Технологическая карта на уроках математики
статья по математике на тему

Попова Е. А.

Приведены примеры составления технологических карт уроков математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

                                                                Учитель физики и математики

высшей категории

Попова Е. А.

Выступление

на заседании педагогического совета

«Технологическая карта на уроках математики»

2014 год

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  7. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
  8. гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС, ее можно рассматривать как мини-проект учителя.

В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ, хотя учитель, пусть мысленно, но планирует и свой вид деятельности, и вид деятельности обучающихся. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать педагогический анализ еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, они могут быть самыми разнообразными.

Рассмотрим несколько примеров технологических карт по математике в свете требований ФГОС.

Так как в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни, первая технологическая карта ориентирована именно на мотивацию.


Карта составлена учителем математики Поповой Е.А.

УМК: математика 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с: ил.

Тема урока: Умножение натуральных чисел и его свойства.

Тип урока: закрепление новых знаний и способов действия.

Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки обучающихся, продолжить работу над текстовыми задачами.

Технологическая карта урока.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к обучающемуся с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся  во включении в учебную деятельность

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности

Работа с учебником: стр. 69 № 414 – работа в парах

Находят пропущенные цифры

Знать правила умножения

Коммуникативные: уметь договариваться о правилах поведения и общения, соблюдать их; оформлять свои мысли в устной форме

II. Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником: стр. 68-69 № 412 (2-й столбик), № 413,

№ 417,  № 418

- Что значит «умножить одно число на другое»?

- Как называют результат умножения?

Выполняют задания на доске и в тетрадях

Уметь анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, находить разные способы решения задачи

Регулятивные: уметь проговаривать

последовательность

действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

Работа с учебником стр. 70 № 424, № 426.

- Подведем итог работы на уроке.

- Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Назовите тему урока.

- Расскажите, чему вы научились.

- Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: стр. 66-68, № 454,

№ 455(д-з), № 461(а).

Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание

Уметь читать буквенные выражения

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей,                                                                                                                             оставшихся без попечения родителей»

                                                                     

                                                                      Учитель математики

                                                                       Сысоенкова  Валентина Романовна.

Технологическая карта урока математики в 6 классе

«Умножение обыкновенной дроби на натуральное число»

УМК: математика, 6 класс: учеб. для общеобр. Учреждений Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд,-30 изд., стереот. – М. : Мнемозина, 2013.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование способности  обучающихся к новому способу  действий, расширение понятийной базы, формирование умения умножения обыкновенной  дроби на натуральное число, применение  полученных знаний.

Задачи урока:

Образовательные:  сформировать умение применения алгоритма умножения обыкновенной дроби на натуральное число.

Развивающие:  развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь.

Воспитательные: воспитывать умение высказывать своё мнение, воспитывать умение участвовать в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.


п/п

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Предметные результаты

Метапредметные  связи

Личностные результаты

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Актуализация знаний

Устные упражнения: №455(а,б)

Сравнить дроби:  

3/10 и 7/10; 3/5 и 1; 12/6 и 1; 13/5 и 1

Выделить целую часть: 15/7; 31/10; 43/12.

Выполняют устные задания

Идёт воспроизведение ранее усвоенного материала

Осознанное построение речевого высказывания

Саморегуляция в моменты затруднений

Выражение своих действий вслух, аргументация своих действий.

Я знаю, я умею, я внимателен и считаю без ошибок

2

   

Постановка проблемы

Создаю проблемную ситуацию. Предлагаю задачу: В коробке ½ л сока. Сколько сока в 5 таких коробках?

Мы ещё не умеем умножать дробь  на натуральное число.

Предлагаю вернуться к первому способу решения и подумать, как же получить ответ 5/2?

Это не выход, а если 1/2х30?

Хорошо! Мы получили ответ, но пользуясь ранее усвоенными знаниями. Как же прийти к ответу  первым способом?

Предлагают способы решения:

1)1/2х5

 

2)1/2+1/2+1/2+1/2+1/2=5/2 (л)

Выдвигают гипотезу: делать подобные примеры сложением

Ученик предлагает (1х5)/2=5/2

Формулировка  гипотезы: «Чтобы умножить обыкновенную дробь на натуральное число, нужно числитель дроби умножить на это число, а знаменатель оставить прежним.»

Извлекают необходимую информацию  для введения нового понятия.

Корректировка и самоконтроль

Оценивают правильность понимания поставленной проблемы.

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваются к мнению, отличному от

собственного.

Обсуждают пути  выхода из сложившейся ситуации, учатся слушать друг друга.

Уважительное отношение к мнению другого.

Проявляют познавательную инициативу, развивают внимание

3

Проверка гипотезы

Предлагаю открыть учебник на стр.69 и найти подтверждение правильности гипотезы

Работа с учебником

Осмысливают алгоритм правила

Смысловое чтение

Сличают способы действия с заданным эталоном

Учатся правильно выражать свои мысли

Оценивают свои способности в освоении полученного результата. Толерантность к мнению одноклассников

4

Первичное закрепление

Предлагаю выполнить №427

Фронтальная работа

Записи в тетрадях с использованием нужных символов

Работа по алгоритму правила

Выясняют непонятные моменты

Идёт учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Удовлетворение от понятого

5

Самостоятельная работа по образцу

Предлагаю задания из учебника №431. Двое учащихся работают на скрытой                   доске        

Ученики работают с предложенным заданием в тетрадях.

Остальные выполняют работу в тетрадях, затем  идёт сверка ответов с доской

Усваивают правило, уточняют непонятные моменты

Отрабатывают алгоритм правила

Корректировка усвоения нового, самооценка, осознание уровня качества усвоения

Взаимопроверка, взаимоконтроль

Самоопределение

6

Рефлексия

Предлагаю подвести итог урока. Задаю вопрос кто не понял тему? Прошу нарисовать смайлик, соответствующий их настроению. Прохожу по рядам и проверяю. Задаю домашнее задание  в рабочей тетради №1

Ученики оценивают достижения поставленной цели.

Открывают тетради и знакомятся с заданием.  

Проговаривают правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число

Учатся анализировать, усваивают

Правило, адекватно понимают причины успеха и неуспеха.

Мобилизируют свои силы к запоминанию правила

Учатся выслушивать одноклассников, корректировать, дополнять и исправлять.

Учатся такту общения, уважительному отношению к мнению другого.

А это пример обобщенной технологической карты: 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка  учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Есть мнение, что написание технологической карты урока существенно сократит время на подготовку учителя к уроку. С этим мнением я пока не согласна, потому что нет навыка написания такой карты. Однако, учителя могут перестраивать свою работу, главное – не боятся перемен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

технологические карты на уроках математики

данное методическое пособие помогает учащимся успешно осваивать материал на уроках математики, подготовится к самостоятельным и контрольным работам, к зачётам....

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.)

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.)  Все уроки....

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Продолжение

Технологические карты к урокам математики в 5 классе (ФГОС ООО, УМК Мерзляк и др.) Уроки с февраля по май....

технологическая карта метапредметного урока (математика-естествознание)

технологическая карта метапредметного урока "Модель-Способ-Закон"...

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...