Как стать учителем математики
статья по математике на тему

Ткаченко Ирина Анатольевна

Современному учителю необходимо самому хорошо знать и любить свой предмет, быть требовательным и справедливым, терпеливым и сдержанным к себе и к ученикам. В данной статье рассматривается комплекс примеров и собственный опыт в большой педагогической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stat_uchitelem_matematiki_statya_tkachenko_i.a.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

КАК СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ

Ткаченко И.А.

Ткаченко Ирина Анатольевна - учитель математики МБОУ «ЧСШ №1 им. Н. Кудри», пос. Черноморское, Республика Крым

Аннотация: Современному учителю необходимо самому хорошо знать и любить свой предмет, быть требовательным и справедливым, терпеливым и сдержанным к себе и к ученикам. В данной статье рассматривается комплекс примеров и собственный опыт в большой педагогической практике.

Ключевые слова: настоящий учитель, требовательность к самому себе, профессиональная компетентность, полная самоотдача.

HOW TO BECOME A TEACHER OF MATHEMATICS

Tkachenko I.A.

Tkachenko Irina Anatolievna - teacher of mathematics, MBEI "CHS number 1 named. N. Kudri », pos. Chernomorskoe, Republic of Crimea

Abstract: A modern teacher needs to know and love his subject well, be exacting and fair, patient and self-restrained to himself and to his students. This article examines a set of examples and own experience in a large pedagogical practice.

Keywords: real teacher, exacting to oneself, professional competence, full self-giving.

УДК 372.851

На первый взгляд, это очень простой вопрос. Следует лишь поступить в университет и окончить математический факультет. Диплом в твоих руках – значит, ты учитель. Но поученный диплом – это еще далеко не все. Он не сделает тебя настоящим учителем. Что же важно для учителя математики? Из своего достаточно богатого профессионального и жизненного опыта я выделяю три равнозначных фактора:

  1. Надо самому хорошо знать и любить свой предмет;
  2. Надо быть строгим и требовательным к самому себе, справедливым, терпеливым и сдержанным;
  3. Быть готовым к тому, что работать придется с полной самоотдачей, рабочий день будет не нормированным, работа станет вашей жизнью, а не средством существования.

Почему ваши ученики иногда идут на математический факультет? Первое, что они отвечают, – это то, что хорошо знают математику, она является их любимым предметом. Я вспоминаю, что у меня в классе училась девочка с прекрасными математическими способностями. Начиная с пятого класса и до самого выпуска из школы, она всегда была победителем школьных и районных этапов олимпиад по математике, а также призером республиканского уровня. В начальной школе она шутя, без особых трудностей решила задачу, которая ставит в тупик многих взрослых людей. Эту задачу в свое время предложил Лев Николаевич Толстой:

Условие задачи таково: Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца (включая стоимость шапки)?

Я удивленная ее способностями, предложила ей другую занимательную задачу, которую она решила так же легко, как и первую.

Задача №1:

На острове живут два племени: молодцы, которые всегда говорят правду, и лжецы, которые всегда лгут. Путешественник встретил островитянина, спросил его, кто он такой, и когда услышал, что он из племени молодцов, нанял его в проводники. Они пошли и увидели вдали другого островитянина, и путешественник послал своего проводника спросить его, к какому племени он принадлежит. Проводник вернулся и сказал, что тот утверждает, что он из племени молодцов. Спрашивается: был проводник молодцом или лгуном?

Выяснилось, что математика ее любимый предмет. И Путь Ольги был определен: все советовали ей идти в университет на математический факультет. Родители поощряли ее увлечение математикой. Ольга блестяще окончила университет, но учителем математики так и не стала. И не потому что не захотела. Не получилось. Чтобы стать учителем математики, мало хорошо самому решать задачи и уравнения, мало любить математику. Надо уметь работать с людьми. И не просто с людьми, а с детьми. Надо к каждому найти подход, наладить дисциплину, если на уроках нет внимания, то результат урока будет нулевой.

Когда учитель приходит в класс, он должен понимать, что перед ним сидят дети, горячо любимыми своими родителями, самые милые, самые дорогие, самые лучшие на свете. Но в классе они шалят, нарушают дисциплину, «достают» учителя. Да, так бывает достаточно часто. Дети «испытывают» молодых учителей. И надо быть очень терпеливым, чутким и внимательным, чтобы выдержать это испытание. Дисциплина на любом уроке важна, а на математике она важна особенно, чтобы не упустить какой-нибудь, на первый взгляд, маленькой детали. А потом окажется, что от этой детали зависит умение решать примеры, задачи, уравнения. Если молодому учителю не удастся добиться рабочей дисциплины на уроках, то его труд окажется напрасным.

Как увлечь учеников, как научить их быть внимательными? Дайте им какую-либо действительно увлекательную, занимательную работу, но с учетом их возможностей. Пусть они для себя совершат какое-нибудь маленькое открытие. И не забудьте похвалить их за это, так как моральный стимул для детей очень важен.

Задача №2:

Мальчик пошел с отцом в тир. Отец купил ему 10 пулек.

В дальнейшем отец за каждый промах отбирал у сына одну пульку, а за каждое попадание давал одну дополнительную пульку. Сын выстрелил 55 раз, после чего пульки у него кончились. Сколько раз он попал?

Задача №3:

В каждой клетке клетчатой доски размером 50 х 50 записано по числу.

Известно, что каждое число в 3 раза меньше суммы всех чисел, записанных в клетках, соседних с ним по стороне, и в 2 раза меньше суммы всех чисел, записанных в клетках, соседних с ним по диагонали. Докажите, что каждую клетку доски можно покрасить в красный или синий цвет так, что сумма всех чисел, записанных в красных клетках, равна сумме всех чисел, записанных в синих клетках.

Меняйте почаще виды работ, что бы детям не было скучно, чтобы переключить их внимание. Но настройте их с самого начала, что к каждому виду работы они должны отнестись очень серьезно и внимательно, потому что будут совершать открытия, а любые открытия требуют серьезного подхода и предельного внимания. Уроки математики – это не развлечения, а серьезная работа, которую надо выполнять качественно. И все они ответственны за ее выполнение.

Я думаю, что неотъемлемым качеством учителя является доброта. Учитель должен быть не “добреньким”, а по-настоящему добрым и справедливым. Строгим, но не злым. И в детях учителя должны воспитывать прежде всего доброту, порядочность и справедливость. Я в интернете нашла слова, которые потрясли меня до глубины души. К сожалению, я так и не смогла установить их автора. Теперь они постоянно лежат в моей тетради:

«ОДИН ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ПОСЫЛАЛ ЭТО ПИСЬМО КАЖДОМУ УЧИТЕЛЮ, КОТОРОГО БРАЛ НА РАБОТУ:

“Уважаемый учитель!

Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:

- как ученые инженеры строят газовые камеры;

- как квалифицированные врачи отравляют детей;

- как обученные медсёстры убивают младенцев;

- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин…

Поэтому я не доверяю образованности.

Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.

Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ”.»

Поймите каждого ребенка, почувствуйте его душу, будьте очень, и очень терпеливыми. В школе не должно быть место злобе и ненависти. К сожалению, я сама слышала от одного из учителей: «Я ненавижу детей!». Жаль, что при приеме в педагогические учебные заведения не сдается экзамен на человечность, доброту, понимание и терпение.

Молодому учителю должны помочь опытные педагоги. И даже если он не просит помощи, сами постарайтесь узнать его проблемы и очень тактично, уважительно и доброжелательно помочь ему. К сожалению, бывают случаи, когда администрация или другие проверяющие, приходя на уроки к молодому специалисту, только указывают на недостатки, порицают за ошибки, а помощь оказать забывают или не считают нужным.

А еще молодому (и не только!) учителю я бы посоветовала читать книги Василия Александровича Сухомлинского. Его книги не поучают, не дают наставления, они размышляют о жизни, о людях. Самое главное о детях. Они советуют и советуются. Великий педагог делится бесценным опытом общения с детьми.

Авторитет учителю поможет завоевать и такое испытание, которое часто устраивают старшеклассники. Они находят сложное задание по математике (решение у них тоже есть) и подсовывают учителю: помогите решить. И вы обязаны это сделать, и после этого сразу вырастите в их глазах.

Внеклассная работа по математике помогает не только развитию математических способностей у детей. Она способствует развитию интереса к математике и укреплению авторитета учителя. Правильно организованная внеклассная работа не только заинтересует ребят. Содержание внеклассной работы по математике можно планировать, связывая его с программным материалом, можно и нужно включать вопросы, выходящие за рамки программы, но доступные учащимся. Сюда же входят и занимательная математика, и рассказы о знаменитых математиках, и обсуждение математических журналов, статей на математические темы. Можно писать сочинения или составлять сказки по математике.

Существует много способов, приемов и методов, чтобы заинтересовать детей, чтобы развивать их пространственное воображение, чтобы не считали уроки математики трудными и скучными. Надо разбудить их интерес настолько, чтобы они сами искали пути решения и находили их. Это будет их победа, а победа принесет им моральное удовлетворение, что для учеников немаловажно. Это будет и победа учителя, так как и он получит моральное удовлетворение, что и для него немаловажно. А особая заслуга учителя еще будет состоять в том, чтобы научить детей решать задачи и примеры, используя свои знания в реальной жизни. Поэтому учитель математики должен быть всесторонне технически образован.

Политехнические задачи преподавания математики в школе сводятся к вооружению учащихся математическими методами, используемыми в строительстве, в производстве, в сельскохозяйственных работах и в быту. Сейчас их называют прикладные задачи. Дети увидят конкретную роль математики в реальной жизни. Сейчас этому вопросу уделяется большое внимание, появилось много задач на применение знаний по математике на практике. Раньше студентов математических факультетов слабо учили показу ролей и места своей науки в производстве, подбору соответствующего производственно-технического материала, организации экскурсий на предприятия. Учителя призваны готовить детей к работе в различных сферах хозяйства страны, но иногда сами педагоги не знают этих отраслей, их структуры, особенностей труда в основных из них. А это надо знать. Учитель должен уметь составить задачу с производственно-техническим содержанием.

Задача №4:

За изготовление и установку самого нижнего железобетонного кольца колодца заплатили 26 условных единиц (у.е.), а за каждое следующее кольцо платили на 2 у.е. меньше, чем за предыдущее. Кроме того, по окончании работы было уплачено еще 40 у.е. Средняя стоимость изготовления и установки одного кольца оказалась равной 22 у.е. Сколько колец было установлено?

В 70-е годы XX столетия был поднят вопрос о политехническом принципе в профессии учителя математики. Обнаружилось, что учителя не умеют реализовывать этот принцип на практике. Когда их попросили составить задачи, связанные с производством, то оказалось, что ситуации были надуманные, не имеющие практической пользы.

Студентам было предложено выполнить следующие задания:

  1. Составить задачу с производственно-техническим содержанием по конкретной теме школьного урока.
  2. Составить по одному коллективному (для группы учащихся) и одному индивидуальному заданию по математике для экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие, считая известными маршрут экскурсии и объекты изучения.
  3. Приведите пример связи какой-либо темы с другими школьными предметами.
  4. Приведите примеры заданий к лабораторной работе, способствующих развитию технического мышления, пространственных представлений, творческого отношения к труду, исследовательских навыков.

Эксперимент показал, что будущие учителя математики не умеют реализовывать политехнический принцип по нескольким причинам. Они не имеют широкого политехнического кругозора; стремятся к составлению заданий на простое воспроизведение знаний, например, на подстановку данных в формулу; слабо представляют себе дидактические возможности развития творчества и навыков исследований. Вот примеры неудачных заданий, придуманных студентами:

  1. Глаза шофера, сидящего в кабине, расположены на высоте 1,5 м от земли. В 10 м от машины лежит камень. Под каким углом видит его шофер?

Ситуация надуманна и практически бесполезна

  1. Определите высоту башенного крана, если предмет, находящийся на земле на расстоянии 50 м. от основания крана, виден из его кабины под углом в 30 градусов.

Ситуация надуманна и данные нереальны: при подсчете кран получается выше 30-этажного дома.

Сейчас этот недостаток в образовании учителя математики ликвидируется.

В работе учителя математики нет мелочей. Правильное ведение тетрадей учениками способствует лучшему усвоению курса математики, выработке умений и навыков. Развивается аккуратность в работе, в умении вести математические записи. Непродуманные и небрежные записи, неаккуратные чертежи создают ненужные затруднения на уроках, затрудняют проверку работ учителем. Тетради позволяют судить о том, насколько каждый ученик в отдельности и класс в целом усвоили изучаемый материал, овладели необходимыми навыками. Учитель должен требовать от ученика чистых, аккуратных записей и четко выполненных чертежей. Проверять тетради необходимо систематически, при этом ученик должен понимать, почему он получил ту или иную отметку. Дети всегда с интересом ждут, какие отметки получат в тетрадях. Отметки в тетрадях – это большой стимул в их работе.

Я считаю, что учитель математики, только что окончивший ВУЗ и пришедший на работу в школу, первым делом должен хорошо изучить весь программный материал, который ему предстоит «пройти» вместе с детьми в этом учебном году. Если он знает его недостаточно хорошо, у него возникнут затруднения в учебном процессе, а этого можно избежать. Администрация или учитель наставник должны помочь молодому педагогу составить календарно-тематические планы. Если будет составлен оптимальный календарно-тематический план, это облегчит работу учителя при подготовке к конкретным урокам.

Молодой учитель должен хорошо знать классификацию уроков. Мы когда-то выучили ее благодаря Василию Анисимовичу Онищуку. По-моему, лучшего до сих пор не придумал. До сих пор его классификация уроков остается самой оптимальной. Он пишет: «Мы предлагаем следующий вариант данной классификации:

  1. урок усвоения новых знаний;
  2. урок усвоения навыков и умений;
  3. урок применений знаний, навыков и умений;
  4. урок обобщения и систематизации знаний;
  5. урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений;
  6. комбинированный урок.

Классификация уроков по основной дидактической цели наиболее удобно для практического применения. Составляя рабочую программу, учитель распределяет уроки по отдельным разделам в соответствии с дидактическими целями. Если изучаются понятия, законы, теории и ставится цель– сознательное и прочное усвоение их учащимися, то такие занятия относятся к урокам усвоения новых знаний. Если предусматривается выработка у учащихся навыков, то такие занятия относят к усвоению навыков и умений, например, уроки усвоения навыков вычитания с переходом через десяток… Классификация уроков по основной дидактической цели целесообразна и тем, что она позволяет более четко определить цели и задачи каждого урока и мобилизовать школьников на их успешное решение.»

В октябре 2017 года я была на курсах переподготовки учителей математики. Нам даны были типы уроков в соответствии с требованиями ФГОСа, и они практически не отличались от тех, которые были предложены В.А. Онищуком.

Поурочные планы необходимо составлять всем учителям: и опытным, и молодым. Сейчас напечатано очень много книг с поурочными разработками в помощь учителю. Можно ли ими пользоваться? Можно и нужно. Но это только помощь, а не полная замена ваших собственных поурочных планов. В вашем классе ваши собственное видение урока, ваше восприятие материала, ваши формы и методы работы. Перед вами сидят ваши дети. Ваш план – это ваши мысли, чувства, это душа, которую вы вложили в него при продумывании и составлении хода урока. Никакой печатной основой полностью заменить это не удастся. Напечатанные планы или полностью безликие, или составлены людьми, которые ориентируются на сваи классы, на своих детей. Они в них вкладывали свои чувства. Это чужие планы. Поверьте, мне, что полностью взять в свою работу чей-то чужой опыт у вас не получится.

Как должен выглядеть поурочный план? В его структуру должны входить, в соответствии с требованиями ФГОСа, следующие моменты:

  1. Оргмомент (готовность к уроку);
  2. Актуализация опорных знаний;
  3. Мотивация;
  4. Целеполагание и совместное с детьми планирование;
  5. Изучение нового материала;
  6. Закрепление нового материала;
  7. Первичный контроль знаний;
  8. Коррекция (на том же уроке в течение нескольких минут);
  9. Домашнее задание (дифференцированное);
  10. Рефлексия, подведение итогов.

Когда и как учителю готовиться к следующим урокам? Однажды, будучи сама молодым учителем, я спросила об этом у Котельниковой Марии Григорьевны, которая считалась одним из лучших учителей младших классов в Черноморском районе. Она замечательный педагог, уважаемая и любимая учительница многих поколений детей и их родителей. У нее было немало обязанностей в школе, кроме основной работы. К тому же она была прекрасной хозяйкой и матерью. Когда она успевала все делать? Тетради проверены всегда, планы были написаны к каждому уроку аккуратно, полно и четко. Она ответила, что готовится к урокам всегда. Я вначале не поняла этого слова «всегда». Она разъяснила: «Иду с работы, продумываю, завтрашние уроки, весь материал знаю. Работаю дома – мысленно составляю планы, иду в магазин – занимаюсь тем же. Мысленно планы уже составлены, так что остается только сесть за стол и написать их в тетради». Эту науку Марии Григорьевны я усвоила навсегда. Написание планов занимает не так уж много времени, если знаешь, что писать. План необходим, потому что делает работу системной, целенаправленной, он дисциплинирует учителя.

Сейчас вместо традиционных поурочных планов составляют технологические карты. Я пока не берусь судить, лучше это или хуже традиционных планов. Я вникла в их суть и пришла к выводу, что заполнять эти технологические карты не так уж сложно, если действительно хорошо продуман весь материал будущего урока. Если четко определены цели и задачи, если выбраны формы и методы, какие будут применены на данном уроке.

Я очень хочу, чтобы нам на смену в школу пришли молодые учителя математики, которые не испугаются трудностей в работе с детьми, не просто профессионалы, но люди с глубоким чувством ответственности, терпеливые, добрые и справедливые, любящие не только математику, но свою работу и детей.

Список литературы /Refences

  1. Глейзер Г.Д.,  Повышение эффективности обучения математики в школе, М., 1989.
  2. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. М., 1954.
  3. Букреева С.Н., Мухортова И.И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI в. // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 738-740.
  4. Лезан. Развитие математической инициативы. М., 1908.
  5. Онищук В.А., Типы, структура и методика урока в школе. К., 1976.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя математике о нетрадиционных формах ведения урока

Использование нетрадицонных форм ведения урока: урок-семинар, урок-конференция, урок- лабораторная работа, урок-игра....

Юрикова Елена Васильевна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Руденко Ирина Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №18 г. Сочи Цукерман Статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»

Обучение ради запоминания некоторого количества знаний – ничто. С началом реализации ФГОС перед нами стоит задача – воспитать компетентного человека. Такой выпускник школы всегда знает,  где найт...

Сборник статей учителя математики

В приложенном архиве представлены три статьи на темы:Электронные информационно-образовательные ресурсы как средство изучения математики.Использование регионального компонента в образовательном процесс...

Статья учителя математики Потишней Анны Леонидовны ГБОУ СОШ №138 "Характеристические особенности и принципы дистанционного обучения"

Статья учителя математики Потишней Анны Леонидовны ГБОУ СОШ №138 имени Святого благоверного князя Александра Невского  Калининского района Санкт-Петербурга...

Статья "Учитель математики"

Учитель математики МБОУ "СОСОШ№1" Еравнинского района  Базарова Нина Сандаковна проработала свыше 40 лет....