ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
статья по химии на тему

Пуршел Наталья Михайловна

В данной статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий в обучении химии через исследовательскую деятельность кадет с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Проанализированны возможности формирования тех или иных УУД на разных этапах исследовательской деятельности. Выявлено, что в ходе овладения кадетами УУД создаётся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, что играет важную роль в становлении современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл purshel_konferentsiya1.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

     Пуршел Наталья Михайловна,

преподаватель химии

первой квалификационной категории

При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом основного общего образования становится формирование  умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

       Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Организация исследовательской деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях. Через проектную деятельность происходит становление современного человека.

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации учебной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Исследовательскую деятельность, по нашему мнению, также можно отнести к числу технологий личностно ориентированного характера при условии, если педагог проявляет заинтересованность в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств. Это возможно благодаря и содержанию работы, которую выполняет ученик и благодаря общению взрослого и ребенка в ходе исследовательской деятельности.[1]

Использование в практике обучения исследовательского метода представляет собой высший этап процесса познания учащихся и предполагает развитие творческого мышления. Приобретение навыков творческого мышления, возможно, прежде всего, через деятельность, моделирующую научную.[2]

Еще Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность - безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли».

Г.И. Щукина указывает на то, что интерес выступает «как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной».

Н.Г. Алексеев отмечает: «…практически все знают, что существует особая, выделенная от других деятельность, исследовательская деятельность». Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.[3]

Учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником” (С.Л.Рубинштейн). Задача педагога – создать гипотетико-проективную модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагог дает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой.

Актуальность проектно-исследовательской деятельности  при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима.

Вне зависимости от выбора вида проектной работы  происходит формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

К познавательным УУД относят: поиск и выделение информации, умение структурировать знание, умение строить осознанно письменное и устное высказывании, выбор наиболее эффективных способов решения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование.

Особенно при групповой работе, а также при защите проектов происходит продуктивное формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и находить общее решение, строить высказывания, формулировать свою позицию, умение задавать вопросы, умение принимать позицию других.

Поскольку очень часто проектно-исследовательская работа предполагает самостоятельную деятельность, то важно сказать о регулятивных универсальных учебных действиях, таких  как: способность принимать цель и следовать ей, умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат деятельности.

Все вышеизложенное обусловило тему моего исследования, которое проводилось на базе ОПКУ среди кадет 9 классов.

Перед выполнением работы мною была поставлена задача: в ходе исследовательской деятельности способствовать формированию  у  кадет универсальных учебных действий. Это осуществлялось на примере исследовательской работы по теме «Коррозия металлов. Защита автомобилей от коррозии».

 Кадеты перед началом работы  над проектом получали инструкции- это   требования к проекту,  методические рекомендации, памятки – как  правильно оформить проект, подготовить сообщение и презентацию. Предварительно знакомились с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовились небольшие презентации, буклеты, где я старалась заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием  проекта.

При выполнении исследовательской деятельности на основе эксперимента предполагались следующие этапы общенаучной деятельности:

•Постановка цели и задач эксперимента.

На этой стадии были выбраны предмет, объект и методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение. Произведен анализ литературных источников по данной теме.

•Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента. Гипотеза- совокупность теоретических положений, истинность которых подлежит проверке.

•Планирование эксперимента осуществлялось в следующей последовательности: 1) отбор лабораторного оборудования и реактивов; 2) составление плана проведения эксперимента; продумывание работы после окончания эксперимента (утилизация реактивов, особенности мытья посуды и т.д.); 3) выявление источника опасности (описание мер предосторожности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы записи результатов эксперимента.

На этапе планирования в особенности происходило формирование познавательных УУД.

•Осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений.

•Анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента предусматривали: 1) сравнение результатов эксперимента с гипотезой; 2) объяснение протекающих процессов в эксперименте; 3) формулировку вывода.

•Рефлексия – осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов. Необходимо выяснить, все ли операции по выполнению эксперимента были успешными.

Все этапы подготовки и планирования кадеты осуществляли совместно с преподавателем, поэтому происходило формирование коммуникативных УУД.

 Последующая работа выполнялась кадетами самостоятельно, но обязательно под руководством преподавателя и здесь неотъемлимую роль играет формирование регулятивных и личностных УУД.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;  обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения кадеты  учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Организация проектно-исследовательской деятельности кадет создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ  работ кадет свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что   несомненно  будет способствовать успешному  обучению в вузе.

Литература.

1.Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. – Методический сборник. Изд. 2-е, доп. перераб. – Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.

2.Ларина В. П. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2004.

3.Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Формировать УУД можно, как на аудиторных...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...