Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"
статья по математике на тему

Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС

Введение

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно-значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности. С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Обучение в 5-6 классах школы является базой для всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня умение учиться закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке. Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят учащегося к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Государственный образовательный стандарт как ориентир и инструмент развития математического образования Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения.    Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования –  личностным, метапредметным, предметным.

Результаты обучения

                                                                                                               

             Регулятивные   Коммуникативные   Познавательные

Установленные стандартом новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося.

Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

цели математического образования в метапредметном направлении

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

•        формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

•        развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

•        формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Одна из основных целей среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС состоит  в формировании
устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию

Умение учиться:

- способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

- совокупность универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;

- способность определять недостаточность своих знаний (Что не знаю?) и способы ее преодоления (Как узнать?)

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий: 

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Проблемы

  • Как обучать через деятельность?
  • Как формировать, развивать и диагностировать УУД?
  • Какие применять приемы и технологии освоения новых видов учебной деятельности (например, преобразование лабораторной работы в исследование, освоение метода познания до уровня постановки цели исследования)?

Как реализовать метапредметный подход?

«Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Главной целью обучения младших школьников является формирование элементарных навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет). В средней и старшей школе эта деятельность развивается как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная, в которой результатом является авторская работа.

Педагогическое проектирование урока заключается в разработке системы взаимодействия учителя и обучающихся, направленной на освоение учебного материала в деятельностной форме в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Этапы:

моделирование (мысленное определение основных параметров);

собственное проектирование (определение целей, задач, объема содержания, форм, методов, приемов деятельности, оборудования);

конструирование (итоговое текстовое оформление, дидактическое обеспечение)

Уроки деятельностной направленности

1. Урок открытия нового знания.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
  • Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока открытия новых знаний

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)
  • Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)
  • Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)
  • Реализация построенного проекта (5-8 мин.)
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)
  • Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)
  • Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)

Базовая модель системно-деятельностного урока (открытия нового знания)

  • Мотивация (осознанное вхождение учащегося в деятельность по «открытию» нового универсального знания:«надо»;«хочу»; «могу»;

самоопределение (Л); смыслообразование (Л);– целеполагание (Р);).

  • Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие – фиксация затруднения – причина затруднения – цель деятельности; – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);)
  • Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон: описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р);

      познавательная инициатива (Р);)

  • Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);)
  • Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);)
  • Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П, Р)

Алгоритм проектирования урока ОНЗ

1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся.

2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на этом уроке.

3. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания.

4. Смоделировать задание для пробного действия.

5. Продумать типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.

6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.

7. Сформулировать цель построения проекта и его результат.

8. Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план построения проекта).

9. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

10. Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения.

11. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.

12. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы.

13. Составить текст самостоятельной работы и эталон для самопроверки.

14. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа

15. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.

16. Составить план-конспект урока, проанализировать его, внести коррективы.

Структура урока рефлексии

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидуальных затруднений;
  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 
  • Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Структура урока развивающего контроля 

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидуальных затруднений;
  •  4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап решения заданий творческого уровня;
  • 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  • Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам

       / Под редакцией Л.Г. Петерсон. – М:УМЦ «Школа 2000…», 2010.

       Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д., 2006.

  • Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: "Эгвес", 2004.
  • Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.
  • Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007
  • Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2.  М.: Педагогика, 1982.
  • Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996.
  • Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.
  • Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006.
  • Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4.
  • Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметное содержание начального образования в условиях реализации ФГОС НОО

В этой статье особое внимание уделено метапредметным результатам, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается ка...

Статья "Требования к уроку математики в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ"

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Решетилова Алла Борисовна, учитель математикиНужно, чтобы дети, по возможности,       ...

ИКТ- компетенции на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Как использование компьютера помогает лучше понять  математику. И как математика становиться интересным предметом с помощью пк....

Статья "Современный урок математики в условиях реализации ФГОС".

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни (Л. Карно)....

Статья "Система оценивания на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

В статье представлина система оценивания устного, письменного ответа учащихся на уроках математики,  криттерии выставления отметок...

Статья по теме: " Методы формирования учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС "

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной  активности учащихся, побуждают их к старательному учению....