Использование метапредметных заданий для формирования УУД (математика)
статья по математике (6 класс) по теме

Концур Ангелина Вадимовна

Данная статья будет полезна учителям математики, работающих в 6 классах. В силу вступления нового образовательного стандарта основной тенденцией современного образования становится метапредметность. У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия, в результате чего они должны достичь определенных метапредметных результатов.  И одним из способов их достижения можно считать внедрение в урок метапредметных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метапредметных заданий для формирования УУД на уроках математики

                  В силу вступления нового образовательного стандарта основной тенденцией современного образования становится метапредметность. У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия, в результате чего они должны достичь определенных метапредметных результатов.  И одним из способов их достижения можно считать внедрение в урок метапредметных заданий.

                 На уроках математики это: реальные задачи; задачи, содержащие исторические факты; задачи на оперирование с различными видами представления информации и перевод информации из одного вида информации в другой (таблица, текст, диаграммы, график, рисунок, схема и др.); задачи с межпредметным содержанием. На данный момент количества  разработанных метапредметных заданий, которые можно включить в учебный материал к каждой теме, недостаточно. Я предлагаю несколько заданий, которые, на мой взгляд, при включении в урок математики в 6 классе, помогут сформировать и развить у учащихся метапредметные умения и навыки.

             При выполнении первого задания формируется познавательное учебное действие – умение считывать информацию с диаграммы и выбирать наиболее рациональный способ решения.

  1. В классе 30 человек. Решив уравнение , учащиеся разделились во мнениях, чему равен корень уравнения. Ответы были следующие: 7, -7 и нет корней.

На диаграмме показано количество учеников, выбравших один из ответов. Согласен ли ты с мнением большинства? Если нет, приведи свой вариант ответа. Ответ обоснуй.

Ответ: не согласен, число 7 не является корнем уравнения, так как при подстановке его в уравнение не получаем верное числовое равенство. Корнем уравнения является число -7, так как при подстановке его в уравнение получаем верное числовое равенство -15= - 15.*

*Еще один возможный вариант: ученик начнет сам решать уравнение и придет к верному ответу, но это уже не будет наиболее рациональным способом решения.

              При выполнении второго задания формируется познавательное учебное действие – моделирование (перевод текстовой информации в знаково-символическую форму), анализ и синтез информации.

  1. Ширина Арки Звезды в Париже относится к ее высоте как 9:10. Известно, что высота данной Арки на 5 м больше ее ширины. А высота Арки Константина в Риме равна 21 метру.

Арка Звезды в Париже

1806-1836 гг.

Арка Константина в Риме

312-315 г. н.э

C:\Users\user\Desktop\арка звезды в париже.jpg

C:\Users\user\Desktop\арка константина.jpg

1) Выберете верную математическую модель, которую можно использовать для нахождения высоты Арки Звезды в Париже (возможно несколько верных ответов):

а)  ширина арки – x метров, высота арки – (x+5) метров,

    отношение ширины арки к высоте –  ,  уравнение   ;  

 б) ширина арки – x метров, высота арки – (x+5) метров,

     отношение ширины арки к высоте –  , уравнение   ;  

в) высота арки– x метров, ширина арки – (x – 5) метров,

    отношение ширины арки к высоте –  , уравнение   ;  

г) одна часть – x,  ширина арки – 9x,

    высота арки – 10x,  уравнение 10x – 9x = 5.

2) На сколько метров Арка Звезды в Париже выше Арки Константина в Риме?

Ответ: 1)  а), в), г);   2) на 29 метров Арка Звезды в Париже выше Арки Константина в Риме.

          При выполнении третьего задания формируется регулятивное учебное  действие – умение действовать по заданному алгоритму.

  1. К новому учебному году тебе нужно купить 24 тетради, 12 ручек и 5 простых карандашей с ластиком. Тетрадь на 2 рубля дешевле карандаша и в 2 раза дешевле ручки.  Стоимость всей покупки составляет 593 рубля. Мама дала 750 рублей. Хватит ли тебе денег еще купить набор линеек, если его стоимость на 138  руб. дороже ручки?

Реши задачу, используя данный алгоритм:

1) Принять стоимость одной тетради за x;

2) Выразить стоимость одной ручки и одного карандаша через x;

3) Выразить стоимость 24 тетрадей, 12 ручек и 5 простых карандашей через x;

4) Составить уравнение на основании того, что стоимость всей покупки составила 593 рубля;

5) Решив составленное уравнение, найти стоимость одной тетради;

6) Найти стоимость одной ручки;

7) Найти стоимость набора линеек с учетом того, что он дороже одной ручки на 138 рублей;

8) Найти стоимость всей покупки с учетом набора линеек;

9) Сравнить количество имеющихся денег со стоимостью покупки с учетом набора линеек;

10) Сделать вывод, хватит ли денег на набор линеек или нет.

Ответ:

1) Пусть одна тетрадь стоит x рублей;

2) Тогда одна ручка стоит 2x рублей, один карандаш – (x+2) рублей;

3) Тетради –  24x руб., ручки – 122x руб., карандаши – 5(x+2) руб.;

4)  24x + 122x + 5(x+2) = 593

5) стоимость одной тетради 11 рублей;

6) стоимость одной ручки 112 = 22 рубля;

7) 138 + 22 = 160 (руб.) – стоимость набора линеек;

8) 593 + 160 = 753 (руб.) – стоимость покупки с учетом набора линеек;

9) 753  750;

10) На набор линеек денег не хватит.

         Представленные задачи можно включить в учебную программу 6 класса по математике, а именно при изучении темы «Решение уравнений, сводящихся к линейным». Кроме предметных знаний ученик получает возможность формировать основные ключевые компетенции.

          Учителю несложно, освоив основные идеи заданий метапредметного характера, научиться конструировать подобные задачи. Однако желание педагога «идти в ногу со временем» и наличие свободного времени играют в этом немаловажную роль.

Используемая литература

  1. Лукичева Е.Ю., Бунтова Ю.В., Сарамуд И.А. «Метапредметные задачи для занятий математикой в 5-6 классах: методическое пособие». – СПб.: СПб АППО, 2016. – 66 с.
  2. Методические разработки Концур А.В. https://nsportal.ru/node/3053742


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методология использования тестовых заданий в процессе изучения математики

Для проверки знаний , умений и навыков учащихся по предмету....

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (математика, 6 класс "Круг. Площадь круга.")

Задания для формирования личностных и метапредметных результатов (6 класс)...

Использование интерактивных заданий для формирования универсальных учебных действий

В условиях внедрения новых стандартов одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий. Они создают условия для формирования у школьни...

Разработка учебных заданий для формирования метапредметных результатов по английскому языку

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед школой встает актуальный вопрос: самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, вкл...

Метапредметные задания способствующие формированию регулятивных УУД

Обобщение опыта преподавания математики и обзор литературы показывает то, что в учебниках математики не достаточное количество метапредметных заданий, способствующих формированию регулятивных УУД. Поэ...