Технология модульного обучения
методическая разработка по математике на тему

Жамбалдоржиева Туяна Кимовна

В данной работе раскрывается методическая сущность технологии модульного обучения, ее преимущества и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_po_modulnoy_tehnologii.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чиндалейская средняя общеобразовательная школа»

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Технология модульного обучения

Выполнила: Жамбалдоржиева Т.К., учитель математики

с.Чиндалей

2015 г.

Содержание

  1. Введение
  2. История возникновения
  3. Общие сведения о технологии модульного обучения
  4. Преимущества и недостатки модульной технологии обучения
  5. Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике
  6. Заключение
  7. Библиография

  1. Введение

В условиях изменившейся парадигмы образования большое значение придается апробации и внедрению в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

Современной школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат.[1]

Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок, необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала. Форсированное прохождение материала, чаще всего традиционными методами, препятствует усвоению, главным, здесь выступает прохождение программы.

Фрагментарное включение уроков-уроков, коллоквиумов, семинаров, зачетов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене общеобразовательной школы (5-8 классы) логично вырастает в модульную систему преподавания в старших (9-11) классах.

В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология.


  1. История возникновения

    Идеи модульного обучения зародились и приобрели большую популярность в учебных заведениях США, Германии, Англии и других зарубежных стран. После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, где обсуждались проблемы образования взрослых, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для непрерывного обучения не только для взрослых, но и для старшеклассников. Этот вид образовательной технологии сегодня широко применяется в школе.

     В нашей стране модульное обучение распространилось в конце 80-х годов. Концептуальная и содержательная схемы модульной технологии особенно интенсивно развиваются после Постановления Правительства Российской Федерации №796 от 06.07.1994 г., одобрившего модульную систему обучения и рекомендовавшего ее к внедрению на предприятиях и в учебных заведениях Министерства образования РФ.

    Весьма показательно, что в нормативных документах федерального уровня последних десятилетий, в частности, в «Стратегии модернизации содержания общего образования», подчеркивается, что «одним из вариантов общего описания содержания образования и одновременного задания его объема в учебном плане является выделение системы модулей с относительно завершенным, целостным содержанием» [Стратегия 2001].

     Ряд зарубежных авторов (В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт и др.) понимают под модулем формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей. Другие (например, Дж. Рассел) определяют суть модуля несколько иначе: как построение автономных порций учебного материала. Эти авторы, признаваемые основоположниками технологии модульного обучения, в своих трудах акцентируют значение активизации деятельности обучаемых в педагогическом процессе, что указывает на альтернативность технологии модульного обучения традиционному обучению, в процессе которого обучаемому представляются пассивные знания. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.И. Юцявичене, которой удалось соединить прогрессивные педагогические идеи зарубежных и отечественных исследователей. Анализ теоретического и практического опыта позволили ей сформулировать системообразующие принципы технологии модульного обучения. В дальнейшем идеи П.А. Юцявичене развиты С.Я. Батышевым, К.Я. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой.

    А.А. Вербицкий вводит «понятие «деятельный модуль» в качестве единицы, задающей переход от профессиональной деятельности к учебной, от реальных задач и проблем  к «аудиторным», подчеркивая отличие деятельного модуля от обучающего, который понимается как фрагмент содержания курса вместе с методическими материалами к нему.

  1.  Общие сведения о технологии модульного обучения

                         Руководящей основой дидактики пусть

                         будет исследование и открытие метода,

                             при котором учащиеся меньше бы учили,

                            а учащиеся больше бы учились, в школах

                                  было бы меньше шума, одурения, напрасного

труда, а больше радостей и основательного успеха.

Ян Амос Коменский.

      Модернизация российского образования на современном этапе актуализировали поиск оптимальных путей обучения, в которой учитель и ученик являются соавторами «нового знания», способа деятельности. Главной задачей, по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания.

      В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.

     Понятие “педагогическая технология” мы будем рассматривать как

  • ПТ - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • ПТ - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • ПТ - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • ПТ означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

      В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий.

     К личностно-ориентированным технологиям относят к примеру такие технологии как: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, метод проектов, проблемное обучение, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов), технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков), коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко),  система развивающего обучения Л.В.Занкова, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) и др. Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает модульная, описанная в работах П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, Д.Г.Левитеса и других. Нельзя не согласиться с Д.Г.Левитесом, что отнесение этой технологии к личностно-ориентированным носит достаточно условный характер в силу того, что её целью является усвоение учеником системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме. Но сама организация процесса обучения представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной деятельности самообразования и самообучения.

     В начальном периоде внедрения модульной технологии в образовательную систему США и Англии понятие модуля включало определенный набор учебных материалов. При дальнейшей разработке этой технологии, содержание понятия «модуль» видоизменялось: под модулем понимали самостоятельно планируемую единицу учебной деятельности, затем относительно самостоятельную часть определенной системы, несущую функциональную нагрузку, соответствующую определенной «дозе» информации или действия, достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста. [2]

Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им» [3]. Современный исследователь П.А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [4].

Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик».    Содержание     обучения  представляется     в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. В основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.  

   Компетентностный  подход в обучении означает в привитии учащимся и развитии  у  них набора ключевых  компетенций, которые определяют  их  успешную социализацию. Именно  компетентностный  подход,  его  ориентация  на  формирование  ключевых компетенций  выпускника  как  основу  его  профессиональной  мобильности  и  есть  тот основной  механизм,  который  призван  обеспечить  социальную  защиту  молодежи  в условиях рыночной экономики.

    Одним  из  ведущих  понятий  компетентностного  подхода  является  понятие  – «образовательный  модуль»  -  целостная  единица образовательного  стандарта.  Модуль  – законченная  единица  образовательной  программы, формирующая  одну  или  несколько определенных  компетенций,  сопровождаемая  контролем  знаний,  умений  на  выходе. Модуль  это  структурированный,  завершенный  объем  материала,  дающий  первичное приобретение  некоторых  теоретических  и  практических  навыков.  Модуль  представляет собой самостоятельную учебную дидактическую единицу, по величине равную одной или нескольким  темам  учебного  курса.  Модульное  обучение  в  таком  случае  предполагает жесткое  структурирование  учебной  информации,  содержания  обучения  и  организации работы  обучающихся  с  блоками  информации.  

Учебный модуль может включать: цели, учебную задачу, методические рекомендации по его выполнению, ориентировочную основу действий, средства контроля успешности выполнения учебной деятельности. Различают следующие виды модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль и коррекция [4]. Применение модульной технологии раскрывает широкие возможности для каждого из участников образовательного процесса. Учитель в этом случае не является «транслятором» знаний. Его основными функциями становятся: организация учебной деятельности и управление ею, оказание методической помощи, консультирование. Учебная деятельность направлена на образование и на формирование своей личности. Главным мотивом деятельности учащихся становится учебно-познавательный. Учитель  при этом выступает не как специалист, передающий новую информацию, а как организатор процесса обучения, руководитель деятельности обучающихся, оказывающий им необходимую помощь и поддержку.  

     Преимущества использования модульного обучения в том, что оно интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в теории и практике.

Из программированного обучения заимствует идея активности ученика в процессе его четких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно – познавательной деятельности.

Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая её суть – ориентировочная основа деятельности.

Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

Из психологии используется также рефлексивный подход.

Из теории укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева используется укрупненный подход к структуре изучаемого материала.

     П.М.Эрдниев в своей книге «Укрупнение дидактических единиц в обучении математике» пишет, что «одна из главных задач современной педагогики – добиться того, чтобы человек за меньшее, чем прежде, время овладел большим объемом основательных и действенных знаний»  [5]

    В настоящее время важнейшие открытия делаются, как правило, на стыках наук.

   Укрупненная дидактическая единица – это клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.

   Понятие укрупнения единицы усвоения достаточно общо, оно вбирает следующие взаимосвязанные конкретные подходы к обучению:

  1. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций, теорем и т.п. (в частности, взаимно обратных);
  2. Обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.);
  3. Рассмотрение во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий (в частности, деформированных упражнений);
  4. Обращение структуры упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;
  5. Выявление сложной природы математического знания, достижение системности знаний;
  6. Реализация принципа дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов между образным и логическим в мышлении, между его сознательным и подсознательным компонентами).

   Почему совокупное применение указанных методов действительно оказывается более результативным по сравнению с «измельчением без меры» учебного материала?

      Потому, что при этом создаются условия для проявления фундаментальных закономерностей мышления (вкупе оптимизирующие познавательный процесс), а именно:

  1. закон единства и борьбы противоположностей;
  2. перемежающегося противопоставления контрастных раздражителей (И.П. Павлов);
  3. принципа обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К.Анохин), обратимости операций (Ж.Пиаже);
  4. перехода к сверхсимволам, т.е. оперирования более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).

   Фактором, обеспечивающим высокое качество укрупненного знания, может выступить общий графический образ, общность символов для группы формул, наличие одних и тех же слов или словосочетаний в сравниваемых высказываниях, в цепи доказательств и т.п.

   Переработка информации мозгом человека осуществляется параллельно на низших и высших кодах (на кодах знаков, звуков, слов, фраз и смысла), т.е. на подсознательном и сознательном уровнях одновременно.

    При укрупнении дидактических единиц как раз используются эти скрытые резервы мышления, существенно повышающие результативность процесса обучения в целом.

    Основные методические положения настоящей книги создавались и проверялись в ходе многолетних испытаний (1960-1984). [5]

        К целям модульного обучения  учитель математики Агинской окружной гимназии Бадмаева Соелма .Кимовна  относит комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.

К ведущим принципам модульного обучения, которые успешно реализует в своей педагогической практике Соелма Кимовна можно отнести:  мобильность;  структуризацию содержания обучения;  динамичность;   действенность и оперативность знаний;  гибкость и др.  Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Опыт использования данной технологии позволяет сделать вывод о том, что её применение  способствует созданию ситуации успеха для обучающегося, наиболее полной реализации его возможностей. Использование этой технологии способствует основной цели обучения – саморазвитию обучающихся.

Обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии были:

~   паритетные отношения учителя и учеников;

~  возможность работы обучаемых в парах, в группах;

~  возможность общения с товарищами;

~   возможность выбора уровня обучения;

~   возможность работы в индивидуальном темпе;

~  раннее предъявление конечных результатов обучения;

~   "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.

    Приступая  к  разработке  модульного  урока,  необходимо  помнить,  что  он  должен занимать  не  менее  двух академических  часов, так  как на  подобном занятии  необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал. Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:

-     УЭ-0    -   направлен    на    определение    интегрирующей   цели   по  достижению результатов обучения;

-   УЭ-1  -  включает  задания  по  выявлению  уровня  знаний  по  теме,  задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;

- УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала;

Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени  достижения  целей  урока), выбор  домашнего задания  (оно  должно быть дифференцированным  -  с  учетом  успешности  работы  учащегося  на  уроке),  рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом). Начинается модульное занятие с целеполагания. Следующий этап в модульном занятии — мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, математические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок:  содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов. Далее — отработка материала: практические работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля — само- и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль преподавателя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока ученики возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке. На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей. Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников. [6]

Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят экономию учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.

  1.  Преимущества и недостатки модульной технологии обучения

Достоинства модульного обучения

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2.   Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3.  Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4.  Поэтапный  -  модульный  контроль  знаний  и  практических  умений  дает определенную гарантию эффективности обучения.

5.  Достигается  определенная  "технологизация"  обучения.  Обучение  в  меньшей степени становится зависимым  от педагогического  мастерства учителя.

6. Первоочередное формирование навыков самообразования.

    Дидактические     условия,      при      которых      достигается      высокая

эффективность модульного обучения:

1.   Качественная    разработка    модулей,    отбор   и    конструирование  содержания   учебного    материала,    учитывающие    интересы,   возрастные  особенности  и  другие личностные качества обучающихся.

2.  Последовательная     реализация     модулей,     которые     позволяют

интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.

3.   Разработка  и  предъявление  модулей  позволяют  сочетать  изучение  теории  и формировать практические умения и навыки.

4.   Варьирование    проблемных    задач    и    заданий    с    типовыми, требующими репродуктивной воспроизводящей деятельности обучающихся.

5.   Сочетание   контроля   с   самоконтролем   обучающихся,   который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2.   Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3.   Если  к каждому  новому  уроку, занятию  учитель имеет  возможность  обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.  

    Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия:

1)   достаточная  подготовка  учителя,  его  желание  осваивать  новые  технологии обучения;

2)   готовность     школьников     к     выполнению     самостоятельной     учебно-познавательной деятельности,  сформированность  у  учеников минимума знаний и  общих учебных умений;

3)   возможность  тиражирования  модулей,  так  как  каждый  ученик  должен  быть обеспечен программой действий.

Эта  система  обучения  требует  от  учителя  большой  предварительной  работы,  от ученика  -  напряженного  труда.  Но  она  приносит  хорошие  результаты,  мотивируя образовательные  потребности  школьника,  обеспечивая  их  и  учитывая  при  этом индивидуальные возможности. [6]

    Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения математике достаточно эффективна. По сравнению с традиционной технологией обучения модульная технология гарантирует рост  качественной  успеваемости, повышение прочности  знаний, повышение  общей  эффективности.  

  1.  Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике

      В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется значительное число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма велик.

      Как успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода в обучении существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причём на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению. Уровень, на котором ведётся преподавание, не надо отождествлять с обязательным уровнем усвоения материала. Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объёме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.

   Дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам, одинаковый объём материала, устанавливают различные уровни требования к его усвоению. Для эффективности дифференцированного обучения можно использовать элементы модульной технологии. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную учебно-познавательную деятельность. Здесь идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализаваться и это способствует мотивации учения. У школьников формируются такие качества как самостоятельность и коллективизм. Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль. Задача учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Учитель как бы беседует с учеником, активизирует его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривает, ориентирует на успех.

    Что такое модуль и как его оформить?

   Известны различные способы оформления модулей как средства организации учения школьников. Как показал наш эксперимент, технология модульного обучения осуществляется наиболее эффективно, если модульная программа представляется в виде специального учебного пособия для индивидуальной работы учащихся (по сути – самоучителя) и вручается ему для постоянного пользования на время изучения блока учебного материала, заложенного в модуль.

   В структуре модульного пособия отражены требования и правила конструирования модуля:

  • комплексная цель, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;
  • конкретизация цели в предметных "учебных элементах", заданных стандартом образования;
  • программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;
  • конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;
  • эталоны решений для организации самоконтроля и взаимоконтроля.

Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии.

   Модульная технология представляет собой обобщенную, универсальную систему, своего рода метатехнологию, которая являясь как бы канвой, каркасом сооружения, предназначенного для реализации целей индивидуализации, органично и оптимально интегрирует в себя любые другие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих целей.

   Это такая технология, которая реализует на практике следующие идеи, принципы и правила:

- крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;

-преимущественно самостоятельная проработка учащимися учебного материала;

-управление учением школьников посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы) и алгоритмов познавательной деятельности (т.е. посредством учебно-методического комплекта, называемого модулем);

-открытость методической системы учителя (программа изучения материала и планирование работы на уроке сообщается учащимся заранее);

-возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;

-добровольность домашней работы;

-создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого ученика;

-перспективное нацеливание учащихся на критерии и содержание контроля;

-демонстрация безграничного доверия к ученику, уверенности в его возможностях;

-свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке;

-только содержательный (безотметочный) оперативный текущий контроль;

-оценка результатов по итоговому контролю (а не как среднее арифметическое текущих результатов);

-предоставление каждому ученику шанса улучшить свои итоговые результаты;

-возможность реализовать себя в творческой деятельности;

-участие учащихся в оценке эффективности учебного процесса.

    Тему можно разделить, например, на восемь модулей, не являющихся 8 уроками. Модуль может содержать несколько уроков.

Шесть первых модулей, в основном, построены по схеме:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

   При постановке проблемы учащимся предлагается сводная таблица тех знаний (схематично), которые учащиеся приобретут на последующих уроках.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  Перед изучением нового материала проводится входной контроль знаний и умений (например, в форме диктанта с обязательной проверкой сразу после написания), чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний. В той части модуля, где изучается новый материал, хорошо вписывается вся система методов приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группе, лекционная система, беседы и т. д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

ученика по использованию вновь полученных знаний, сочетающихся с индивидуальной помощью со стороны учителя. При самостоятельной работе над задачей ученики используют учебник, дополнительную литературу, консультации учителя.

ВЫХОД НА КОНТРОЛЬ

   Завершающий этап каждого модуля – выход на контроль, который состоит из трёх уровней сложности. Все предлагаемые задания оценены определённым количеством баллов.

Учащиеся сами выбирают для себя уровень сложности и не испытывают беспокойства по поводу получения неудовлетворительной оценки, т. к. каждый из них получит не отметки, а количество баллов.

Предпоследний модуль можно назвать уроком – консультацией.

Урок – консультация.

Класс разбит на 3 группы. Каждая группа получает задание (7 вопросов).

Время подготовки 7-8 минут. После подготовки каждая группа отвечает на вопросы, проектируемые на экран, затем сдаёт свои вопросы экспертам (ответы должен написать каждый). После ответа одной группы остальные высказывают свои дополнения, возражения и т. д.

В этом модуле можно рассматривать решения задач нестандартными методами. Задания предлагаются каждой группе. Время подготовки 10 минут. Оценивается в баллах. Каждая группа записывает решение на доске. Проходит обсуждение. Завершение модуля – «Ярмарка задач», где каждый ученик решает индивидуальные задания. Задачи, например, можно выдать в конверте каждой группе. Они разной степени сложности на «3», «4», «5» баллов.

Последний модуль – это контрольная работа,

задания которой содержат обязательные задачи повышенной сложности. За неё учащиеся получают оценку в баллах.

По окончанию изучения темы, ученик имеет три оценки, которые видны из таблицы:

«Рейтинг ученика»

Фамилия ученика

Модули (1-6)

Баллы за промежуточный контроль

Общее количество баллов

Оценка

Урок – консультация

Баллы за задания на уроке

Общее количество баллов

Оценка

Контрольная работа

Баллы за задания

Общее количество баллов

Оценка

Зачёт

 

    Последняя графа отведена для тех, кто желает повысить свою оценку за первые шесть модулей. Рейтинговая система оценки увеличивает желание ученика получить большее количество баллов, а, следовательно, школьник старается выбирать и решить более трудные задачи и получить более глубокие знания.

    Введение модулей в учебный процесс надо осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной. Элементы модульной системы применимы и в младших классах, а консультацию – зачёт можно провести следующим образом:

Учащимся заранее выдаются вопросы для самоконтроля. Затем 6 учеников, получивших лучшие оценки за самостоятельные работы, отвечают у доски.

Это будущие консультанты. За ответы учитель сам ставит оценку. Но остальные учащиеся, которые в дальнейшем будут отвечать консультантам, следят за его ответом и имеют право обсуждать и оценивать. Когда проходит работа в группе, ребята имеют право задавать вопросы спрашивающему, консультироваться у учителя, но за каждый вопрос у ученика снимается по одному баллу (штрафные очки). После этого можно проводить контрольную работу.

   Эффективным методом при дифференцированном обучении является работа в группе. За 10 дней до семинара учащимся сообщаются теоретические вопросы, по которым будет вестись опрос, и домашнее задание. Домашнее задание лучше подобрать творческого характера, так, чтобы учащиеся или сами сочинили какую-либо задачу или заглянули в дополнительную литературу по математике. Иногда можно задавать задание для всех 4 групп, на которые разбит класс.

   Например, 4 каких-нибудь примера с «изюминкой» или 4 интересные задачи. Но спрашивать не все 4 задачи, а только по одной. Представители от группы тянут жребий, кому отвечать 1, 2, 3, 4. Первая группа выбирает ту из задач, какая ей больше понравилась и т. д. Класс разбит на четыре группы, равные по силе. Это нужно для того, чтобы ученики при решении задач помогали друг другу и для того, чтобы на уроке присутствовал дух соревнования.

    Урок начинается с исторической справки, подготовленной одним учеником из учеников. Затем идёт опрос теории. Задаются вопросы, оцененные в 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым зарабатывая очки для группы. Если ученик отвечает неправильно, то баллы, наоборот, снимаются со счёта группы. Домашнее задание тоже оценивается определённым количеством баллов. При проверке могут быть различные варианты оценок. Заключительным этапом может быть «ярмарка задач». Здесь учитывается различный уровень подготовленности учащихся.

    Самое главное – вызывать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

    Традиционные системы контроля и оценки знаний учащихся имеют существенный недостаток: все «нити» контроля находятся в руках преподавателя (учителя), что лишает учащихся инициативы, самостоятельности в учебе. На практике зачастую объективность контроля превращается в субъективную предвзятость.

    Отсюда мы делаем вывод о необходимости применения рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений в технологии модульного обучения. Основная ее особенность – в передаче «нитей» контроля от преподавателя к учащемуся.

     Смысл модульно – рейтинговой многобалльной системы заключается в том, что каждое задание, в зависимости от сложности, нестандартности, креативности оценивается по определенной, пропорционально увеличивающейся шкале. При этом ученик может выбрать задание в соответствии с самооценкой, уровнем притязаний и амбиций. [7]

    В технологии модульного обучения широко используются тесты, как обязательные, так и на выбор. В каждом проблемном модуле до 4-6 тестов. Из них: «входной» (предварительный тест, 1-2 промежуточных (текущих) теста, 1-2 теста на выбор исполнения и «выходной» (итоговый) тест.

Перед каждым промежуточным и итоговым тестами предлагается домашнее задание, основная функция которого – самоподготовка к тестированию.

В тест включается до 10 заданий, которые оцениваются от 2 до 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое обучаемый может получить за выполнение теста, достигает 30 баллов.

В каждое домашнее задание также может быть включено до 10 заданий, которые аналогично оцениваются от 2 до 5 баллов. (Проверка домашней работы может производиться как фронтально, так и выборочно).

Кроме того, в рейтинговую систему контроля наряду с положительными (+) баллами существуют и отрицательные (–), которые вычитаются из набранной суммы.

В рейтинговой системе контроля устанавливается нижняя граница (Rmin) – 40% от максимально возможного количества баллов для каждого проблемного модуля. Учащийся, не набравший этой нижней границы баллов, считаются не усвоившими содержание проблемного модуля.

Максимально возможный рейтинг по теме высчитывается по формуле:

Rmax=[Тл+Тп+Тс+1/2(Тлаб+Тсам)]х5, где

Rmax – максимальный рейтинг,

Тл – количество лекционных часов (в старших классах),

Тп – учебные часы (уроки),

Тс – семинарские часы (в старших классах),

Тлаб – время на лабораторные занятия,

Тсам – время на самостоятельную работу.

Соотношение оценок следующее (в % максимально возможного количества баллов):

Неудовлетворительно – 0-40;

Удовлетворительно – 40-70;

Хорошо – 70-90;

Отлично – 90-100. [7]

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
  • Стимулирование самостоятельности в учебе;
  • Учет индивидуальных качеств учащихся;
  • Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

Но у рейтинговой системы можно выделить и недостатки:

  • Чрезмерная самостоятельность учащихся;
  • Либерализация учебной дисциплины;
  • Доминирование письменной проверки над устным опросом.

    Рефлексия такого рода позволяет определить только внешнюю сторону результатов работы. Она не укажет на причины успеха изучения темы или, наоборот, неудачи. Она не поможет определить, какие способы работы были наиболее эффективными, понятными для ребят. Поэтому рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы.

  1. Заключение

В заключение можно рассмотреть следующие результаты и выводы:

   Технология модульного обучения - одна из технологий, которая, по сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся; совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

   Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, "полного усвоения", УДЕ, КСО и т.д.

   Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США и др.) и становится все более популярной в нашей стране. Но большим препятствием к ее распространению является отсутствие дидактического обеспечения этой технологии.

   Технологию модульного обучения успешно реализует в своей педагогической практике учитель математики Агинской окружной гимназии Бадмаева Соелма Кимовна. Ее практический опыт освоения технологии модульного обучения выпущен в виде учебно-методического пособия, который мы использовали в своем исследовании в качестве руководства к действию.

Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Опыт использования данной технологии позволяет сделать вывод о том, что её применение  способствует созданию ситуации успеха для обучающегося, наиболее полной реализации его возможностей. Использование этой технологии способствует основной цели обучения – саморазвитию обучающихся и повышению качества знаний.

Проведённый анализ учебно-методической литературы, опытное преподавание показали, что проблема внедрения модульной технологии на уроках математики до конца не решена – нет достаточной ясности в отборе содержания для различных профилей, мал опыт проведения таких занятий, недостаточно учебно-методической литературы. Сложившаяся ситуация позволяет производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материала.

Библиография

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998.-С.37-43.
  2. Методика блочно-модульного обучения. / Под ред.О.Е.Лисейчикова. - Краснодар,1989.
  3. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. – Вильнюс, 1990.
  4. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 255с.
  5. Дугарова Ц.Д. Теория и практика модульного обучения. Агинское, 2013. – 36 с.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002. – 24 с.
  7. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
  8. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения. // Завуч. – 2006.-№3.- С. 3 – 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ

Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую - результаты внедрения МО в работу педагога, разработку про...

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения

Статья "Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения"...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...