Сценарий педагогического совета "Современные подходы в формировании познавательных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка

Миронова Юлия Леонидовна

Способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет  

«Современные подходы в формировании познавательных УУД  в рамках реализации ФГОС»

Цель: способствовать осознанию направляющей и формирующей роли педагогического воздействия учебно-воспитательной деятельности в процессе развития и становления учащегося как личности.
Задачи:

- осознание необходимости эффективного управления развитием личности, базирующейся на целеполагании, на стремлении к цели; управление формированием познавательных универсальных учебных действий;

-  осмысление профессионального вклада в создание условий для эффективного развития личности в процессе предметного обучения.

Ход проведения педсовета

I. Организационный момент.

(Звучит музыка «Улыбка»)

- Добрый день!

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Писатель Владимир Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.

Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот педсовет  принесет вам радость общения.

2. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти буквы (УУД)

Покажите с помощью сигналов, что вы знаете о них? (красный - много знаю, жёлтый - мало знаю, синий - ничего не знаю).

Б) «Синквейн»

- Прочитайте синквейн. О чем  идет речь?

Действия

Универсальные активные

Формируют, развивают, совершенствуют

Способность успешно усваивать знания

Умения

-  О чём  же пойдёт речь на педсовете?

- Определим   цель нашей с вами работы.

3. Актуализация знаний.

-Универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта, так как обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?

 ( В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.)

Универсальные учебные действия - это навыки, которые  закладываются и формируются  в школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока.

- У вас на партах лежит СХЕМА. Прочитайте и назовите, какого блока УУД  не  достает.

Работа в группах.

- Обсудите в группах, что вы знаете о недостающем блоке.  Допишите то, что считаете нужным.

- Какого блока не достает?

- Что вы знаете о познавательных УУД?

- Какие основные термины сегодня будут звучать на нашем педсовете?

 (    1)  2)  саморегуляция; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) Методы, приемы, …)

      Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий является актуальной для нашего образовательного учреждения, как школы для детей с разными стартовыми возможностями. В гимназии обучаются 571 человек. По окончанию 1 четверти качество знаний по гимназии  составило- 81%. «Отличников»- 72 чел., «хорошистов»- 296 чел., «троечников»-83 чел. В таком составе мы принимаем участие в олимпиадном движении, ищем подходы, технологии, формы работы, которые  позволили бы нам обеспечить успешность в обучении каждого учащегося,  приобретение каждым учеником социального опыта.  

          Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины.  Выдающийся педагог, доктор психологических наук Ш. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике»  сказал:  «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими». На это нацеливает и национальный проект «Образование».

Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащиеся не обретут статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие познавательных УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому целенаправленное планомерное формирование именно познавательных УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. 

        Познавательные учебные действия включают умение читать и слушать, извлекать нужную информацию, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую все перечисленное необходимо  современным детям, живущим в век информационно-коммуникационных технологий.

         Кроме того, познавательные УУД формируют не только умение учиться, но и способность переучиваться, что соответствует современной педагогической истине: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!»

        Стандарты 3 поколения, которые вступают в силу в сентябре 2022 года,  ориентируют учителей на формирование у обучающихся функциональной грамотности. Функциональная грамотность формируется как целостная система и основой ее является успешное формирование УУД.

В настоящее время формы организации учебного процесса, содержание учебного материала и традиционные методы обучения в достаточной мере не способствуют полному и своевременному развитию школьников в соответствии с современными образовательными требованиями. Таким образом, наблюдается противоречие между недостаточной технологической проработкой формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и необходимостью этого процесса в условиях современной школы. Использование современных образовательных приемов  в школе в настоящее время стало не просто необходимостью, а одной из основных задач, которые каждый учитель ставит перед собой для достижения цели урока.  В последнее время количество учебных дисциплин значительно увеличилось. Все предметы должны быть освоены учащимися максимально с учетом их умственных способностей и физических возможностей. Без применения на уроках чего-либо нового, нестандартного достижение указанной цели не представляется возможным.

       Предлагаю коллегам поделиться опытом и рассказать, как можно формировать  у обучающихся  на разных ступенях обучения познавательные УУД.  

( 1.Прием  2. Суть приема  3. Ценность приема. 4. Результат приема.

5. На каком этапе урока можно  применить)

   Каждый  учитель  определяет  для себя наиболее  эффективные  подходы в формировании познавательных универсальных

Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерная,   систематическая работа,  использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках, на мой взгляд, позволяет сформировать это познавательное универсальное учебное действие у обучающихся.

Постоянный поиск современных технологий, подходов, средств, методов обучения неслучаен, ведь цель современного образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, а оно движимо только самостоятельно и творчески мыслящими людьми.

      Планирование и проектирование уроков по формированию познавательных УУД – дело непростое и кропотливое, но сегодня – это требование времени.  Мы - учителя,  должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Каждый ребенок на уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.

Рефлексия

«Оратор» (Убедите нас в том, что  рассмотрение  данной темы  важно в работе учителя)

«Автор» (Если бы вы были автором методического пособия, как бы  объяснили педагогам  практическую значимость рассмотренной темы ?)

«Педагог-наставник» ( Я посоветовала бы молодым специалистам….)

«Молодой специалист» (Назовите 3 причины, по которым  для вас важен был проведенный педсовет)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Мы надеемся, что что-то из предложенного сегодня вы взяли в свою методическую копилку: приемы, средства, конкретные задания,  и будете использовать в своей работе.

Решение педагогического совета 

Рассмотрев тему «Современные подходы в формировании познавательных УУД  в рамках реализации ФГОС»,  педагогический совет отмечает  ее актуальность при организации учебно-воспитательного процесса. Цель современного образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, а оно движимо только самостоятельно и творчески мыслящими людьми. Большинство педагогов  гимназии необходимым инструментарием- современными педагогическими методами и приемами. Педсовет  отмечает, что отдельные педагоги не уделяют должного внимания формированию познавательных УУД у обучающихся, а   вместе с тем использование современных образовательных приемов, методов и технологий   в образовательном процессе  в настоящее время стало не просто необходимостью, а одной из основных задач.

Педагогический совет постановляет:

1. Учителям- предметникам:

- продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС.

                                                                                                 Срок: постоянно

- активно внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные методы и приемы с целью  формирования познавательных УУД обучающихся

       Срок: постоянно                                                                      

-ШМО  изучить современные образовательные приемы и методы, нацеленные на формирование познавательных универсальных учебных действий

                                                                                  Отв.: руководители ШМО.

2. Учителям провести открытые уроки по теме «Современные методы и приемы обучения как средство формирования познавательных УУД обучающихся на уроке»

                                                                            Срок: декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии.

Реферат на тему: ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии....

Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Материал предназначен для учитилей работающих в рамках реализации ФГОС...

Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «об...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Педагогическое руководство проектной деятельностью обучающихся для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»

Современная школа ещё не полностью перешла на  новые ФГОС. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  про...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...