Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
статья (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Науменко Людмила Ивановна

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средством формирования универсальных учебных действий  на этапе реализации ФГОС.  Свой педагогический опыт был обобщен в своем педагогическом проекте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий  на этапе реализации ФГОС ООО

Автор работы:                      Науменко Людмила Ивановна

                                                 учитель русского языка и литературы,

                                                 высшая квалификационная категория    

       

В своей педагогической практике с 2010 года активно использую в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средством формирования универсальных учебных действий  на этапе реализации ФГОС.  Свой педагогический опыт обобщила в своем педагогическом проекте.

Цели проекта:

- умелое педагогическое руководство и активное  вовлечение учащихся в проектную деятельность учащихся как наиболее эффективный способ формирования всех видов УУД на уроках и во внеурочной деятельности  учащихся  в свете введения  ФГОСов  нового поколения.

- осознание принципиальной необходимости активного использования в активной педагогической практике новых педагогических технологий, позволяющих перейти от информативного обучения к активному   творческому познанию, с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

           -систематизация материала, придание ему удобной формы использования членами педагогического сообщества и более широкого распространения в сети Интернет;

-обмен  педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике по руководству проектной деятельностью учащихся;

-распространение новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания;

Задачи проекта:

  1. Создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса через активное внедрение в образовательный процесс проектной технологии  как способ формирования  универсальных учебных действий на этапе введения ФГОСов нового поколения.
  2. Практическое осуществление  переориентации  существующей в настоящее время  образовательной системы на современную, соответствующую требованиям XXI века и ФГОСам второго поколения.
  3. Разработка и внедрения новых форм организационно-методического сопровождения образовательного процесса, обеспечивающего  достижения учениками высокого качества образования, формирование культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений, компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, а также реализацию сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах.

Гипотеза проекта:

Современный педагогический процесс предполагает грамотное педагогическое руководство и активное включение учащихся в проектную  деятельность как при организации внеклассной работы по предмету, так и в урочной деятельности.. В ходе работы над проектом, при его презентации, при анализе результатов проекта формируются и развиваются универсальные учебные действия, коммуникативные, презентативные умения, другие важные компетентности. Поэтому проектная технология является одним из результативных средств формирования универсальных учебных действий  в свете ФГОСов второго поколения.

Предполагаемый результат.

*Повышение интереса обучающихся к урокам русского языка и литературы и к обучению в целом;

*Качественная активизация  творческой активности  на уроках и во внеклассных мероприятиях и социальная адаптация обучающихся: рост личностных качеств и учебно-организационных умений  обучающихся ( самостоятельности, инициативности, их познавательной мотивированности, их коммуникативной активности, стабильности результатов обучения );

*Повышение количественного состава учащихся, успешно занимающихся проектной деятельностью в учебно-воспитательном процессе;

*Численный рост участников и призеров конкурсов различного уровня.

Практическая значимость проекта.

 Мой опыт может быть использован членами педагогического сообщества с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и воспитания  через обучение на основе проектов  как модели обучения, отличающейся от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на ученика, на перспективу и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.  

 Актуальность проекта:

Актуальность данной работы состоит в том, что в ней проведено обобщение  многолетнего педагогического опыта по руководству проектной деятельностью учащихся, которая  в условиях Федерального государственного  образовательного стандарта приобретает особую значимость.. В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает масштабные  изменения в содержании образования. Эти изменения  направлены на то, чтобы привести  уровень образования современных школьников  в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Инструменты для получения заданного новыми стандартами результата  у каждого преподавателя свои, индивидуальные. Их необходимо искать, пробовать, ошибаться, осмыслять ошибки, начинать поиск снова и снова. Я, например, начала с метода проекта. И эта работа учащихся  дала хорошие результаты, которые были обобщены в рамках данного педпроекта. Я убеждаюсь в том, что  проектная технология позволяет  на  каждом  уроке и  на каждом внеурочном мероприятии по предмету создать условия для развития ученика и учителя. Основная цель такой организации работы – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках и во внеклассной работе  метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. Конечно это сложная и кропотливая работа, но  мне близка фраза Аристотеля, который сказал: «Сделайте трудное привычным, привычное станет легким, а легкое – приятным». Я стараюсь в своей деятельности руководствоваться этим призывом Аристотеля, который в наше время перемен в педагогике остается актуальным.

Новизна проекта:  

Современная школа, а конкретно ее среднее и старшее звено, находятся на стадии реализации новых ФГОСов. Данный опыт работы уже сейчас иллюстрирует те результаты, которые могут быть достигнуты учителем в качестве  руководителя  проектной деятельностью современного школьника, и учащимися, уровень образования которых должен соответствовать  портрету  выпускника, прописанному и разработанному Министерством образования  во ФГОСах  второго поколения. И  данный практический опыт является яркой иллюстрацией  работы педагога, готового в своей работе перестраиваться  в  направлении  новой  концепцией модернизации  современного школьного образования .

Индикаторы проекта

1.Участие учащихся 6-11 классов в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году – 3 человека, в 2011-2012  учебном году – 8 человек, в 2012-2013 учебном году – 20 человек., в 2013-2014 учебном году – 10 человек, в 2014-2015 учебном году -12 человек, в 2015-2016 учебном году -12 человек, в 2016-2017 учебном году -14 человек, в  2017-2018 учебном году -15 человек.

2.Участие в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему» и в областном конкурсе учебных проектов имени Вернадского  с проектом «Жаргонизмы как устойчивое языковое явление в речи учащихся среднего звена сельской общеобразовательной школы» - лауреаты конкурса- 2010-2011 год.

Участие во всероссийском  конкурсе «Портфолио ученика» на сайте Педагогического университета 1 сентября в 2011 году – победители.

3.Участие  учебного проекта «Особенности использования   казачьих диалектов   южного Дона  в романе Евгения    Александровича Кулькина «Крушение» в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему» -1 место  и в  4 областном конкурсе – 1 место  – 2011-2012  год.

Участие во всероссийском  конкурсе «Портфолио ученика» на сайте Педагогического университета 1 сентября в 2012 году – победители.

4.Участие  социального проекта «Школьно-поселковая газета «Содружество» как  средство массовой информации населения, развития коммуникативной компетенции и социальной адаптации учащихся школы в условиях  муниципального Самофаловского сельского поселения.» - в  районном конкурсе «Изменим мир к лучшему» - 1 место ; в областном конкурсе «Свой мир мы строим сами» гран –при областного конкурса – 2013 год»;

5.Участие  научно-исследовательской работы  группы учащихся «От урока физкультуры к олимпийской медали. Влияние регулярных занятий в спортивной секции тхэквондо на физическое здоровье учащихся 1-7 классов МБОУ «Самофаловская сош».-  в районном этапе всероссийской акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам»  - 1 место ;участие в региональном  этапе акции. 2013 год- 2014 учебный год- 1 МЕСТО;   участие во всероссийском акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам» - 2014 год и  участие во всероссийском конкурсе «Портфолио ученика» на сайте Педагогического университета 1 сентября.

6.Участие в районном конкурсе учебных проектов начальных классов «Я исследователь» - 3 место  учебный проект «Читать или не читать? Вот в чем вопрос!»- 2014 год, региональный конкурс учебных проектов на сайте «Мирознай»- 1 место

  7. Участие в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему -2015-2016 учебный  год- учебный проект «Боевой путь и судьба подводной лодки «Акула» исследовательская работа «Навеки в памяти народной» / участие 298 стрелковой дивизии в событиях Сталинградской битвы/, районный конкурс «17 Городищенские чтения «О войне мы не забыли», региональный конкурс обучающихся 1-10 классов Волгоградской области Конкурс «Планета идей»- финалисты конкурса, грамота Комитета образования и  науки Волгоградской области.

  8.Участие в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему -2016-2017 учебный  год – учебный проект «Судьба человека в судьбе  его страны», региональный конкурс обучающихся 1-10 классов Волгоградской области Конкурс «Планета идей»- финалисты конкурса, грамота Комитета образования и  науки Волгоградской области, социальный проект «Это наша с тобою судьба! Это наша с тобой биография!»- финалисты конкурса, грамота Комитета образования и  науки Волгоградской области

9. Участие в районном конкурсе учебных проектов «Изменим мир к лучшему -2017-2018 учебный  год  социально-экологический проект «Спортивной площадке – быть!», 1-й Областной конкурс учебно-исследовательских работ и творческих проектов учащихся «ГТО и спорт в нашей жизни»- 3 место- диплом Комитета образования и науки Волгоградской области, всероссийский конкурс интерактивных работ «Они сражались за родину»- 1 место

10..Региональный конкурс на сайте «Мирознай»- исследовательские проекты учащихся средних классов  2018-2019 учебный год - учебный проект «Почему мы так говорим?» - 2 место 

Комплексный мониторинг эффективности реализации проекта, общественное признание  результатов проектной деятельности.

Анкетирование учащихся 6-11 классов.

1.Нравится ли вам заниматься проектной деятельностью? / да, нет/

2.Удовлетворены ли вы результатами своей работы? / да, нет/

3.Нравится ли вам участвовать в конкурсах учебных и социальных проектов? / да, нет/

4.Какие виды проектов вас больше привлекают : учебные или социальные? / 1,2/

               Анкетирование родителей

1..Нравятся ли вам творческие увлечения вашего ребенка? / да, нет/

2.Удовлетворены ли вы результатами работы вашего ребенка? / да, нет/

Анкетирование коллег по школе

1.Считаете ли вы данный педагогический опыт результативным? / да, нет/

2. Считаете ли вы, что данный проект значим и актуален в вашей школе? / да, нет/

Метод проектов как средство реализации ФГОС на уроках и внеклассных мероприятиях по предметам гуманитарного цикла в классах среднего звена.

Как же мною используется эта технология в моей педагогической деятельности? Прежде всего на уроках русского языка и литературы метод проектов  использую не вместо систематического  предметного  обучения, а наряду с ним,  как компонент системы образования. Внедрять проектную деятельность на уроках русского языка начинаю  уже 5-6 классах. Существуют различные виды проектов, которые  дают мне возможность  решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Учитывая возрастные особенности учащихся 5-6 классов, которые с удовольствием принимают участие в творческих мероприятиях, в театральных постановках и инсценировках и делают это открыто, непосредственно, раскрепощенно. Этот школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, так как ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.[1] Значит, учащихся этого возраста необходимо мотивировать, стимулирует его активность на уроках.  Это можно сделать посредством демонстрации лучших работ каждого ученика, использовать похвалу  на каждом уроке даже за малые достижения ученика. Поэтому целесообразно учителю в работе с такими учащимися использовать ролевые и творческие проекты, которые  раскрепощают ученика, стимулируют его фантазию, раскрывают творческие возможности, свойства его личности.

 В ролевых  проектах  структура только намечается и остается открытой  до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером  и содержанием  проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.  Результаты могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться  лишь к концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки  является ролевая, игровая, приключенческая.

Предлагаю  вашему вниманию пример одного  из ролевых проектов для учащихся 6 класса. По окончанию изучения темы « Гласные  буквы е-и в суффиксах существительных ек-ик»  предлагаю учащимся  ролевой мини-проект « Суд присяжных» .Цель: 1) в игровой форме обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по данной теме; 2) на основании анализа данной темы в учебниках по редакцией  Т.Ладыженской, М.Т.Баранова выявить недостатки в освещении данной проблемы. Прежде всего учащимся класса предлагается фрагмент мультипликационного фильма  «  Вовка в стране невыученных уроков» Класс поделен на 3 группы: первая группа- защитники Вовки. Им предлагается обосновать трудности Вовки при подготовке ответа на вопрос о том, как правильно написать слова «ключик- замочек». 2 группа-  защитники учебника, а 3 группа - это «присяжные», которым предстоит вынести решение и оформить  выводы.

В творческих проектах, как правило, также  не имеются детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.  В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах.

Широко использую в своей работе при изучении морфологии, лексики, фонетики такой вид работы, как  лингвистическая сказка,  как один из видов творческих проектов для учащихся 5-6 классов. Именно лингвистическая сказка помогает учащимся в занимательной иносказательной форме запомнить  и аргументированно объяснить многие сложные лингвистические явления.    Учащиеся  5-6 классов  очень подвижны, многие из них не могут на протяжении всего урока сосредоточить свое внимание на языковом материале, изучаемом на уроке, поэтому они быстро устают, и далеко не все усваивают учебный материал.  Поэтому элемент занимательности на уроках в этих классах позволяет заинтересовать детей изучаемым материалом, развивает их абстрактное мышление, позволяет «сказку сделать былью» на уроке  русского языка, то есть   необходимо учителю организовать урок так, чтобы соотнести сказочный и научный материал урока. элемент занимательности. И лингвистические  сказки позволяют это учителю сделать так, что в памяти учащихся сказочные образы лингвистических сказок позволяют воспроизвести теоретический материал, условия выбора орфограмм. В методической литературе лингвистическим сказкам уделено довольно-таки большое внимание. В своей работе  широко использую занимательные материалы книг  В.Волиной «Веселая грамматика», Т. Угроватова «Подсказки на каждый день», В.Бурмако  «Русский язык в рисунках».

Лингвистические сказки могут быть как мини-проектами, так и краткосрочными. Лучше  организовывать групповую работу над проектом. Разделить класс на следующие группы: техническую, творческую, информационную. Техническая группа  занимается набором текстов на компьютере, сканированием рисунков, фотографий. Участники  творческой группы оформляют материал в форме лингвистической сказки. Информационная  группа занимается поиском и представлением необходимой информации.   Сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала. Часто сильные ученики, забежав вперед, предлагают сами темы для таких проектов. Например : «Спор приставок ПРЕ- и ПРИ»,  « Сказка об однородных членах», «В стране Пунктуации», «Две подружки РАЗ- и РАС-» , «Приключения в стране Морфология», «Разговор слов», «Рождение нового слова», «Слова-братья» и т.д.  Созданная лингвистическая сказка, которая является продуктом проектной деятельности учащихся, обязательно должна быть оформлена   по законам жанра сказки с характерными для нее зачином, сказочным сюжетом, повторами, постоянными  эпитетами. Так рождаются грамматические сказки, иллюстрирующие разные разделы науки о языке и позволяющие  учащимся в игровой  и творческой форме запомнить и объяснить сложные языковые явления.

При всем том, что эффективность такой работы на лицо, но, конечно же, использовать данный вид проекта очень часто нельзя, чтобы этот вид деятельности не надоел детям или не создал иллюзию несерьезности на уроках русского языка. Поэтому провожу еще такой вид мини-проектов, как творческий диктант, который может быть как индивидуальным видом работы, так и работой в группе учащихся. Реализация такого проекта состоит из нескольких этапов. На первом  этапе учащиеся должны отобрать орфограммы или  пунктограммы, вызывающие наибольшие трудности у обучающихся класса. На втором этапе учащимся необходимо составить тексты диктантов с учетом подобранных правил. Итоговый продукт может быть представлен в виде сборника диктантов, оформленных карточках для индивидуальной работы или для работы в парах. Более сильные учащиеся, имеющие навык работы с компьютером могут подготовить мультимедийную  презентацию по изученным лингвистическим явлениям.  С учащимися в 5-6 классах практикуем такие виды диктантов, как «Подскажи словечко», «Диктант на засыпку».

В 6 классе  широко использую при изучении темы «Лексика и фразеология» информационно-исследовательские проекты,  в ходе реализации которых учащимся необходимо найти необходимый языковой материал в дополнительных источниках информации  о различных пластах лексики русского языка  с целью их анализа, обобщения и представления для своих одноклассников, которые могут быть разделены на различные группы.   Например, при изучении темы « Профессиональные слова»  работаем над проектом «Человек- профессия- слова». Или «Русская история и история русского слова», в процессе реализации которого, работая творческими группами, учащиеся анализируют устаревшие слова, диалектизмы, неологизмы. А продуктом таких проектов становятся толковые словарики, сборник подобранных художественных текстов, инсценирование  жизненной ситуации «А у нас на перемене», рассказ «А у нас так говорят», «Толковый словарь лексики казаков южного Дона» и т.д.  

В ходе работы над такими проектами  решаются следующие методические задачи: закрепляются   знания по лексике и фразеологии, формируются  умения правильно  использовать слова русского языка в своей устной и письменной речи.

Учебный проект по русскому языку для школьников, любознательных, увлеченных русским языком - это возможность делать что-то интересное  самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявлять себя, попробовать свои  силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.  У ребенка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление  материала.  Организация  проектной деятельности учителю-словеснику позволяет сделать  процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся. Использование метода проектов  на практике показывает     свою эффективность.

Уроки литературы  в 7-8 классах тоже предполагают широкую возможность их проведения с использованием  проектной технологии. Особенно успешно такие уроки  проходят на этапе знакомства учащихся с жизнью и творчеством  русских писателей. Это могут быть краткосрочные проекты  в форме заочной экскурсии «В гости  к Толстому  в Ясную Поляну», «Михайловское в судьбе Пушкина». На уроках, посвященных изучению творчества Лермонтова и поэмы «Мцыри» мои учащиеся готовили межпредметный проект «О синие горы Кавказа! Приветствую вас!»  Реализация таких проектов осуществляется как группой учащихся, так и индивидуально. Как правило у учащихся этого возраста проектным продуктом является мультимедийная презентация, которая всегда иллюстрируется интересными фотоматериалами, успешно озвучивается музыкальными файлами, так как учащиеся 7-8 классов уже достаточно легко владеют навыками работы с интернетом, умеют работать с программами  по составлению мультимедийных презентаций различного типа.

 С учащимися 7 класса после изучения сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина  веду с обучающимися работу по реализации творческого проекта, результатом которого становится  авторская сказка учащихся, написанная в духе Салтыкова-Щедрина, то есть с использованием тех изобразительно-выразительных средств, которые были характерны для творческой манеры писателя-сатирика.. В результате такой целенаправленной, системной работы мои учащиеся регулярно  участвуют  в  международном литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь», работая над реализацией  краткосрочного творческого проекта по созданию своей авторской сказки. Целый ряд таких проектных сказок-продуктов успешно прошли модерацию работ, приняты к участию в конкурсах и были  напечатаны в сборнике сказок. Творческий проект успешно реализую и в учебно-воспитательной работе в старших классах. Обучающиеся этой возрастной группы с удовольствием принимают участие в конкурсе «Нарко-Стоп», который проводится на различных уровнях: на районном, региональном, всероссийском. Мои дети являются победителями и призерами регионального конкурса «Нарко-Стоп», начиная с 2013-2014 учебного года, различных конкурсов всероссийского уровня.

              Таким образом, проектная деятельность обучащихся  является очень эффективным  средством формирования универсальных учебных действий  на этапе реализации ФГОС ООО, позволяющим детям социально адаптироваться в окружающем их мире, свободно выражать свою точку зрения, помогающему учиться находить необходимую информацию в различных источниках и применять ее на различных этапах учебно-воспитательного процесса в школе как в урочной, так и во внеурочной деятельности,  то есть обеспечивает  достижения учениками высокого качества образования, формирование культурных, учебных, коммуникативных, исследовательских, проектировочных и других умений, компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний, а также реализацию сформированных компетенций в гражданско-общественной, социальной, трудовой, бытовой сферах.

 


[1]           Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника.// Школьные технологии.- 1999,  №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

В данной статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий в обучении химии через исследовательскую деятельность кадет с учётом Федеральных государственных образовате...

Статья "Проектная деятельность учащихся как средство формирования патриотического самосознания обучающихся в в соответствии с ФГОС"

Статья как небольшое обобщение практического опыта в рамках указанного метода обучения....

Проектная деятельность как эффективный механизм формирования универсальных учебных действий в творческих объединениях естественнонаучной направленности

Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка.На Станции юннатов учащиеся выполняют следующие виды проектов:- Исследовательские проекты («Комплексное эк...