

Доброе  утро всем учителям, гостям нашего  урока.

Деятельность учащихся

Учашиеся выполняют задания игры

Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

ЛичностныеУУД (самоопределение)

2 ЭТАП .Введение в тему.

Деятельность учителя

«Расскажи мне ,и я забуду

Покажи мне, и запомню

Дай  мне   попробовать, и я научусь»  Слайд1

Так гласит китайская мудрость.

Сегодня я предлагаю вам ,ребята, поработать научными сотрудниками исследовательской   лаборатории «Геометрические  фигуры».

Весь окружающий  наш мир состоит из предметов разной геометрической формы. Но вы  будете  рассматривать  так называемые «круглые» фигуры.

Какие?  Узнаете, разгадав загадки.

1 загадка 

                Прикатилось   колесо.

                 Ведь  похожее  оно

                 Как   наглядная    натура

                 Лишь   на круглую   фигуру.

                 Догадался, милый друг,

                 Ну, конечно ,это…..         Слайд 2

2 загадка                           

                 У  круга   есть одна   подруга.

                 Знакома  всем   её наружность!

                 Она идёт   по краю  круга  и

                  Называется …..                  Слайд 3                   

3 загадка                             

                  Он  и мячик,

                   И  клубок,

                   И  луна,

                   И   колобок.                         Слайд 4

4 загадка                               

                  В шаре  мышь  жила,                            

                  как в норке.

                  Съела   мякоть   всю

                  До корки –

                  Таковы её манеры.

                   Шар  же  превратился …..  Слайд 5

                     

Молодцы!Вы  правильно угадали  все фигуры.  Обозначьте тему вашей работы.                  Слайд6

 

Деятельность учащихся

 1)Учащиеся разгадывают загадки.  

2)  Учащиеся  формулируют  тему урока.    

        

                                                     

 

Формирование УУД

Познавательные УУД:

(Анализ объектов с целью выделения признаков)

ЛичностныеУУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.)

Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной форме.

3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

А  теперь попробуйте сформулировать цели, которые вы перед собой ставите.

  Слайд7

Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, шар, сфера ,узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур.

Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило). Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара. В окружающем нас мире есть микрочастицы и макротела. Все эти тела стремятся к форме шара.

1)Учащиеся  формулируют  цели урока.

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче.

Демонстрация целостности окружающего мира.

4 ЭТАП. Изучение нового материала. Опыты. Цель – познакомить учащихся с понятиями «окружность»,  «круг», «шар», «сфера» ,«радиус», «диаметр», «центр»; выявить соотношение между ними исследовательским путём.

5  ЭТАП.  Физкультминутка Цель- переключение внимания, снятие синдрома усталости.

                                      А  теперь ,ребята,встали!

                                Быстро руки вверх  подняли!

                                 В   стороны,вперёд,назад!

                                 Повернулись   вправо,влево

                                 Тихо   сели  - вновь   за  дело

6 ЭТАП. Продолжение  изучения темы. Эксперимент. Цель – познакомить учащихся с понятиями «радиус», «диаметр», «центр», « хорда»; выявить соотношение между ними исследовательским путём.

Деятельность учителя

Продолжим делать открытия   Слайд 16

А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия  сгиба – радиус. Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга. Что можно сказать о длинах диаметров? А что вы можете сказать о длинах радиусов?

Поскольку окружность –самая  простая   и совершенная из всех кривых, то будем учиться строить её  с помощью чертёжного инструмента-циркуля

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился – и ни шагу.

Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ

Необходимо  соблюдать правила техники безопасности .Слайд 17

На  обратной  стороне исследовательского  листа поставьте  по

центру т. О  проведите окружность R=5 см.

Отметьте т.А и т.В на  окружности, соедините их с центром.

Какие  отрезки получили?Что можно сказать о их длине?

Продолжите радиус ОА за т. О. Какой отрезок получили? Сколько можно их построить?

Сравните их по длине.

Отметьте  т.С на окружности. Соедините её  с т. А и т.  В.  Получили отрезки-хорды.

Слайд 18

Деятельность учащихся

1)Знакомятся с понятиями диаметра, радиуса, центра и их свойствами.

2)Знакомятся с ТБ при работе с циркулем

3)Выполняют задания

4)Отвечают (радиус).Они равны.

5)Отвечают (диаметр).Множество.

6) Диаметр в 2 раза больше радиуса

Формирование УУД

Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают)

Познавательные:

применение полученных знаний в решении практической задачи.

7 ЭТАП. Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы  .

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Деятельность учителя

А сейчас я предлагаю вам выполнить задания на закрепление

Слайды  19-27.

Деятельность    учащихся Выполняют  задания, отвечают на вопросы.

Аргументируют свое решение на основании знания новых терминов.

Формирование УУД Регулятивные: Выделяют в условии данные, необходимые для решения задачи, строят логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные:

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные:

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

8 ЭТАП. Применение  знаний на практике(связь изучаемой темы с жизнью)

Деятельность учителя

Ребята, а какой наступит скоро  праздник, которого вы так все ждете? Ну а какой Новый год без снега и снеговика. Слайд 28

Учимся строить  снеговика с помощью окружностей. Образец на доске.

Возьмите  чистые листы  и  выполните построение.

Деятельность    учащихся

  1. Отвечают(Новый Год)

  1. Строят снеговика. Разукрашивают его цветными карандашами.

Формирование УУД Познавательные:

применение полученных знаний в решении практической задачи.

9 ЭТАП Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Деятельность учителя.

- Что изучали сегодня на уроке?

- С помощью какого инструмента можно начертить окружность?

- Назовите основные элементы окружности?

-  Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить учащихся …

Деятельность    учащихся

Озвучивают понятия, отвечают на вопросы.

Формирование УУД

Познавательные:

Обобщают полученные знания.

Регулятивные:

Структурируют знания, в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки.

9 ЭТАП. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Деятельность учителя

Слайд  30.

Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей самооценки на выданном вам  жёлтом кружочке-колобке один из вариантов. Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то изобразите  улыбающегося колобка.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте грустного колобка.

Спасибо за урок.

Деятельность    учащихся

Дети  изображают свои эмоции на колобках  и показывают  учителю.

Формирование УУД

Личностные. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке, развивать умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока.

  1. ЭТАП Домашнее задание № 410  Творческое задание: Нарисовать цветок с помощью окружностей..