Математический кружок "олимпионик"
рабочая программа по математике (5, 6 класс) на тему

Математический кружок "Олимпионик" был создан в ходе работы "Школы логики", организованной в лицее. Материал подходиткак ученикам 5-6 классов, так и всем желающим среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kruzhok.docx18.32 КБ
Файл matematicheskiy_kruzhok.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Математический кружок « Олимпионик»

Пояснительная записка.

    Основной линией изучения математики в 5-6 классах является числовая линия, в которой учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными и дробными числами, поэтому , в основном, рассматриваются задачи этой линии.

    Кроме этого, на занятиях кружка учащиеся знакомятся с «классическими» олимпиадными задачами, через которые прошло не одно поколение учащихся.

    В основу занятия математического кружка включено пять основных этапов.

1. Мотивационный – исторический экскурс. Это регулярное использование материала из истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями  ученых- математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.

2. Ориентировочный – учитель разбирает, показывает опорную задачу (одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).

3. Исполнительный – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации. При этом рекомендуется немного усложнить задачу.

4. Контролирующий – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.

5. Мотивационный – разбор занимательных, шутливых  математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.

При завершении занятия учащимся предлагается заочная олимпиада. Время решения – неделя. Заочная олимпиада проводится на добровольной основе. Кроме этого, в качестве домашнего задания, можно предложить принести на следующее занятие занимательные

задачи.

Цель программы: познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных математических задач; выявить наиболее одаренных и способных к изучению математики учащихся и развить у них познавательные, интеллектуальные и коммуникативные навыки.

Задачи программы:

Образовательные

- способствовать популяризации у учащихся математических знаний;

- познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных задач;

- расширять кругозор учащихся через решение исторических задач, знакомство с биографиями известных математиков и фактами из истории развития математики.

Развивающие

- развитие логического мышления учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков решения олимпиадных и нестандартных математических задач.

Воспитательные

- формирование познавательных навыков и неравнодушного отношения к математике;

Условия реализации программы:

- возраст детей – 11-13 лет;

- продолжительность изучения программы -1 год;

- количество часов – 1 час в неделю.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповая;

- индивидуальная.

Формы и методы, используемые в работе по программе:

- словесно – иллюстративные (рассказ, беседа, работа с исторической математической литературой;

- частично- поисковые ( при систематизации методов и способов решения олимпиадных задач);

- репродуктивные (при решении задач, аналогичных опорной задаче),

- исследовательские (при разборе решения задач)

Ожидаемый результат:

- положительная динамика социальной и творческой активности учащихся, подтверждаемая участием их в конкурсах и олимпиадах;

- повышение коммуникативности;

- повышение мотивации к изучению математики;

- формирование активной успешной личности, мотивированной к самообразованию;

- умение работать с научной и исторической математической литературой, современными источниками информации;

- выявление творческих способностей, склонности к решению олимпиадных математических задач.

  Основные принципы программы:

Принцип системности.

Принцип гуманизации.

Принцип опоры.

Принцип совместной деятельности.

Принцип обратной связи.

Принцип успешности.

Тематическое  планирование.

Тема занятия

Дата проведения

 1.

Задача гениального Гаусса

 2.

Задачи со спичками.

 3.

Куры и кролики.

 4.

Числовые выражения.

 5.

Обводим линии.

 6.

Ребусы с числами.

 7.

Ребусы с буквами.

 8.

Взвешивания на чашечных весах (без гирь).

 9.

Взвешивания на чашечных весах ( с гирями)

10.

Фальшивые монеты

11.

Деление с остатком

12.

Меняем монеты.

13.

Разрезания и перегибания.

14.

Задачи с часами.

15.

Задачи на движение вверх и вниз.

16.

Задачи на движение (скорость, время, расстояние)

17.

Последняя цифра.

18

 Площадь и периметр фигур.

19.

Кубики.

20.

Отгадай возраст.

21.

Переливания.

22.

Делимость чисел.

23.

Числовые закономерности.

24.

Магические квадраты.

25.

Комбинации чисел.

26.

Логические задачи.

27.

Шахматная математика.

28.

Круги Эйлера

29.

Разные геометрические задачи.

30.

Среднее арифметическое.

31.

Обратный ход.

32.

Старинные задачи.

33.

Сколько страниц в книге.

34.

Принцип Дирихле.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

 В результате изучения курса «Олимпионик» обучающиеся на первой ступени основного общего образования

- получат возможность понять, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа,

- раскроют смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, рассмотрят примеры ошибок, возникающих при идеализации;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, пользования различными справочными изданиями с целью поиска познавательной информации;

- научаться интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.  

Личностные универсальные учебные действия.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и нестандартным способам решения логических и нестандартных задач;

- формирование причин успеха во внеучебной деятельности;

- способность к самооценке на основе успешности внеурочной деятельности

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и интереса к изучению математики и ее истории развития.

Регулятивные универсальные учебные действия.

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- адекватное восприятие предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

- умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, при необходимости вносить коррективы как походу его выполнения, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий в учебной, научной, популярной литературе и в открытом информационном пространстве;

- создание  и представление проектов, презентаций, сообщений в устной и письменной форме;

- проведение сравнений, создание классификаций, определение подобия  по заданным критериям;

- развитие логического мышления и математической интуиции и зоркости.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- адекватное использование речи для решения различных коммуникативных задач;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, а также способность отстоять свою точку зрения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение задавать вопросы;

- использование монологических высказываний и владение диалогической формой речи, формирование умения слушать и слышать оппонента;

- уважительное отношение к различным мнениям, в том числе и не совпадающим с собственным,

- умение взаимодействовать и сотрудничать для решения различных задач. 



Предварительный просмотр:

Математический кружок « Олимпионик»

Пояснительная записка.

    Основной линией изучения математики в 5-6 классах является числовая линия, в которой учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными и дробными числами, поэтому , в основном, рассматриваются задачи этой линии.

    Кроме этого, на занятиях кружка учащиеся знакомятся с «классическими» олимпиадными задачами, через которые прошло не одно поколение учащихся.

    В основу занятия математического кружка включено пять основных этапов.

1. Мотивационный – исторический экскурс. Это регулярное использование материала из истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями  ученых- математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.

2. Ориентировочный – учитель разбирает, показывает опорную задачу (одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).

3. Исполнительный – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации. При этом рекомендуется немного усложнить задачу.

4. Контролирующий – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.

5. Мотивационный – разбор занимательных, шутливых  математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.

При завершении занятия учащимся предлагается заочная олимпиада. Время решения – неделя. Заочная олимпиада проводится на добровольной основе. Кроме этого, в качестве домашнего задания, можно предложить принести на следующее занятие занимательные

задачи.

Цель программы: познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных математических задач; выявить наиболее одаренных и способных к изучению математики учащихся и развить у них познавательные, интеллектуальные и коммуникативные навыки.

Задачи программы:

Образовательные

- способствовать популяризации у учащихся математических знаний;

- познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных задач;

- расширять кругозор учащихся через решение исторических задач, знакомство с биографиями известных математиков и фактами из истории развития математики.

Развивающие

- развитие логического мышления учащихся;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие навыков решения олимпиадных и нестандартных математических задач.

Воспитательные

- формирование познавательных навыков и неравнодушного отношения к математике;

Условия реализации программы:

- возраст детей – 11-13 лет;

- продолжительность изучения программы -1 год;

- количество часов – 1 час в неделю.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповая;

- индивидуальная.

Формы и методы, используемые в работе по программе:

- словесно – иллюстративные (рассказ, беседа, работа с исторической математической литературой;

- частично- поисковые ( при систематизации методов и способов решения олимпиадных задач);

- репродуктивные (при решении задач, аналогичных опорной задаче),

- исследовательские (при разборе решения задач)

Ожидаемый результат:

- положительная динамика социальной и творческой активности учащихся, подтверждаемая участием их в конкурсах и олимпиадах;

- повышение коммуникативности;

- повышение мотивации к изучению математики;

- формирование активной успешной личности, мотивированной к самообразованию;

- умение работать с научной и исторической математической литературой, современными источниками информации;

- выявление творческих способностей, склонности к решению олимпиадных математических задач.

  Основные принципы программы:

Принцип системности.

Принцип гуманизации.

Принцип опоры.

Принцип совместной деятельности.

Принцип обратной связи.

Принцип успешности.

Тематическое  планирование.

Тема занятия

Дата проведения

 1.

Задача гениального Гаусса

 2.

Задачи со спичками.

 3.

Куры и кролики.

 4.

Числовые выражения.

 5.

Обводим линии.

 6.

Ребусы с числами.

 7.

Ребусы с буквами.

 8.

Взвешивания на чашечных весах (без гирь).

 9.

Взвешивания на чашечных весах ( с гирями)

10.

Фальшивые монеты

11.

Деление с остатком

12.

Меняем монеты.

13.

Разрезания и перегибания.

14.

Задачи с часами.

15.

Задачи на движение вверх и вниз.

16.

Задачи на движение (скорость, время, расстояние)

17.

Последняя цифра.

18

 Площадь и периметр фигур.

19.

Кубики.

20.

Отгадай возраст.

21.

Переливания.

22.

Делимость чисел.

23.

Числовые закономерности.

24.

Магические квадраты.

25.

Комбинации чисел.

26.

Логические задачи.

27.

Шахматная математика.

28.

Круги Эйлера

29.

Разные геометрические задачи.

30.

Среднее арифметическое.

31.

Обратный ход.

32.

Старинные задачи.

33.

Сколько страниц в книге.

34.

Принцип Дирихле.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

 В результате изучения курса «Олимпионик» обучающиеся на первой ступени основного общего образования

- получат возможность понять, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа,

- раскроют смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, рассмотрят примеры ошибок, возникающих при идеализации;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, пользования различными справочными изданиями с целью поиска познавательной информации;

- научаться интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.  

Личностные универсальные учебные действия.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и нестандартным способам решения логических и нестандартных задач;

- формирование причин успеха во внеучебной деятельности;

- способность к самооценке на основе успешности внеурочной деятельности

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и интереса к изучению математики и ее истории развития.

Регулятивные универсальные учебные действия.

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- адекватное восприятие предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

- умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, при необходимости вносить коррективы как походу его выполнения, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий в учебной, научной, популярной литературе и в открытом информационном пространстве;

- создание  и представление проектов, презентаций, сообщений в устной и письменной форме;

- проведение сравнений, создание классификаций, определение подобия  по заданным критериям;

- развитие логического мышления и математической интуиции и зоркости.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- адекватное использование речи для решения различных коммуникативных задач;

- умение формулировать собственное мнение и позицию, а также способность отстоять свою точку зрения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение задавать вопросы;

- использование монологических высказываний и владение диалогической формой речи, формирование умения слушать и слышать оппонента;

- уважительное отношение к различным мнениям, в том числе и не совпадающим с собственным,

- умение взаимодействовать и сотрудничать для решения различных задач. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Математический КВН "Математический серпантин"

С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся  кажды...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...