Дифференцированный подход в обучении.
статья по математике на тему

Онопринко Елена Владимировна

В предложенной статье предлагаются  практические приёмы организации  дифференцированного  обучения на разных этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный  подход  в  обучении.

Дифференцированный  подход  в  обучении  позволяет  учить  всех,  но  по-разному.  Это  означает,  что,   осваивая  основной  курс,  одни  школьники  в  своих  результатах  ограничиваются  уровнем  обязательной  подготовки,  другие – в  соответствии  со  своими  склонностями,  достигают  более  высоких  рубежей.  Дифференцированный  подход  является  основным  путём  индивидуализации  обучения.  Индивидуальная  работа  с  учащимися – трудоёмкое,  но,  в  конце  концов,  результативное  занятие.  

      Прежде  всего  я  стараюсь  выяснить  индивидуальные  способности  каждого  ученика,  затем  приступаю  к  разработке  вариантов  индивидуальной,  групповой  и  коллективной  работы  на  уроке.  В  системе  упражнений  перехожу  от  работы  под  непосредственным  руководством  учителя  к  частичной  и  далее  полностью  самостоятельной  работе,  при  этом  учащиеся  постепенно  справляются  с  заданиями  разной  степени  трудности,  а  трудность  заданий  и  степень  самостоятельности  его  выполнения  постепенно  вырастают.  Чтобы  организовать  индивидуальную  работу  в  классе,  я  выделяю  группы  учеников  с  более  или  менее  одинаковыми  особенностями.  Чем  меньше  таких  групп,  тем  легче  работать.  Обычно  это  две  или  три  группы  учащихся.  Работа  с  ними  напоминает  работу  в  малокомплектной  школе.  Осуществление  дифференцированного подхода  возможно  при  следующих  условиях.   Нужна  свобода учителю,  не  должны  возникать  ситуации,  когда,  например,  областной  инспектор  составляет  текст  контрольной  работы  для  всех  учителей.  Нужны   дифференцированные  многоуровневые  и  профильные  учебники.  Необходимо  снижение  численности  классов  до  12- 15  человек.  Так  как  выполняются  не  все  условия   дифференцированного  подхода,  в  своей  работе  я  применяю  приёмы  этого  метода.

         На  этапе  изложения  новых  знаний  я  вначале  провожу  подготовку  к  усвоению  нового:  задаю  учащимся  вопросы  по  пройденному,  поднимаю  у  них  в  памяти  то,  на  что  они  будут  сейчас  опираться.  Более  тщательную  подготовку  к  усвоению  провожу  именно  с  теми  учениками,  которые  в  этом  нуждаются.  После  первичного  фронтального  объяснения,  я  его  повторяю,  может  быть,  для  отдельных  групп  не  один  раз.  Иногда  я  использую  такой  приём:  группа  с  повышенной  обучаемостью  изучает  новый  материал  самостоятельно  по  предложенному  плану  или  вопросам,  а  остальные  - коллективно  под  руководством  учителя.  Сильным  ученикам  можно  предлагать  изучение  нового  материала  дома  и   привлекать  их  к  объяснению  в  классе.  Во  время  объяснения  важно  учитывать  психофизические  особенности  учеников.  Дополнительные  вопросы,  какие-то  особые  фразы   можно  адресовать  ученикам  со  слабой  слуховой  памятью,  невнимательным,  рассеянным .  Учащимся  с  хорошей  зрительной  памятью  помогает  наглядность,  с  моторной – практическая  работа  на  доске.

               Во  время  первичного  закрепления  слабоуспевающим  ученикам  можно  предложить  решить  тот  же  пример,  который  решал  учитель  при  объяснении,  более  сильная  группа  решает  подобные  задания,  но  более  высокого  уровня.

              Часто  при  фронтальной  работе  использую  игру  «Математический  футбол»,  где слабые  учащиеся – нападающие  (при  правильном  ответе  команде  приносят  3  балла),  сильные – защитники  (2  балла),  вратарь – лидер  (1  балл).  Первыми  «встречают»  мяч  нападающие,  затем – защитники,  потом – вратарь.

              Для  организации  дифференцированного  обучения  можно  применять  с  алгоритмическим  предписаниями,  с  сопутствующими  указаниями  и  инструкциями,  задания  с  выбором  правильного  решения,  с применением  классификации.  С  выполнением  некоторой  их  части,  вопросами.  Наиболее  удобно  их  предъявлять  их  в  форме  индивидуальных  карточек.  Для  сильных  нужны  задания  на  перенос  знаний  и  умений  в  изменённую  или  новую  ситуацию.

             Подготовить  карточки  на  каждый  урок – трудоёмкое  занятие.  Организовать   дифференцированный  подход   можно  иначе.  Я  выписываю  номера,  которые  необходимо  решить  на  уроке,  делю  их  на  порции.  Сильные  учащиеся  решают  их  самостоятельно,  после  каждой  порции  подносят  работу  на  проверку. Далее  они  получают  дополнительное  задание:  составить  выражение,  придумать  обратную  задачу,  решить  другим  способом,  привлекаются  к  проверке  других  работ,  назначаются  консультантами  или  решают  задания  дальше.  Слабые  ученики  работают  под  руководством  учителя.

            В  работе  с  задачами  1группа  решает  выражением  и  другим  способом,  2группа – по  действиям  с  пояснениями,  3группа – разбор  задачи  с  учителем,  работа  с  разрезанным  решением  задачи,  запись  решения  по  памяти  или  решение  задачи  по  плану.

               При  организации  самостоятельной  работы  иногда  я  использую  порциональную  помощь.  Учащиеся  приступают  к  решению.  Через  некоторое  время  вместе со  среднеуспевающими  учениками  разбираем  чертёж,  спустя  ещё  некоторое  время -  со  слабоуспевающими  разбираем  задачу,  составляем  план  решения.

                Дифференцированный  подход  в  работе  парами.  (Перфокарты)  пропуски  вначале  заполняют  сильные (    ),  потом  слабые  (    ). Вопросы  задают                 ,   потом                    .

                 Математические  диктанты  и  самостоятельные  работы  иногда  провожу  в  форме  игры  «Оседлай  коня».  Слабые  ученики  работают  у  доски  под  руководством  учителя,  а  на  месте  могут  получить  помощь,  оглянувшись  назад  на  доску  по  разрешению  учителя.

                На  этапе  проверки  и  оценки  знаний  и  умений  проверочные  работы  содержат  задания  уровня  обязательной  подготовки  и  уровня  возможности.  Я  не  скрываю  от  учащихся  уровень  трудности  задания,  чтобы  они  сами  представляли,  на  каком  уровне  усвоен  ими  материал.

               Дифференцированный  подход  в  обучении  способствует  разгрузке  школьников,  обеспечивает  их  посильной  работой  и  формирует  у  них  положительное  отношение  к  учёбе.

               .