Интегрированный урок как эффективный способ достижения метапредметных результатов
методическая разработка по математике (7 класс) на тему

Валиева Ралифа Мирзалихановна

Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как эффективный способ достижения метапредметных результатов

    Современное понимание качества образования связывается с достижениями метапредметных результатов, необходимых каждому человеку для самоопределения и самореализации себя как личности. Понятие «метапредметные результаты обучения» введены в практику работы школы нормативным документом – Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно эти результаты выступают как принципиально новые в теории и практике обучения.

     По мнению А. Г. Асмолова, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

     Метапредметные результаты образовательной деятельности – это 
способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

    В современном образовании есть множество различных технологий, с помощью которых можно достигать метапредметные результаты. На мой взгляд, эффективным способом достижения метапредметных результатов являются интегрированные уроки. Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить, должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Технология интегрированных уроков  активно внедряется в школьные программы. Проведение интегрированных уроков требует большой подготовки, но нужно отметить, что эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня? Можно выделить основные критерии эффективной реализации интегрированного урока:

• активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

• вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

• развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

• формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

• формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.  

     Для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать интегрированные уроки на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения. Интеграция в образовании способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у учащихся понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом, кроме того:

 • способствует развитию мышления учащихся;

 • дает возможность широкого применения методов научного познания;

• формирует комплексный подход к учебным предметам и специальным дисциплинам;

• повышает качество знаний учащихся;

• повышает и развивает интерес учащихся к выбранной профессии;

 •расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению теоретического материала;

 • приобщает учащихся к научно-исследовательской деятельности.

  Проведение  интегрированного  урока требует большой подготовительной работы. Согласно цели урока определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза. Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей. Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний. Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им. Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым. Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, уроков - конференций. Это распространённая практика. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

 - большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

     При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

 1.В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

Устная работа на уроках математики - эффективный способ развития математического мышления школьников

В условиях развития предпрофильной подготовки учащихся 5-6 классов по математике необходимо уделять большое внимание решению развивающих и прикладных задач, ориентировать учащихся на практическо...

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

Моделирование внеурочной деятельности по английскому языку как эффективный способ прогнозирования результатов обучения.

Внеурочная деятельность, как деятельность, организуемая педагогами деятельность школьников вне урока, направленная на удовлетворение их индивидуальных потребностей и достижение ими личностных и метапр...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...