Вычислительная математика в военном деле
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Самойленко Евгения Дмитриевна

Вычислительная математика в военном деле

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Вычислительная математика в военном деле»

Автор:                 Самойленко

Евгения Дмитриевна

учитель математики

МБОУ СОШ № 45

г. Челябинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа групповых занятий по математике предназначена для учащихся 5 классов. Сроки реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 35  часов в год (1 час  в неделю).

Развитие общества требует постоянного улучшения качества обучения, трудового и нравственного воспитания учащихся. Поэтому, важнейшей задачей обучения математике является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися математическими знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни и в продолжении обучения по военной специальности.

В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки учащихся в системе общего образования. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащихся в условиях обучения в кадетском корпусе.

Из выше сказанного следует, что существует необходимость более тщательного рассмотрения этого раздела частной методики преподавания математики. Возникает потребность в ознакомлении учащихся с дополнительными приемами устных и письменных вычислений, которые позволили бы значительно сократить время, потраченное на вычисления и запись решения, и избежать использования различных вычислительных средств.

Цели программы:

в направлении личностного развития:

• формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

 • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

 • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

 • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

 • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы

  • ознакомиться с проблемой изучения вычислительной культуры учащихся;
  • изучить основные особенности математических и вычислительных навыков;
  • рассмотреть различные приемы быстрого счета как способа решения изучаемой проблемы;
  • проверить эффективность предложенной методики в опытном преподавании.

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение

Преподавание осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.
  3. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.
  5. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
  6. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  7. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739),/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.
  2. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404.
  3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 30 июля 2014 г. № 03—02/4959 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
  4. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

Школьный уровень

  1. Учебный план МБОУ СОШ №45 на 2017-2018 учебный год;
  2. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ

учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ №45.

Методическое обеспечение программы.

Данная программа предназначена для работы с учащимися 5 кадетского класса.

 При проведении занятий целесообразно сочетать задачи с соответствующими историческими и теоретическими сведениями.

Основное назначение программы – формировать у учеников прочные навыки вычислений с целыми числами, эффективно развивая внимание и оперативную память детей – необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики.

Задания, рассматриваемые на занятиях позволяют предложить ученику выполнить большой объем вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются вычислительные навыки, формируется числовая зоркость, тренируется внимание, развивается память ребенка. В результате выполнения таких заданий каждый ученик приучается быстро и правильно считать, овладевает приемами самопроверки.

Полезна работа в парах, когда один ученик называет ответы серии заданий соседу по парте, а тот проверяет их правильность; при выполнении следующей серии заданий ответы называет второй, а первый – проверяет. В этом случае каждому ученику предлагается для решения целая группа заданий или несколько отдельных блоков из одной или разных групп.

Цепочные вычисления предназначены в основном для самостоятельной работы учеников.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных и проблемных методов обучения. Существенное значение имеет проведение дискуссий, выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовка сообщений, подготовка и защита проектов.

При проведении занятий следует сделать акцент на личностно ориентированное обучение, создание гомогенных и гетерогенных групп.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения элективного курса

Изучение математики позволяет достичь следующих результатов:

 в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

6) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

7) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

8) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

3) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

4) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Дидактическое и методическое обеспечение программы.

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Книга для учителя. –М.: «Просвещение», 2002 г.
  2. Математические диктанты для 5-9 классов: книга для учителя /Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович и др. –М.: «Просвещение», 1992 г.
  3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя –М.: «Просвещение», 1990 г.
  4. Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах 5-9 кл. –М.: «Просвещение», 2002 г.

ЦОР:

  1. Математика. 5-11 класс. Учебное электронное издание. «1-С» Институт новых технологий.
  2. Математика 5-11 кл. Учебное электронное издание. ООО Дрофа. НФПК.
  3. Просвещение МЕДИА КАДИ.
  4. Интерактивная математика. 5-9 класс. Лицензионная копия от «1-С», Дрофы.
  5. Алгебра. Электронный  учебник – справочник 7-11 класс. Лицензионная копия от «1-С», Дрофы и «Формозы»
  6. Математика 5-11 классы. Практикум. Лицензионная копия от «1С», Школа.

Тематическое планирование групповых занятий

«Вычислительная математика в военном деле», 5 класс.

№ п/п

Тема

Формы и виды деятельности

Количество часов

Дата проведения занятия

1

Из истории развития счета

Эвристическая беседа; индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады.

1

4.09

2

О происхождении арифметики

Эвристическая беседа; индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады.

1

11.09

3

О происхождении и развитии нумерации. Военное дело.

Эвристическая беседа; индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады.

1

18.09

4

Буквы и знаки. Игра «Кубики»

Индивидуальная и групповая работа; поиск информации; доклады; игровая деятельность.

1

25.09

5

Метрическая система мер. Задачи на движение

Мини-доклады; практикум; индивидуальная работа и работа в парах.

2

2.10

9.10

6

Старые русские меры. Геометрические задачи.

Мини-доклады; практическая работа; индивидуальная и групповая работа.

2

16.10

23.10

7

Геометрические задачи в военных расчетах.

Мини-доклады; лабораторная работа; индивидуальная работа и работа в парах.

2

30.10

13.11

8

Логические задачи.

Практикум; групповая работа.

1

20.11

9

Задачи со спичками.

Практикум; групповая работа.

1

27.11

10

Понятие множества. Решение задач.

Эвристическая беседа; индивидуальная и коллективная работа; практикум.

2

4.12

11.12

11

Первое знакомство с проектной деятельностью.

Выбор тем проекта; составление плана проекта; подбор литературы.

2

18.12

25.12

12

Использование математических знаний в военном деле.

Практическая работа; игровая деятельность.

3

15.01

22.01

29.01

13

Вклад  ученых-математиков в военное дело.

Групповая работа; поиск информации; доклады.

3

5.02

12.02

19.02

14

Математика в годы Великой Отечественной войны.

Групповая индивидуальная  работа; поиск информации; доклады.

3

26.02

5.03

12.03

15

Решение задач военной тематики. «Восьмушка хлеба»

Индивидуальная и групповая работа; мини-доклады.

2

19.03

2.04

16

Занимательные задачи «о движении снаряда», «о переправе». «Мост через реку».

Игровая деятельность; практическая работа; индивидуальная работа и работа в парах.

3

9.04

16.04

23.04

17

Работа над проектами «Вычислительная математика в военном деле»

Поиск информации по плану; подготовка выступления.

3

30.04

7.05

14.05

18

Защита проектов.

Защита проектов по теме «Вычислительная математика в военном деле»

2

21.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Химия и военное дело"

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...

Углеводороды в военном деле

Материал об использовании углеводородов  для производства материалов, применяемых в военном деле. Может быть использован при проведении бинарных уроков химия - ОБЖ...

Программа дополнительного образования "Автомобиль в военном деле"

Программа направлена на изучение истории возникновения и развития Автомобильных войск в России...

Календарно-тематическое планирование занятий по программе дополнительного образования «Автомобиль в военном деле»

Календарно-тематическое планирование занятий по программе дополнительного образования «Автомобиль в военном деле»...

Интеллектуальная игра "Математика и военное дело"

" НЕ ПЕКИСЬ О СНИСКАНИИ ВЕЛИКОГО ЗНАНИЯ,ИЗ ВСЕХ ЗНАНИЙ -НРАВСТВЕННАЯ- САМАЯ НУЖНЕЙШАЯ, НО ЕЙ НЕ ОБУЧАЮТСЯ "                          ...

"Вычислительная математика в военном деле"

Календарно-тематическое планирование элективного курса "Вычислительная математика в военном деле"...

Устный журнал "Математика в военном деле" (7,9 классы).

Материал может быть использован для внеклассной работы по математике....