Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий
статья по информатике и икт на тему

Данькин Александр Александрович

 

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

«Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т. е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные учебные действия, в том числе и такой вид, как познавательные универсальные учебные действия, над формированием которых я работаю в течение последних лет педагогической деятельности.

В блоке познавательных универсальных учебных действий выделяют следующие общеучебные действия:

- знаково-символические;

- логические и

- действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста.

В условиях информационного общества учитель больше не является единственным носителем знания: есть более емкие источники информации. У педагога сегодня совсем другая задача: дать ребенку возможность не утонуть в информационном потоке, научить ориентироваться и передвигаться в нем; «вдохновить» учеников на развитие их интеллектуальных и лучших личностных способностей и показать пути и способы для этого.

Учитель, в полной мере использующий такую тактику, называется фасилитатором (от английского «облегчать, содействовать, способствовать»). Такой стиль деятельности предъявляет высокие требования к учителю, его личностным качествам и образованию.

Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемая «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика - сама по себе, математика также. По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников наша великая страна оказалась на неприятном и обидном месте в четвертом десятке стран мира.

Сегодня мы вправе задать вопрос каждому учителю, приходящему на урок: а чего, собственно, он добивается за 45 мин отведенного времени? Если он собирается просто преподать очередной параграф, назову такой ответ плачевным, ведь настоящий учитель должен идти на урок за тем, чтобы помочь ребятам лучше понять себя при помощи предмета и той деятельности, которая на уроке осуществляется. Изменения, происходящие сейчас в образовании должны измеряться степенью понимания того, для кого они осуществляются. На мой взгляд – для ученика. Другой ценности быть не может.

В отличие от предыдущих столетий, цель образования в современном мире - помочь ученику как можно раньше найти себя. Если ребёнок точно знает цель, к которой стремится, и средства её достижения - образование реализовало одну из своих важнейших функций. Если же из школы выходит человек, не нашедший себя в этом мире, он слепое орудие сил, действующих вокруг него. И даже самые глубокие и прочные знания не помогут ему

Парадокс: мы постоянно твердим о необходимости непрерывного образования (принцип LLL – Life long learning) и при этом продолжаем рассматривать общее образование как некий единый, монолитный, почти сакральный комплекс. Хотя 99,99% гражданам России никогда в жизни не пригодятся знания: дата сожжения Яна Гуса, формула квадратного трехчлена и технология производства конвертерной стали, – все это настойчиво впихивается в бедные ученические головы. Детей интересуют знания, которые смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.

21-й век – это век рефлексивных форм знания.  Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности  его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний.  Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.  И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

«Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Работая над темой, провожу диагностику соответствия запросов учителей и родителей к знаниям и умениям учащихся разных возрастных категорий по теме «Информационные коммуникационные технологии» реальным возможностям учащихся в данной области.

Анализ результатов выявил противоречие.

Противоречие– несоответствие современных требований общества к учащимся по применению компьютерных знаний в повседневной жизни реальным умениям учащихся в области информационных коммуникационных технологий.

 

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на курс информатики и ИКТ в основной школе отводится в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, в старшей школе в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5—7-х классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5—7-х классах.

Проблема – при минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне ибольшом объёме изучаемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» развивать познавательные универсальные учебные действия, т.е. надпредметные умения использования компьютера во всех предметных областях.

К познавательным универсальным учебным действиям (надпредментым умениям), которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ –  основа учебных материалов нового поколения:

  1. использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
  2. уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
  3. использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
  4. уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие приемы как:

Прием «Знакомая незнакомка»

При изучении новой компьютерной программы, до изучения её особенностей, учащиеся находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон.

Прием «Что? Где? Как?»

При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:

Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.

Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.

Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.

Пример вычисления произведения 256 и 26 в программе Калькулятор.

1 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на панели программы

«Как?» - алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 256, нажать *, щелкая мышью набрать 26 и нажать знак равенства.

2 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на клавиатуре

«Как?» - алгоритм: набрать на клавиатуре 256, нажать *, набрать 26 и нажать клавишу Enter.

Приём «Что я могу добавить?»

Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.

Приём «Краткость – сестра таланта»

При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)

Приём «Зачем мне это надо?»

Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.

 

В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи»

 

  1. В результате опыта работы было выявлено несоответствие между необходимостью использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и их сформированностью на разных этапах обучения, согласно примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ» в основной общей и средней (полной) школе.
  2. В нашей гимназии созданы условия для изучения информатики с 5 по 11 классы за счёт компонента образовательного учреждения. В связи с увеличением количества часов на изучение информатики в основной школе проблема использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и сформированностью данных умений исчезла.

Данное распределение часов при циклическом изучении тем курса позволяет:

  • изучать темы информационных коммуникационных технологий на более ранних этапах;
  • усилить практическую направленность учебной деятельности учащихся;
  • создать условия для формирования надпредметных умений учащихся при изучении информатики.

 

  1. Анализируя уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся за последние годы работы, видно качественные изменения формирования этих действий. Оценкой сформированности надпредметных умений считаю такие показатели как: результаты единого государственного экзамена: за последние 3 года работы средний балл итогов сдачи ЕГЭ по информатике вырос с 56 баллов до 76.
  2.  

Началом пути  по реализации ФГОС стало использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский), особая роль отводится использованию метода творческих проектов, его возможностей в реализации компетентносного подхода.) Так как организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие. Так, только за 2010 год, мои ученики выполнили исследовательские и проектные работы «В гостях у Никаса Сафронова», «Храмы над Волгой», «Лучший сайт общеобразовательного учреждения», «Если бы я был министром» и другие, за которые дети получили высокую оценку жюри на региональных конкурсах, и вышли в призеры. Я, как руководитель проектов, был награжден почетной грамотой Министерства образования Ульяновской области за подготовку победителя областного конкурса компьютерного творчества и юношества Ульяновской области «Мастер информационных технологий - 2010», дипломом Департамента информационных технологий Правительства Ульяновской области за вклад в развитие информационного общества в Ульяновской области и плодотворную работу с молодежью.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.

 

Поделившись опытом по формированию познавательных универсальных учебных действий через реализацию метапредметного подхода на уроках информатики на всероссийском конкурсе «Молодой учитель» в 2010 году, я получил высокую оценку – победу всероссийского уровня и денежный грант на развитие творческой деятельности.

Бесспорно то, что, опираясь на лучшие классические и новаторские методики в рамках своего предмета, учитель создает неограниченные условия для творческого и духовного роста не только своих учеников, но и  себя лично. Поэтому хочется поделиться с Вами теми задачами, над которыми я планирую продолжить работу

 

Задачи педагогической деятельности:

  1. Выявить несоответствие между необходимостью использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и их сформированностью на разных этапах обучения, согласно примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ» в основной общей и средней (полной) школе.
  2. Создать рабочую программу по предмету «Информатика и ИКТ» в 7-11 классах в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего и среднего (полного) образования с учётом возможности изучения тем по ИКТ на более ранних этапах.

 

Конечно, предложенные в ходе моего выступления рекомендации по формированию у школьников познавательных универсальных учебных действий с использованием метапредметного подхода на уроках информатики - всего лишь схема, возможная модель организации учебной деятельности, направленной на достижение метапредметных результатов. В реальном учебном процессе каждый при желании может  наполнить её своим педагогическим Я, которое и определит выбор содержания и способов метапредметного обучения, необходимость которого сегодня очевидна для всех, ведь главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем — исследователем в подлинном смысле этого слова!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_novoe2.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метапредметного подхода

как эффективного условия формирования у школьников

познавательных универсальных учебных действий

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

Проблеме качественного образования на всех ступенях образовательного процесса во всём мире придаётся особое значение. Эта проблема обозначена в приоритетных программах Президента РФ, Концепции модернизации образования.

«Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т. е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные учебные действия, в том числе и такой вид, как познавательные универсальные учебные действия, над формированием которых я работаю в течение последних лет педагогической деятельности.

В блоке познавательных универсальных учебных действий выделяют следующие общеучебные действия:

- знаково-символические;

- логические и

- действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста.

В условиях информационного общества учитель больше не является единственным носителем знания: есть более емкие источники информации. У педагога сегодня совсем другая задача: дать ребенку возможность не утонуть в информационном потоке, научить ориентироваться и передвигаться в нем; «вдохновить» учеников на развитие их интеллектуальных и лучших личностных способностей и показать пути и способы для этого.

Учитель, в полной мере использующий такую тактику, называется фасилитатором (от английского «облегчать, содействовать, способствовать»). Такой стиль деятельности предъявляет высокие требования к учителю, его личностным качествам и образованию.

Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемая «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика - сама по себе, математика также. По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников наша великая страна оказалась на неприятном и обидном месте в четвертом десятке стран мира.

Сегодня мы вправе задать вопрос каждому учителю, приходящему на урок: а чего, собственно, он добивается за 45 мин отведенного времени? Если он собирается просто преподать очередной параграф, назову такой ответ плачевным, ведь настоящий учитель должен идти на урок за тем, чтобы помочь ребятам лучше понять себя при помощи предмета и той деятельности, которая на уроке осуществляется. Изменения, происходящие сейчас в образовании должны измеряться степенью понимания того, для кого они осуществляются. На мой взгляд – для ученика. Другой ценности быть не может.

В отличие от предыдущих столетий, цель образования в современном мире - помочь ученику как можно раньше найти себя. Если ребёнок точно знает цель, к которой стремится, и средства её достижения - образование реализовало одну из своих важнейших функций. Если же из школы выходит человек, не нашедший себя в этом мире, он слепое орудие сил, действующих вокруг него. И даже самые глубокие и прочные знания не помогут ему

Парадокс: мы постоянно твердим о необходимости непрерывного образования (принцип LLL – Life long learning) и при этом продолжаем рассматривать общее образование как некий единый, монолитный, почти сакральный комплекс. Хотя 99,99% гражданам России никогда в жизни не пригодятся знания: дата сожжения Яна Гуса, формула квадратного трехчлена и технология производства конвертерной стали, – все это настойчиво впихивается в бедные ученические головы. Детей интересуют знания, которые смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.

21-й век – это век рефлексивных форм знания.  Это – время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности  его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний.  Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.  И здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

«Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Работая над темой, провожу диагностику соответствия запросов учителей и родителей к знаниям и умениям учащихся разных возрастных категорий по теме «Информационные коммуникационные технологии» реальным возможностям учащихся в данной области.

Анализ результатов выявил противоречие.

Противоречие – несоответствие современных требований общества к учащимся по применению компьютерных знаний в повседневной жизни реальным умениям учащихся в области информационных коммуникационных технологий.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на курс информатики и ИКТ в основной школе отводится в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, в старшей школе в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5—7-х классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет как в начальной школе, так и в 5—7-х классах.

Проблема – при минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне и большом объёме изучаемого материала по предмету «Информатика и ИКТ» развивать познавательные универсальные учебные действия, т.е. надпредметные умения использования компьютера во всех предметных областях.

К познавательным универсальным учебным действиям (надпредментым умениям), которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ –  основа учебных материалов нового поколения:

  1. использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;
  2. уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;
  3. использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);
  4. уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие приемы как:

Прием «Знакомая незнакомка»

При изучении новой компьютерной программы, до изучения её особенностей, учащиеся находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон.

Прием «Что? Где? Как?»

При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:

Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности.

Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд.

Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.

Пример вычисления произведения 256 и 26 в программе Калькулятор.

1 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на панели программы

«Как?» - алгоритм: щелкая мышью на соответствующие цифры набрать 256, нажать *, щелкая мышью набрать 26 и нажать знак равенства.

2 способ.

«Что?» - вычислить

«Где?» - на клавиатуре

«Как?» - алгоритм: набрать на клавиатуре 256, нажать *, набрать 26 и нажать клавишу Enter.

Приём «Что я могу добавить?»

Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.

Приём «Краткость – сестра таланта»

При возможной классификации объектов рассматриваются различные способы записи структуры («сплошной текст», список, таблица, схема и т.д.)

Приём «Зачем мне это надо?»

Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.

В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи»

  1. В результате опыта работы было выявлено несоответствие между необходимостью использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и их сформированностью на разных этапах обучения, согласно примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ» в основной общей и средней (полной) школе.
  2. В нашей гимназии созданы условия для изучения информатики с 5 по 11 классы за счёт компонента образовательного учреждения. В связи с увеличением количества часов на изучение информатики в основной школе проблема использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и сформированностью данных умений исчезла.

Данное распределение часов при циклическом изучении тем курса позволяет:

  1. изучать темы информационных коммуникационных технологий на более ранних этапах;
  2. усилить практическую направленность учебной деятельности учащихся;
  3. создать условия для формирования надпредметных умений учащихся при изучении информатики.

  1. Анализируя уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся за последние годы работы, видно качественные изменения формирования этих действий. Оценкой сформированности надпредметных умений считаю такие показатели как: результаты единого государственного экзамена: за последние 3 года работы средний балл итогов сдачи ЕГЭ по информатике вырос с 56 баллов до 76.

Началом пути  по реализации ФГОС стало использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский), особая роль отводится использованию метода творческих проектов, его возможностей в реализации компетентносного подхода.) Так как организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, то оценке сформированности надпредметных умений также отношу результаты конкурсов-проектов, в которых учащиеся принимают активное участие. Так, только за 2010 год, мои ученики выполнили исследовательские и проектные работы «В гостях у Никаса Сафронова», «Храмы над Волгой», «Лучший сайт общеобразовательного учреждения», «Если бы я был министром» и другие, за которые дети получили высокую оценку жюри на региональных конкурсах, и вышли в призеры. Я, как руководитель проектов, был награжден почетной грамотой Министерства образования Ульяновской области за подготовку победителя областного конкурса компьютерного творчества и юношества Ульяновской области «Мастер информационных технологий - 2010», дипломом Департамента информационных технологий Правительства Ульяновской области за вклад в развитие информационного общества в Ульяновской области и плодотворную работу с молодежью.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.

Поделившись опытом по формированию познавательных универсальных учебных действий через реализацию метапредметного подхода на уроках информатики на всероссийском конкурсе «Молодой учитель» в 2010 году, я получил высокую оценку – победу всероссийского уровня и денежный грант на развитие творческой деятельности.

Бесспорно то, что, опираясь на лучшие классические и новаторские методики в рамках своего предмета, учитель создает неограниченные условия для творческого и духовного роста не только своих учеников, но и  себя лично. Поэтому хочется поделиться с Вами теми задачами, над которыми я планирую продолжить работу

Задачи педагогической деятельности:

  1. Выявить несоответствие между необходимостью использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и их сформированностью на разных этапах обучения, согласно примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ» в основной общей и средней (полной) школе.
  2. Создать рабочую программу по предмету «Информатика и ИКТ» в 7-11 классах в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего и среднего (полного) образования с учётом возможности изучения тем по ИКТ на более ранних этапах.

Конечно, предложенные в ходе моего выступления рекомендации по формированию у школьников познавательных универсальных учебных действий с использованием метапредметного подхода на уроках информатики - всего лишь схема, возможная модель организации учебной деятельности, направленной на достижение метапредметных результатов. В реальном учебном процессе каждый при желании может  наполнить её своим педагогическим Я, которое и определит выбор содержания и способов метапредметного обучения, необходимость которого сегодня очевидна для всех, ведь главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Дети в школе станут учиться с интересом лишь тогда, когда они будут не просто узнавать от учителя или из учебников о сделанных кем-то ранее открытиях, но сами смогут переоткрывать их или совершать свои собственные. Если ситуация возникновения гениального открытия будет заново представлена и прожита в классе актуально, как «всамделишная» реальность, — полученное знание уже никогда не забудется. Ведь «доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Паскаль). И тогда учащийся, еще сидя за школьной партой, станет настоящим первооткрывателем — исследователем в подлинном смысле этого слова! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

В данной работе  представлены  основные способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках географии:умение давать определения понятиям,умение классифицировать,умен...

Статья "Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у учащихся через организацию работы с текстом на уроках английского языка"

     Введение в действие Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед школьным образованием новые задачи, требующие совершенствования образовательного прос...

ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами СДО.

Система заданий для развития познавательный универсальных учебных действий у учащихся....

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...

Сценарий педагогического совета "Современные подходы в формировании познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС"

Способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности....

Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий на уроках географии...